alindomik
25 июня 1910 года в парижском Гранд-опера состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Жар-птица».Балет «Жар-птица» – одно из ранних произведений Игоря Стравинского и первый балет на русскую тему в антрепризе выдающегося организатора «Русских сезонов» в Париже Сергея Дягилева. Идея создания сценического произведения такой тематики возникла в среде художников, театральных и литературных деятелей, связанных с антрепризой Сергея Дягилева, которые считали, что для поднятия престижа русского балета необходимо создать и показать в Париже русскую балетную сказку.
Хореограф Михаил Фокин в своих «Мемуарах» так рассказывает о возникновении замысла балета: «Не хватало балета из русской жизни или на тему из русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные обработки русской сказки были уже использованы для сцены (главным образом Римским-Корсаковым в его операх).Все образы народной фантазии уже прошли на сцену. Только образ Жар-птицы оставался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица – самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету.
Я взялся соединить различные народные сказки и сочинил по ним либретто».
Дягилев предложил композитору Анатолию Лядову написать музыку на либретто Михаила Фокина на сюжет «Жар-птицы», который был создан в свою очередь по мотивам русских сказок. Тот согласился, но вскоре потерял к работе интерес, а в результате подвел своих заказчиков. Времени оставалось совсем мало. И тогда Дягилев решил рискнуть и доверил эту работу молодому композитору Игорю Стравинскому, которым заинтересовался еще раньше, услышав его «Фантастическое скерцо».Стравинский опасался, что не справится с работой и не оправдает ожиданий Дягилева. Тот, в свою очередь, не сомневался в успехе. Вскоре молодой композитор создал одноактный балет в двух картинах.
Премьера балета под названием L\\\\\\\\’Oiseau de feu состоялась 25 июня 1910 г. во время Русских сезонов в Париже на сцене Гранд-опера. В подготовке парижской премьеры балета участвовали Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Лев Бакст, Александр Бенуа. Костюмы Жар птицы и Царевны Ненаглядной красы были созданы художником Львом Бакстом, декорации и остальные костюмы – Александром Головиным. Оформление Головина, стилизованное в духе эстетических идей «серебряного века», привело в восхищение парижского зрителя.Жар-птицу танцевала Тамара Карсавина, Ивана-царевича сам Фокин, царевну Ненаглядную красу – Вера Фокина, Кащея Бессмертного – Алексей Булгаков.
Фокин четко разделил образы Жар-птицы, царевен и Поганого царства. Жар-птица танцевала на пуантах, ее танец строился на движениях классического танца; земной пластикой были наделены царевны они танцевали босиком, а для свиты в «Поганом плясе» балетмейстер использовал уродливую, противоестественную пластику. Танцы различных групп сопровождались различными музыкальными инструментами. Новые выразительные средства по-новому раскрывали образы. Например, Жар-птица не очеловечивалась, а, наоборот, противопоставлялась людям – царевнам и приближалась к фантастическим, сказочным существам из русской народной поэзии.Оркестром дирижировал французский композитор и дирижер Анри Констан Габриель Пьерне.
Успех балета превзошел все ожидания. Экзотичностью, красочностью, таинственностью «Жар-птица» ошеломила и околдовала Париж, который рукоплескал русскому балету. Парижские журналисты в самых восторженных словах описывали спектакль, подчеркивая органическое соединение музыки, живописи и хореографии.Балет признали «чудом восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами», началом новой эпохи в музыке и хореографии балетного театра. В едином ключе работали здесь композитор и балетмейстер. Это сказалось на музыкально-пластическом решении спектакля: образы хореографические и музыкальные дополняли в нем друг друга.На спектакль собралось высшее артистическое общество. Были писатели Марсель Пруст, Жан Жироду, актриса Сара Бернар, композиторы Клод Дебюсси, Рихард Штраус.Несмотря на то, что в этом произведении еще очень велико влияние музыки Римского-Корсакова, парижскую публику покорила как раз яркость и красочность самобытного стиля Игоря Стравинского.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
В современном варианте:Хореография — Б.ЭйфманГ.Комлева, В.Бударин, А.Иваненко — 1978
Источник
Балет «Жар-птица» Стравинского. Редкие фото первой постановки
100 лет назад состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Жар-птица». Балет был впервые показан 25 июня 1910 года на сцене парижской «Гранд-опера». Этот день можно считать точной датой начала мировой славы Стравинского.
