19 век птица символ

Птица — символ времени

Одной из наиболее интересных, но мало исследованных проблем мифопоэтического наследия белорусов является «орнитоморфный код», или иначе — символика птиц, с которыми человек контактировал довольно активно. С течением времени крылатые создания заняли очень важное место в фольклорном наследии белорусов, стали объектом глубокого осмысления фактически во всех жанрах устно-поэтического творчества.

Помимо того, что некоторые птицы предопределяли судьбу человека, многие из них были самым необычным образом связаны со временем проведения тех или иных обрядов или земледельческих работ. Ежегодный ритмизированный прилет их с юга и отлет назад был положен нашими предками в основу одной из систем измерения календарного времени. Ярким свидетельством тому стали многочисленные загадки: «Двенадцать орлов, пятьдесят две галки снесли одно яйцо» (месяцы, недели, год); «выходили двенадцать молодцов, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей».

В сказочном эпосе белорусов хорошо известен сюжет о том, как журавль ухаживал за цаплей. Ходили они, ходили друг к другу в гости, но так и не обручились. Сразу на память приходят загадки, в которых этот же мотив осмысливается по-другому, однако типологически близко: «Сестра к брату в гости идет, а брат от нее прячется», «Что это за глаза: один светит днем, а второй — ночью». Понятно, что и в первом, и во втором случае речь идет о Солнце и Луне, которые ходят следом друг за другом, но космический брак между ними так никогда не будет заключен.

Борис Ольшанский. У небесного причала

Борис Ольшанский. У небесного причала

Именно к птице — кукушке — той, которая «легко» живет, потому что не воспитывает своих детей, человек обращался, чтобы узнать, сколько ему еще лет отмерено: сколько раз «ку-ку» услышишь — столько лет и проживешь.

Читайте также:  Альбатрос среда обитания птица

Осмысление времени посредством символики птиц самым непосредственным образом связано с построением Вселенной и разделением ее на мир живых и «тот свет» (мир умерших). Во многих сказках мотив помощи необычной птицы варьируется по-разному, однако его символика остается всегда одинаковой. Ненасытная, необычных размеров птица — это воплощение смерти или существования в той системе координат, в которой часы должны будут остановиться на определенное время (на один год).

Становится понятным, почему птица, которая вдруг залетела в дом или сильно ударилась в окно, так пугала людей. По мнению наших предков, она прилетает в тот дом, из которого скоро улетит душа в иные места, а значит, кто-то скоро умрет.

Птицами, которые выступали посредниками между миром живых и миром мертвых и которых наделяли способностью предвещать, считали ворона-ворону, сороку, кукушку и сову: «Сорока приносит и хорошие, и дурные вести. Ворон, каркая над домом, предсказывает смерть одного из жителей этого дома. По кукованию кукушки узнают, долгой ли будет жизнь, а также о замужестве, богатстве. Крик совы над домом — плохой знак».

Кроме этого, вестниками считали и мелких птиц — таких, как синица, ласточка, воробей: «Если мелкие птицы внезапно влетают в дом через окно, это может предсказывать разное:

а) ласточка залетит — придет нежелательная весть, а если в доме есть невеста — придут сваты или жених;
б) воробей залетит — будут незначительные вести; зайдет посетитель;
в) синица бьется в стекло — надо ждать большого несчастья.

Источник

Птицы в клетках – неслучайный элемент в интерьерной живописи XIX века

В постоянной экспозиции русского искусства середины XIX века в главном здании Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва представлены две жанровые работы, изображающие интерьеры. Об этом Мария Моженкова.

Читайте также:  Адреса птицефабрик калужской области

Арт-взгляд

Картина «Крестины» (1873) Акима Егоровича Карнеева и полотно «Внутренний вид комнаты» (1873) Алексея Алексеевича Боброва, рассказывают о быте, жизненных процессах общества, подчеркивая элементы эпохи, а также национальную и социальную принадлежность людей. «Портреты» жилищ – это развернутое повествование о людях разных сословий, их привычках и образе жизни. При сравнении двух интерьеров: крестьянской избы у А. Е. Карнеева и дворянской усадьбы у А. А. Боброва, обращает на себя внимание один одинаковый элемент. Клетка с птицами.

Птиц содержали и в богатых домах, и в обычных крестьянских избах. Хороший певчий соловей или жаворонок мог быть прекрасным подарком, а позже среди людей побогаче получили популярность завезённые канарейки. Но чаще всего в домах заводили местных певчих птиц (овсянок, чижей, синиц, малиновок или зябликов). Причём по весне их, как правило, выпускали на волю.

Размещение клетки у неискушённого зрителя может вызвать недоумение: её подвешивали к потолку. На первый взгляд, неудобно и в плане ухода, и в плане любования пернатыми певцами. Однако, такое расположение клетки имело сугубо практическую пользу. Здесь уместно вспомнить, что дома в то время имели печное отопление. А это не совсем безопасный процесс: ведь нужно было строго следить, когда прогорят последние угли и вовремя закрыть заслонку трубы (вьюшку), чтобы сохранить тепло. Но если человек по невнимательности закрывал дымоход, когда угли ещё тлели, то это создавало угрозу жизни домочадцев. Дело в том, что в процессе горения выделяется угарный газ – он невидим и никак не ощутим, не имеет ни запаха, ни цвета, а при попадании в дыхательные органы, моментально вытесняет кислород. Недаром монооксид углерода (официальное название угарного газа) получил прозвище «тихий убийца». Так во сне могли угореть до смерти все жильцы дома. Кстати, в некоторых богатых домах хозяева настолько опасались, что слуги могут таким образом могут расправиться с ними, что вовсе убирали из дымохода вьюшки. И топить такие печки приходилось почти беспрерывно.

Читайте также:  Red tailed hawk птица

Своеобразными живыми «индикаторами» опасного газа и стали певчие птицы, даже при малейшем его появлении они буквально падали без чувств. А так как угарный газ легче воздуха, то клетки с птицами и размещали под потолком, чтобы вовремя заметить опасность. Если слышен весёлый щебет – всё в порядке, если птица начинала метаться – это сигнал для беспокойства. Таким образом, содержание певчих птиц не только развлекало домочадцев всю зиму, но и спасало жизни. Весной, когда печи переставали топить, птиц выпускали на волю.

К слову, идея содержания птиц ради обнаружения опасных газов использовалась в Европе XIX века в горном деле. Канареек брали с собой в шахты и рудники, где пернатые певчие спасли не одну сотню жизней.

Вот так, начиная с одной, казалось бы не самой значительной детали картины, можно погрузиться в другую эпоху, узнать интересные факты из уклада жизни людей XIX века, совершить виртуальное путешествие во времени.

Мария Моженкова, искусствовед

Возрастное ограничение: 16+

Источник

Оцените статью