- Консультация для педагогов «Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении» консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Презентация «Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»
- Публикация «Презентация „Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
- Прикреплённые файлы:
Консультация для педагогов «Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Одним из направлений познавательного развития детей является ведение календарей природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_kalendaryah.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»
Календари погоды и природы
Одним из направлений познавательного развития детей является ведение календарей природы.
В уголке природы каждой группы детского сада имеются свои календари природы.
Календарь – это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения), т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям и моделирующей деятельности.
В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одними из них являются графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.
Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем — использование в образовательном процессе.
Значение календарей природы
- расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности;
- устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними;
- развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес;
- В плане умственного воспитания: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера.
- красочные картины природы в разное время года становятся средством эстетического воспитания, у детей развивается художественное восприятие действительности.
- приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе.
- Немаловажное значение имеют и в патриотическом воспитании: дети учатся любить и беречь родную природу, развивает чувство гордости за свой край.
- обогащается словарный запас;
Словесные игры , активизирующие речевую активность детей:
В работе с календарями природы мы опираемся на рекомендации С.Н. Николаевой.
Можно выделить три типа календарей , имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях.
- Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.
- Календарь наблюдений за птицами.
- Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Календарь наблюдений за птицами.
Этот календарь, как и другие, является моделью: для младшего и среднего возраста, для старших групп.
Календарь для младших и средних дошкольников заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново, и никакие пометки («следы») не ставятся.
Младшие дошкольники , работая с таким календарем, получают первые впечатления о видовом различии птиц: отыскивая карточки с изображением птиц (с помощью воспитателя), дети имеют возможность сопоставлять картинки с образами, полученными во время наблюдений.
Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с явлениями природы в младшем дошкольном возрасте – это систематические наблюдения в повседневной жизни и целевые наблюдения. Важно, чтобы с явлениями каждого периода дети знакомились неоднократно. С этой целью воспитатель проводит ряд наблюдений в начале и конце сезона и планирует одну неделю ежедневных наблюдений в разгар сезона.
Для уточнения и закрепления складывающихся представлений в уголке природы необходимо иметь набор цветных картинок, однотипных по оформлению. Работа с календарем проводится всякий раз после наблюдения. Возвращаясь с прогулки, дети вместе с воспитателем отыскивают картинку с изображением соответствующей погоды и выставляют ее на подставку.
В настоящее время разработана целая система самых разных календарей — плоских и объемных, цельных и состоящих из отдельных частей. Эти наглядные пособия многофункциональны и могут рассматриваться как модели живых объектов и просто украшать помещения.
С детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления. Для средней группы количество картинок можно увеличить — добавить изображения новых состояний погоды в разные периоды сезона. Целесообразно также иметь набор картинок, изображающих мальчика и девочку, одетых по сезону. Это поможет показать, тепло или холодно на улице. В те дни, когда наблюдения не проводятся, наглядные пособия должно быть убрано.
Так рекомендует нам С. Николаева , но можно уже в средней группе начинать знакомить детей с условными обозначениями, учить пользоваться ими при заполнении календарей природы.
Это зависит от развития детей группы, их способностей и работы воспитателя в этом направлении.
Календарь старшей и подготовительной группы заполняется иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки — «галочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений).
Различаются календари не только записью наблюдений, но и своим содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом).
Образец заполнения календаря старшей группы
Формирование представлений о закономерности сезонных изменений в старшем дошкольном возрасте строится на базе конкретных знании, полученных в предыдущие годы.
Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя, значками изображают погоду.
Для формирования умения заполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, а также умения его читать (рассказывать о наблюдениях по календарю), важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. Наиболее подходящими могут быть следующие обозначения: дни недели — разным цветом (например, понедельник — фиолетовым, вторник — синим, среда — голубым, четверг — зеленым, пятница — желтым, суббота — оранжевым, воскресенье — красным); погоду — значками натуралистического характера (например, ветер — дерево, наклонившееся в сторону, снег графическое изображение снежинок и т. д,). Особо следует остановиться на обозначении степени тепла и холода: это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого.
Календари природы дополняются альбомами с рисунками детей. О наиболее интересных наблюдениях можно организовать фотовыставку.
Опыт внедрения календарей в практику детских садов, показал:
- использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления.
- Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром.
- Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений.
Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности. Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь.
Список использованных источников
1. Николаева С.Н. «Методика экологического образования дошкольников»,
2. «Дошкольное воспитание», № 4, 1982, с.35
3. «Дошкольное воспитание», №6, 1983, с.54
Источник
Презентация «Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»
Календарь — это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения, т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям и моделирующей деятельности.
Значение календарей природы :
— расширяется кругозор и представления детей;
— развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности;
Публикация «Презентация „Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
— развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес;
— красочные картины природы в разное время года становятся средством эстетического воспитания, у детей развивается художественное восприятие действительности.
— приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе.
— Немаловажное значение имеют и в патриотическом воспитании: дети учатся любить и беречь родную природу, развивает чувство гордости за свой край.
— обогащается словарный запас.
Виды календарей природы :
— Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.
— Календарь наблюдений за птицами.
— Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Прикреплённые файлы:
Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.
Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.
Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.
Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.
Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.
Мини-музей «Игры — забавы», как условие плавной адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Одним из важных факторов организации адаптационного периода детей является создание предметно-развивающей среды в группе. Предметно-развивающая.
Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.
Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.
Песочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.
Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.
Источник