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанк 100 лет назад состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Жар-птица». Балет был впервые показан 25 июня 1910 года на сцене парижской «Гранд-опера». Этот день можно считать точной датой начала мировой славы Стравинского.
На фото: Тамара Карсавина (слева) и Адольф Больм (справа) в балете Стравинского «Жар-птица».
100 лет назад состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Жар-птица». Балет был впервые показан 25 июня 1910 года на сцене парижской «Гранд-опера». Этот день можно считать точной датой начала мировой славы Стравинского.
На фото: Тамара Карсавина (слева) и Адольф Больм (справа) в балете Стравинского «Жар-птица».
© РИА Новости | Перейти в медиабанк Замысел балета «Жар-птица» не принадлежал самому Стравинскому. Балет был заказан ему Сергеем Дягилевым, когда либретто было уже готово.
На фото: 1921 год. балетмейстер Сергей Дягилев (справа) и композитор Игорь Стравинский (слева).
Замысел балета «Жар-птица» не принадлежал самому Стравинскому. Балет был заказан ему Сергеем Дягилевым, когда либретто было уже готово.
На фото: 1921 год. балетмейстер Сергей Дягилев (справа) и композитор Игорь Стравинский (слева).
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанк Либретто было написано Бенуа, Ремизовым, Головиным и Бакстом. Хореографом первой постановки выступил Михаил Фокин.
На фото: Сцена из балета Игоря Стравинского «Жар-Птица». Исполняют артисты Михаил Фокин (на заднем плане) и Тамара Карсавина (на переднем плане).
Либретто было написано Бенуа, Ремизовым, Головиным и Бакстом. Хореографом первой постановки выступил Михаил Фокин.
На фото: Сцена из балета Игоря Стравинского «Жар-Птица». Исполняют артисты Михаил Фокин (на заднем плане) и Тамара Карсавина (на переднем плане).
© РИА Новости | Перейти в медиабанк Ведущую партию в этом балете должна была танцевать Анна Павлова, но по ряду причин её отношения с Дягилевым испортились, и она покинула труппу. В «Жар-птице» Павлову заменила Тамара Карсавина.
На фото: танцовщица Тамара Карсавина в костюме Жар-птицы в балете Игоря Стравинского «Жар-птица».
Ведущую партию в этом балете должна была танцевать Анна Павлова, но по ряду причин её отношения с Дягилевым испортились, и она покинула труппу. В «Жар-птице» Павлову заменила Тамара Карсавина.
На фото: танцовщица Тамара Карсавина в костюме Жар-птицы в балете Игоря Стравинского «Жар-птица».
© РИА Новости / Озерский | Перейти в медиабанк Фокин использовал высокий прыжок Карсавиной. Ее Жар-птица разрезала сцену как молния, и, по словам Бенуа, походила на «огненного феникса». А когда птица оборачивалась девой, в ее пластике появлялась восточная истома, ее порыв как бы таял в изгибах тела, в извивах рук. «Жар-птица» Тамары Карсавиной стала одним из символов своего времени.
На фото: Тамара Карсавина в роли Жар-птицы в балете Игоря Стравинского «Жар-птица».
Фокин использовал высокий прыжок Карсавиной. Ее Жар-птица разрезала сцену как молния, и, по словам Бенуа, походила на «огненного феникса». А когда птица оборачивалась девой, в ее пластике появлялась восточная истома, ее порыв как бы таял в изгибах тела, в извивах рук. «Жар-птица» Тамары Карсавиной стала одним из символов своего времени.
На фото: Тамара Карсавина в роли Жар-птицы в балете Игоря Стравинского «Жар-птица».
