Птицы- лесные жители.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Технологическая карта урока окружающего мира по теме:
Образовательная система: «Начальная школа XXI века»
учитель начальных классов
Короткова Алёна Михайловна
Тема: Птицы – лесные жители
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель: Познакомить с особенностями птиц
Формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание
- Познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения
- Развивать умение находить взаимосвязь в природе; способствовать формированию умений: выделять признаки предметов, проводить простые наблюдения. Развивать познавательный интерес к изучению нового материала
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.
- называть признаки птиц, выделять главный из них;
- учиться слушать и находить ответы в рассказе;
- учиться работать с информацией, выводить умозаключения из полученной информации, преобразовывать одну информацию в другую;
- учиться сравнивать, находить общее и различное.
Универсальные учебные действия.
- развитие навыка сотрудничества с учителем и сверстниками;
- учиться вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
- уметь озвучивать правила и следовать им;
- уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной речи;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- учиться использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих ответов.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- умение давать определение понятиям;
- учиться анализировать и сравнивать;
- учиться выделять необходимый материал из текста, устного рассказа;
- учиться делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.
- уметь определять и формулировать с помощью учителя цель урока;
- уметь планировать в соответствии с поставленной задачей.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследо-вательский.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
- Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» учебник для 2 класса;
- Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» рабочая тетрадь №2;
- карточки и конверты с заданиями для работы в группе и индивидуальной работе;
- мультимедийная презентация к уроку.
- Компьютер.
Цель: включение уча-щихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь и приготовьтесь к работе.
Сто вопросов – сто ответов.
— Дети хором читают стихотворение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Цель: повторение изу-ченного материала, не-обходимого для «отк-рытия нового знания» и выявление затруднения в индивидуальной де-тельности.
Мы сегодня будем путешествовать по царству «Животные и человек»
- Какие природные сообщества вы знаете?
- А в какое природное сообщество мы сегодня попадём?
Мы попадаем в сообщество «Лес»
В лесу живут и растут представители многих видов животных и растений. Наше знакомство состоится только с одним из них.
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это — … (птицы)
— Пропущено царство «Животные и человек».
— перечисляют сообщества, отвечают на вопрос.
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно строить речевое высказывание.
Цель: обсуждение зат-руднений; проговари-вание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока.
- Какие птицы не летают?
- Какие птицы не вьют гнёзда?
- Звуки каких птиц нельзя назвать пением?
- Почему мы не может ответить на все эти вопросы?
- Чего мы ещё не знаем?
- Какова тема нашего урока?
- Что мы должны знать к концу урока?
- Кто или что нам поможет получить эти знания?
— Дети затрудняются ответить на все вопросы.
— Формулируют тему урока, отвечают на вопросы.
:умение формулировать свои мысли в устной форме
Регулятивные :умение определять цель деятельности на уроке
Коммуникативные: умение слушать и понимать других
Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения.
Для того, чтобы обладать чёткими и полными знаниями, необходимо работать по плану или алгоритму. Чтобы наша работа была более успешная мы организуем её в группе.
- Зачем птицам клюв?
- Для чего птицам перья?
- Зачем птицам летать?
- Почему птицы поют?
- Каково значение птиц в жизни природы и человека?
Откройте конверт № 1 – прочитайте текст, выделите опорные слова для ответа на вопрос и выберите из карточек необходимые варианты.
Найдите слова-действия, которые относятся к слову «клюв»
Птица – необычное существо, она может летать, петь и даже нырять! Но вот чего нет у птицы – это рук. Как же она без них обходится? А очень просто – вместо этого у неё есть клюв. Клюв является и носом, и ртом, и руками. При помощи клюва птица добывает себе пищу, строит гнёзда, кормит птенцов, чистит пёрышки, защищается от врагов. Клюв так же необходим птице чтобы петь.
не служит ни для какой цели
Найдите слова-действия, которые относятся к слову «перья»
Зачем птице перья? Перьевой покров птиц прочный, лёгкий, надёжный. Он защищает птицу от перегрева, холода и ушибов. Перья помогают птицам летать. Яркая расцветка перьев привлекает самочек. Перья служат маскировкой. Перья у водоплавающих птиц покрыты жировой плёнкой. Это помогает птицам нырять и оставаться сухими. Постель у птицы всегда с собой: перья на брюшке – перинка, на спине – одеяло.
