1 природа как самоценность

1.2. Природа как самоценность

Норвежский философ А. Наэсс, сыгравший большую роль в становлении новой парадигмы взаимоотношения человека и природы, «утверждает» ценностный объективизм и дает четкое обоснование самоценности природы.

  1. Живое имеет ценность само по себе, а не только как ресурс для человека.
  2. Животные имеют право на жизнь, даже если они бесполезны для человека.
  3. Природа не принадлежит человеку, и он не имеет права разрушать ее.
  4. Природа заслуживает защиты независимо от судеб человечества.
  1. С глубоким периодом покоя. Это клубневые и луковичные растения, полностью сбрасывающие листву. Зимой они нуждаются в темноте и прохладе, однако, следует учитывать их индивидуальные особенности. Например, луковицы амариллиса лучше хранить при температуре +10-12 градусов, глоксинии – при +12-16 градусов, клубни бегонии хранят при +6-12 градусов.
  2. С явно выраженным, но не очень глубоким периодом покоя. Чаще всего это представители субтропиков, не сбрасывающие на зиму листву, но останавливающиеся в росте. Эти виды зимой нуждаются в хорошем освещении и прохладе. Так, пеларгонии и фуксии хорошо чувствуют себя при температуре +12 градусов, восковый плющ – при температуре +12-13 градусов, колокольчику («невесте») необходимы та же температура и очень хорошее освещение и т.д.
  3. С невыраженным периодом покоя. Это в основном растения тропиков. Зимняя температура для них должна быть незначительно меньше, чем летом. Так, для зимнего цветения фиалок требуется +20-25 градусов и дополнительное освещение, папоротники хорошо переносят зиму при +18*-20 градусов, «листовые» кактусы тропического леса предпочитают температуру +13-16 градусов и т.д.

Источник

Природа, как самоценность. Обучающие и воспитательные функции природы.
консультация (старшая группа) на тему

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. Ведьприрода — важнейшее средство воспитания и развити.

Воспитательные функции семьи и ДОУ

В данной презентации представлены формы организации работы с родителями.

Читайте также:  Дефект массы атомного ядра природа
образоватегьно — воспитательная функции икт в доу.

приемы и методы используемые на занятиях и вне занятий.

1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ И ДОУ

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависи.

Роль природы в формировании личности дошкольников.Воспитательно -образовательные задачи ознакомления детей с природой!

Экологическое воспитание-это новое направление дошкольной педагогики,которое отличается от традиционного -ознакомление с природой.Ведь природа-важнейее средство воспитания и развития детей дошкольного.

Консультация «Воспитательные функции ДОУ и семьи»

Воспитательные функции ДОУ и семьи.

Консультация «Воспитательная функция родителей»

Целостность и системность воспитательного процесса предполагают превращение всех родителей в активных и сознательных участников гуманного демократического воспитания подрастающего поколения. Семья явл.

Источник

1.3. Феномен культуры детства и природы

Детство есть определенный период первоначальной жизни человека и первый этап становления ребенка как личности, когда закладываются основы правильного отношения к себе, к окружающему миру: природе, вещам, людям, ценностной ориентации в нем.

Вместе с тем, детство не только хронологическое начало человеческой жизни, где прочитывается объяснение самой жизни вообще, ее первое слово. А прежде всего, уникальность детства обусловлена в его культурно-исторической самоценности. Детство творит культуру, в той же мере, в какой культура творит детство. Этим определяется особый статус дошкольного детства, связанный с тем, что в его рамках совершается развитие общечеловеческих способностей в «чистом виде» независимо от каких-либо частных задач.

В детстве порождается и раскрывается человеческое в человеке через знакомство и овладение ребенком приемами творческой деятельности людей с их внутренним содержанием. В результате этого возникают специфические детские виды деятельности (А.В. Запорожец), которые носят универсальный, изобретательный, многофункциональный характер. Благодаря этому они обнаруживают скрытые для взрослых способы действования, порождая и творя культуру, в виде новых уникальных способностей на материале, устоявшихся стереотипов по отношению к различным вещам окружающего мира.