На фото: 1910 год. Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Игоря Стравинского «Жар-птица».
На фото: 1910 год. Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Игоря Стравинского «Жар-птица».
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанк В 1931 году оформлением этого балета, в постановке того же Михаила Фокина, занимался Иван Билибин. Спектакль был поставлен для театра Colon в Буэнос-Айресе.
На фото: русский график и театральный художник Иван Билибин в мастерской скульптора Поповой среди художников и портных, выполнивших по его эскизам костюмы и маски к балету Игоря Стравинского «Жар-птица».
В 1931 году оформлением этого балета, в постановке того же Михаила Фокина, занимался Иван Билибин. Спектакль был поставлен для театра Colon в Буэнос-Айресе.
На фото: русский график и театральный художник Иван Билибин в мастерской скульптора Поповой среди художников и портных, выполнивших по его эскизам костюмы и маски к балету Игоря Стравинского «Жар-птица».
© РИА Новости / Леон Дубильт | Перейти в медиабанк В 60-х годах ХХ века Большой театр обратился к наследию Михаила Фокина. На сцене Кремлевского дворца съездов (ныне — Государственный Кремлевский дворец) был поставлен знаменитый балет «Жар-птица».
На фото: 1965 год. Сцена из балета Игоря Стравинского «Жар-птица» в постановке Государственного академического Большого театра.
В 60-х годах ХХ века Большой театр обратился к наследию Михаила Фокина. На сцене Кремлевского дворца съездов (ныне — Государственный Кремлевский дворец) был поставлен знаменитый балет «Жар-птица».
На фото: 1965 год. Сцена из балета Игоря Стравинского «Жар-птица» в постановке Государственного академического Большого театра.
© РИА Новости / Леон Дубильт | Перейти в медиабанк Спустя почти полвека после первой постановки главную партию в балете «Жар-птица» исполнила Майя Плисецкая.
На фото: Народная артистка СССР Майя Плисецкая в роли Жар-птицы в сцене из балета Игоря Стравинского «Жар-птица».
Спустя почти полвека после первой постановки главную партию в балете «Жар-птица» исполнила Майя Плисецкая.
На фото: Народная артистка СССР Майя Плисецкая в роли Жар-птицы в сцене из балета Игоря Стравинского «Жар-птица».
Версия 2023.1 Beta
© 2023 МИА «Россия сегодня»
Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года.
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Правила использования материалов
Политика конфиденциальности
Главный редактор: Гаврилова А.В.
Адрес электронной почты Редакции: internet-group@ria.ru
По вопросам размещения пресс-релизов и рекламы: sales@ria.ru
Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601
Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.
Источник
teachron
25 июня 1910 года в Париже состоялась премьера балета «Жар-птица».
«Жар-птица» — одноактный балет Игоря Стравинского в хореографии Михаила Фокина и оформлении Александра Головина и Леона Бакста, созданный по заказу Сергея Дягилева для его «Русских сезонов в Париже».
Премьера состоялась на сцене парижского театра Гранд-Опера 25 июня 1910 года. Оркестром управлял дирижёр Габриэль Пьерне, главные партии исполнили Тамара Карсавина, Михаил Фокин, Вера Фокина и Алексей Булгаков. Балет написан по мотивам русских народных сказок о волшебной птице, которая является одновременно и благословением, и проклятием для человека, завладевшего ей.
Дягилев первоначально привлек композитора Анатолия Лядова для написания музыки. Лядов работал слишком медленно и Дягилев, в конечном итоге, передал заказ 28-летнему Стравинскому. Балет сделал Стравинского известным, а также положил начало сотрудничеству между Дягилевым и Стравинским, в результате которого появились балеты «Петрушка» и «Весна священная».
Композитор сам присутствовал на репетициях и помогал Тамаре Карсавиной разобраться с ритмом и сложным музыкальным рисунком. Впоследствии балет Фокина входил в репертуар «Оригинального русского балета», где партию Жар-птицы, среди прочих, исполняли Валентина Блинова и Тамара Туманова.
Источник