Урок литературного чтения «Люблю природу русскую. Весна» 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цели: познакомить учащихся с новым разделом; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Личностные: освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться, уметь прогнозировать содержание раздела и произведений, проявлять интерес к литературному чтению;
Метапредметные ( критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение обогащать свои представления об окружающем мире, анализировать.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: умение работать в сотрудничестве.
Предметные: читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки, сочинять собственные загадки .
Учебно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор , книги для выставки книг, презентация к уроку, тексты авторских загадок, плакат с названием раздела, учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 2 класс , репродукции картин И.Левитана,
I. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)
Мотивация учебной деятельности
Девизом сегодняшнего урока будут слова :“ С маленькой удачи начинается большой успех!”.
— Очень хочу , чтобы наш урок литературного чтения прошел успешно.
II. Самоопределение к деятельности. Определение темы урока и целей.
— А начнём мы наш урок с прогулки в лес. ( на экране начало весны)
— Аня, какое время года в лесу? (весна)
— Почему ты решила, что это весна? ( приметы)
— Давай прислушаемся. Ты слышишь какие-нибудь звуки? (нет)
-Прислушайся, кажется, кто-то поёт?
— Да, это наша старая знакомая синичка Зинька (картинка)
— А, какое настроение у синички? (радостное)
— Чему она радуется ? ( приходу весны)
— Конечно, у синички весеннее настроение, поэтому она и запела.
— Аня, как ты думаешь, о чём пойдёт речь на нашем уроке? ( о весне)
— Да , сегодня мы познакомимся с темой нового раздела.
Называется он «Люблю природу русскую. Весна» ( заголовок на доску)
— Откроем учебник стр.107. Так как называется новый раздел. Прочитай.
Предположи, что мы будем изучать в этом разделе? Чему научимся? Чему будем учиться?
— Прочитаем об этом на стр.107
2. Работа над созданием выставки книг «Люблю природу русскую. Весна»
— Аня, нам Ольга Владимировна, как обычно, передала книги для выставки. Посмотрим и отберём нужные. Что на обложке книги нам может подсказать, подходит нам эта книга или нет? ( рисунок, название книги и автор)
— Аня, назови главные приметы весны?
— А вот как рассказано о приметах весны в нашем учебнике.
( учитель читает текст стр.108; на экране появляются картинки к каждому абзацу)
-Весна- самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы. ( Слайд
— Солнышко весело светит, птицы щебечут , ручьи журчат, Сколько звуков, ярких красок! . ( Слайд
-Весной всего прибавляется. Появляются цветы, листики на деревьях, птенцы…. ( Слайд
— Весной хочется писать стихи. Иногда сами собой вспоминаются строки:
« Полюбуйся, весна наступает ,
В ярком золоте день утопает
— Поэты не только видят и чувствуют красоту природы, но передают в стихотворных строках свои впечатления, мысли и настроение.
4.Поэтическая страничка. Чтение стих. о весне
На поляне 2подружки 2 зелёные лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали
Влево, вправо наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкультпривет!
— Аня , где в учебнике мы можем посмотреть с какими произведениями и каких авторов мы будем знакомиться? ( В оглавлении)
— Фамилии каких авторов нам уже знакомы? Вспомни их произведения?
— А начнём мы с весенних загадок стр.109. Прочитай , отгадай и приготовься читать вслух.
— ( Чтение загадок вслух. Отгадывание). Что тебе помогло отгадать эти загадки?
— Прочитай загадки ещё раз постарайся выделить рифму. Что такое рифма?
— Аня, у этих загадок автор указан? Значит, кто их сочинил?
— Мы можем предположить, что народные загадки.
— А у меня есть ещё вот такие загадки: ( карточка с загадками)Читаем и отгадываем их.
Авторы загадок: А. Баранюк, Т. Бокова
Распустились почки,
Травка вырастает,
В это время птички
С юга прилетают ( весна)
Зимою замерзают
И с крыш они свисают,
На солнце засверкают
Весна придёт — растают.( сосульки)
Тает снег, бежит водою,
Дети, шумною гурьбою,
По теченью той «реки»
Запускают корабли. ( ручей)
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь.)
Самый смелый из цветов,
Он в снегу расти готов! (подснежник)
Этот цветок распускается в мае,
Белые бусинки он надевает. (ландыш)
— Чем эти загадки отличаются от тех, что мы прочитали в учебнике?