В свою очередь, культура детства определяется идеей гармоничного, всестороннего развития всех сущностных сил ребенка, воспитания гуманной, демократической личности. Осуществление данной идеи заключается в предоставлении маленькому гражданину возможности для полной физической, интеллектуальной и духовно-нравственной самореализации.

Читайте также:  Бытие природы бытие социальное бытие идеальное

Среди факторов влияющих на формирование личности, несущих в себе психолого-педагогический потенциал для гармоничного развития ребенка и обеспечивающих его полем для многообразной деятельности, отношения и общения выделяется среда: социальная и природная.

Детство, как явление социального мира, является объектом влияния социальных зависимостей, различных воздействий социальной среды. В результате такого влияния у детей складывается представление о мире, формируется сознание, навыки, привычки деятельности и поведения, происходит развитие всех психических свойств личности и мышление, создается макро и микроклимат, определяющий мировоззрение индивида. Известен афоризм: « Все человеческое в человеке от людей». Это значит, что духовный мир человека, его социальные и психические качества есть продукт общественной жизни.

Формирование личности в известной мере зависит и от природной среды: климатических условий, состояния флоры и фауны, характера отношения с природой и т.д.

Ребенок родившись, появившись на свет сам по себе уже феномен природы. Природное окружение, географическая среда определяют в некоторой степени его темперамент и характер, влияют не только на деятельность, но и на поведение. Растущий человек постепенно из существа биосоциального под воздействием окружающей среды, воспитания и обучения превращается в существо социально-биологическое, обученное, с определенными способностями и духовно-нравственными качествами.

Современная российская система воспитания базируется на подходах гуманистической педагогики, которая рассматривает ребенка как уникального индивида, как целостную личность, стремящегося к полной самореализации.

С позиций гуманистической педагогики разработаны российские инновационные программы «Детство» В.И. Логиновой и Т.И. Бабаевой (Санкт-Петербург), базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки» Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, «Я – Человек» С.А. Козловой (Москва).

Осуществление идей гуманизма не представляется полным без формирования в человеческой личности важной черты — сознания и чувства высокой гражданственности в отношениях с природой.

Если говорить об онтогенезе отношений к природе, то, несомненно, первоначально они развиваются в сфере эмоционально-чувственных реакций ребенка и выражаются в элементарных эстетических переживаниях. С первых лет жизни ребенок ощущает потребность общения с природой в том случае, если взрослые помогают ему открывать чудесный мир, в котором так много загадочного, непонятного, таинственного для ребенка. И ответственная задача педагога – пробудить интеллектуальные силы малыша, развить осознание красоты природы и показать нравственно-этическую сторону человеческих отношений к природе.

Читайте также:  Заняття ознайомлення дітей з природою

Выдающиеся педагоги разных времен отмечали огромную роль природы в человеческом развитии, в становлении человека как гражданина. Одним из первых педагогов, заложивших философскую основу в вопросе о роли природы в формировании личности был представитель Нового времени (XVII — начало XVIII в.) Жан-Жак Руссо с концепцией «естественного человека». Он считал, что в природе – в противоположность обществу – сосредоточено все лучшее, что есть в нашем мире. С его точки зрения, только на лоне природы может быть воспитана гармоничная, нравственно чистая личность – более того, до 15 лет взаимодействие с обществом вообще противопоказано ребенку, т.к. оно может окончательно и безвозвратно развратить его душу. В XVIII в. его идеи имели немалую популярность. Несмотря на свойственную крайность во взглядах Руссо, во многом именно благодаря ему в педагогике утвердилось представление о взаимодействии с природой как мощным средством воспитания детей.

Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский писал: …«Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет кругозор, обогащает впечатления».

Еще определеннее сформулировал эту мысль В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям»: «В природе нет такой магической силы, непосредственно влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи… как важно, чтобы первые научные мысли ребенок познавал в окружающем мире, чтобы источником мысли были красота и неисчерпаемая сложность природных явлений, чтобы ребенка постепенно вводили в мир общественных отношений, труда… чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира…»

Познание природы, деятельность в ней, способность к эстетическому переживанию, связанному с ее красотой и величием, составляют базис экологического воспитания ребенка-дошкольника, являясь источником его культурного поведения в природе и бережного отношения к ней.

Источник

Оцените статью