защищаются от перегрева, холода, ушибов
помогают нырять и не промокать
не служит ни для какой цели
Найдите слова-действия, которые относятся к слову «летать»
Может быть птицам и не обязательно уметь летать? Ведь пингвины не летают и хорошо приспособились к этому! Нет, полёт для птицы необходим так же, как для нас возможность ходить. Птицы летают для того, чтобы спастись от врагов. Чтобы поймать добычу в воздухе. Чтобы строить гнёзда повыше от земли, а значит защитить птенцов от хищников. Для того, чтобы высматривать добычу на земле. А так же, чтобы добираться до тёплых мест, где больше корма.
добираться до тёплых стран
высматривать добычу на земле
не служит ни для какой цели
Найдите слова-действия, которые относятся к слову «поют»
Разнообразны и красивы голоса птиц! Вы задумывались над вопросом: «Для чего птицы издают звуки?». Наступает весна, и песню заводят самцы, чтобы привлечь внимание самочки. Пением дают понять, что территория уже занята. Звуками предупреждают об опасности. Пение – это сигнал к тому, чтобы птицы собрались все вместе, в стаю. Перелётные птицы издают звуки для того, чтобы никто не потерялся и не отстал во время перелёта.
привлекают внимание самочек
предупреждают об опасности
сигнал, помогающий не потеряться
не служит ни для какой цели
высматривать добычу на земле
№ 5 «Значение птиц в жизни природы и человека»
Найдите слова-действия, которые относятся к слову «природа и человек»
Птицы – красота природы. Отличные певцы. Помощники в борьбе с вредителями и семенами сорных растений. Например, щеглы поедают семена сорняков. Птицы, собирая нектар – опыляют растения. Перенося семена, помогают расселяться растению на других территориях. В прошлые века существовала специальная «голубиная почта» — голуби помогали доставлять почту. Весёлое воркование, щебетание и чириканье помогает людям отдыхать.
помогают в борьбе в вредителями
помогают растению расселяться
служат для выполнения поручений человека
поедают семена сорных растений
участвуют в опылении растения
помогают человеку отдохнуть
не служит ни для какой цели
приносят только вред и загрязняют местность
— называют основные правила работы в группе.
(уважай своего товарища, умей выслушать каждого, не согласен – предлагай)
— Открывают конверт №1, выбирают правильные ответы.
Источник
Презентация по окружающему миру 2 класс «Начальная школа 21 века» по теме «Птицы — лесные жители»
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему
Презентация содержит материал о «Разнообразии птиц леса, особенностях их поведения».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентацию подготовила учитель начальных классов ГБОУ школы №589 Рудзит Елена Борисовна
Презентацию подготовила учитель начальных классов ГБОУ школы №589 Рудзит Елена Борисовна
Выскажем своё мнение Для чего птице крылья? Почему тело птицы покрыто перьями? На какие группы делятся птицы?
Проверь себя Перьевой покров птиц – лёгкий, прочный, надёжный. Он помогает им летать, переносить стужу и жару. Постель у птицы всегда с собой: перья на брюшке – перинка, на спине – одеяло. С такой тёплой постелью не страшно ни на земле, ни на воде, ни в воздухе.
Синица Эту птичку называют циркачкой. Острые, цепкие коготки помогают ей ловко лазать по коре и ветвям деревьев и кустарников, высматривая насекомых. Синичка – птичка кочующая.
Свиристель Очень нарядная птичка. Её украшают крылья с красными пятнами и чёрной каймой, а так же коричнево – серый хохолок. Эти птички очень прожорливы и любят всевозможные ягоды. Свиристель тоже кочующая птица.
Трясогузка Во время движения по земле она всё время потряхивает хвостиком. Получается очень весело и забавно. Трясогузка как будто говорит: «Вот я какая шустрая!» Питается птичка насекомыми, которых ловит на лету.
Ласточка Эту птицу легко отличить от любой другой по хвосту. Он похож на двузубую вилочку. Летает птица замечательно: кувыркается в воздухе, может на лету попить воды из водоёма, ловко ловит мошек в жару. Живёт рядом с человеком, даже гнездо устраивает под крышей дома, балкона или сарая. Есть поверие: если рядом поселилась ласточка, в дом войдёт счастье.
Дятел Эту птицу леса знают все. Дятел – «лесной доктор», он долбит прочным клювом деревья и уничтожает таким образом вредных насекомых, врагов дерева.
Источник