8. Работа с картинами русских художников
— Весна вдохновляла не только писателей и поэтов, но и многих художников. Предлагаю всмотреться в их картины .
На доске репродукции картин И.И. Левитана «Март», «Весна. Большая вода», А.К. Саврасова «Грачи прилетели», К.Ф. Юона «Весенний солнечный денёк»
— — На картине Юона ещё кругом лежит снег, но солнышко ужу светит по весеннему.
— Высокое небо, первые проталины мы видим на картине Левитана «Март», а на этой картине художник изобразил половодье. Вода вышла из берегов и затопила окрестности.
— Первые вестники весны- грачи- вьют гнёзда на высоких берёзах.
9. Работа в рабочих тетрадях – если хватит время.
— Я предлагаю попробовать нарисовать весеннюю картину в наших тетрадях
— Выберите и продолжите любое предложение.
—На сегодняшнем уроке я узнал.
— На этом уроке я похвалил бы себя за.
—После урока мне захотелось.
V. Подведение итогов. Домашнее задание
— О каком времени года мы начали изучать раздел?
— Дома придумать и записать в тетрадь весеннюю загадку или подобрать загадки из дополнительной литературы.
Источник
Урок -обобщение по теме «Люблю природу русскую. Зима».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок проводится в конце изученного раздела. Кроме повторения и систематизации полученных знаний, урок позволяет детям развивать речь, память.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
Харланенкова Татьяна Аркадьевна
Обобщение по теме
«Люблю природу русскую. Зима»
Цель деятельности педагога:
1. Проверить и обобщить знания учащихся по теме раздела.
2. Совершенствовать навыки чтения: сознательность, правильность, выразительность.
3. Формировать умение работать самостоятельно.
4. Развивать память, внимание, мышление, речь учащихся.
5. Воспитывать умение высказывать свою точку зрения.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение совершенствовать навык чтения вслух и про себя, навык выразительного чтения.
Личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение обогащать свои представления об окружающем мире, анализировать и сравнивать произведения.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать произведения в стихотворной форме, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; групповая, в парах.
Образовательные ресурсы: карточки с заданиями; рисунки учащихся о зиме, презентация .
I. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)
— Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи.
Сядьте, дети, так, как будто
— Ребята, мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
— Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
II. Формулирование темы и целей урока
Учитель. Чтобы определить тему урока послушайте загадку
Снег мешками валит с неба
— О чём будем говорить на уроке? ( ответы детей)
— Мы закончили изучение раздела «Люблю природу русскую. Зима». В этом разделе мы познакомились со многими поэтами, писателями и их произведениями, мы учились распознавать выразительные средства стихотворной речи, определять жанр произведений и выделять главную мысль в каждом произведении.
Давайте попробуем создать свой устный журнал о зиме. Он так и будет называться «Люблю природу русскую».
Какая же зима без снега! Сейчас мы с вами устроим настоящий снегопад. Каждый из вас получит по снежинке, на которой есть загадка. Прочитайте свою загадку, постарайтесь ее отгадать, назовите нам слова, которые помогли отгадать вашу загадку. Если вы не справляетесь, то можете обратиться за помощью к соседу. (дети выполняют задание).
Прибыл в двадцать первый век:
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла?(Снеговик.)
2. Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.(Снежинка.)
Лёд на речке – мы бежим.(Коньки.)
5. Всё лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры – помчались с горы.(Санки.)
6. Сажусь и качусь, с горы я мчусь.
Это не санки, а просто … .(Ледянка.)
И коня своего За верёвку вожу.(Санки.)
8. Два коня у меня, два коня.
А вода тверда, словно каменная!(Лёд и коньки.)
Преогромнейший сугроб.(Снегоуборочная машина.)
10. По снегу покатите – я подрасту.
На костре согрейте – я пропаду.(Снежный ком.)
11. На прогулке бегуны одинаковой длины,
Через луг бегут к берёзке, тянут две полоски.(Лыжи.)
12. Зимний дождь из звёздочек-малышек
Не стучится в окна, не гремит по крыше.
Дождик этот в воздухе искрится,
А потом на землю скатертью ложится.(Снег.)
-итак, проверим, как вы справились с заданием. (Дети выходя к доске, читают загадку, называют ответ, учитель прикрепляет снежинку к доске).
Вот такая снежная получилась у нас первая страничка нашего журнала.
Красота, волшебство зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов на творчество. Расскажите выразительно стихи, заученные на уроках чтения. Один ученик рассказывает, остальные должны определить, из какого произведения эти строки.
Источник