6 класс природные сообщества биогеоценоз экосистема

Технологическая карта урока в 6 классе по теме Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме
учебно-методический материал по биологии (6 класс)

Способствовать формированию представлений о природном сообществе (биогеоценозе), экосистеме, биотопе и структуре природного сообщества.

Образовательные: познакомить учащихся с природными сообществами, раскрыть причины их появления в природе, показать структуру сообщества и роль каждого ее звена, сформировать понятие о биогеоценозе как совокупности живых организмов и абиотических условий среды на определенной территории

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные : формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Основные термины и понятия: природное сообщество (биогеоценоз), экологическая система (экосистема), круговорот веществ и поток энергии, биотоп

Межпредметные связи: география

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, словесно-логический, частично-поисковый, самостоятельная работа с учебником

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение, карта понятий.

Оборудование: таблицы: «Природное сообщество», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», «Растения широколиственного леса», «Растения луга», «Растения болота», «Ярусность в растительном сообществе», гербарии растений, характерных для различных растительных сообществ.

Наглядность: презентация, таблицы, фотографии местных пейзажей луга, леса, реки. ИКТ.

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; формирование ответственного отношения к учению; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, отбирать необходимую информацию, ее структурировать, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности, управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля.

Читайте также:  Вся неживая природа относится

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Предметные: освоение знаний о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме, ознакомление с приспособленностью живых организмов к жизни в условиях определенного сообщества.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому материалу

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, формирование навыка смыслового чтения.

Виды работы, формы, методы, приемы

Источник

Презентация по биологии для 6 класса на тему: » Природные сообщества»

Тема : «Понятие о природном сообществе».

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.757 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.757 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.757 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Актуальность изучения учебной дисциплины «Концепции современного естествознания». Что есть наука?

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема : «Понятие о природном сообществе».

В природе все организмы существуют не одиночно, а совместно, взаимодействуя д.

2 слайд В природе все организмы существуют не одиночно, а совместно, взаимодействуя друг с другом. Например, черника и брусника всегда произрастают в хвойном лесу.

Там же растут грибы, обитают насекомые, которые опыляют цветки черники и брус.

3 слайд Там же растут грибы, обитают насекомые, которые опыляют цветки черники и брусники. В кронах деревьев обитают птицы, поедающие плоды и семена этих растений. Все эти организмы образуют своеобразный комплекс живых организмов – сообщество.

Сообществорастительноеживотное

Растительное сообщество или фитоценоз -это совокупность растений, которые при.

5 слайд Растительное сообщество или фитоценоз -это совокупность растений, которые приспособились к одинаковым условиям существования на установленном участке земли и связаны взаимным воздействием друг на друга.
Словарь

Читайте также:  Анализ природно экономических условий хозяйствования

Природные сообщества живых организмов возникают не случайно. Они всегда завис.

6 слайд Природные сообщества живых организмов возникают не случайно. Они всегда зависят от конкретных природных условий в данной местности – абиотической среды(т.е. неживой природы)

Абиотические факторы среды – это факторы неживой природы прямо или косвенно в.

8 слайд Абиотические факторы среды – это факторы неживой природы прямо или косвенно воздействующие на живой организм. К ним относятся: свет, температура, влажность, химический состав воздушной, водной и почвенной среды.
Словарь

В одних условиях абиотической среды формируется еловый лес, в других – сосно.

9 слайд В одних условиях абиотической среды формируется еловый лес, в других – сосновый бор, в третьих – березняк, луг, болото или степь.

В таких условиях формируются свои сообщества живых организмов. Термин «со.

10 слайд В таких условиях формируются свои сообщества живых организмов.
Термин «сообщество» (community) используется в англоязычных странах. В научной литературе на немецком и русском языках главным образом используется термин биоценоз.

БИОЦЕНОЗ(от «био»-жизнь и «ценоз»-сообщество), совокупность животных, расте.

11 слайд
БИОЦЕНОЗ(от «био»-жизнь и «ценоз»-сообщество), совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма.
Словарь

Биоценоз— это исторически сложившаяся совокупность животных, растений, грибов.

12 слайд Биоценоз— это исторически сложившаяся совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (определённый участок суши или акватории), и связанных между собой и окружающей их средой.

Термин «Биоценоз» предложил К. Мёбиус (1877), изучавший комплексы донных жи.

13 слайд Термин «Биоценоз» предложил
К. Мёбиус (1877), изучавший комплексы донных животных, образующих устричные банки. Мёбиус подчеркнул взаимосвязь всех компонентов биоценоза, их зависимость от одних и тех же абиотических факторов, свойственных данному местообитанию, и роль естественного отбора в формировании состава биоценоза.

Сложившийся комплекс живых организмов, характерный для данных конкретных усло.

14 слайд Сложившийся комплекс живых организмов, характерный для данных конкретных условий, представляет собой единую природную целостность. Такое взаимодействующее единство комплекса разнообразных организмов и условий абиотической среды называют биогеоценозом.

Учение о биогеоценозах было создано Владимиром Николаевичем Сукачевым (1942).

15 слайд Учение о биогеоценозах было создано Владимиром Николаевичем Сукачевым (1942).
Он же ввел термин биогеоценоз.

Природное сообщество - совокупность растений, животных, бактерий, грибов и ус.

16 слайд Природное сообщество — совокупность растений, животных, бактерий, грибов и условий абиотической среды на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду.
В нем осуществляется и поддерживается круговорот веществ.
Словарь

Основная форма связей организмов в природном сообществе - это пищевые связи.

Начальным, основным звеном в любом природном сообществе, создающим в нем запа.

18 слайд Начальным, основным звеном в любом природном сообществе, создающим в нем запас энергии, являются растения. Лишь растения, используя солнечную энергию, могут из находящихся в почве или воде минеральных веществ и углекислого газа создавать органические вещества. Это группа автотрофов.

Растениями питаются растительноядные беспозвоночные и позвоночные животные.

19 слайд Растениями питаются растительноядные беспозвоночные и позвоночные животные. Это первичные гетеротрофы (консументы).

Растительноядными животными питаются плотоядные.

В состав природного сообщества входят еще различные организмы, которые питаю.

21 слайд В состав природного сообщества входят еще различные организмы, которые питаются отходами: отмершими растениями или их частями (ветками, листьями), а также трупами погибших животных или их экскрементами. Ими могут быть некоторые животные — жуки-могильщики, дождевые черви.

Читайте также:  Аватар на вацап природа

Но основную роль в процессе разложения органических веществ играют плесневые.

22 слайд Но основную роль в процессе разложения органических веществ играют плесневые грибы и бактерии. Именно они доводят разложение органических веществ до минеральных, которые опять могут быть использованы растениями. Их называют редуцентами.

 в природных сообществах происходит круговорот веществ

Таким образом Биогеоценоз (от греч. βίος — жизнь γη — земля + κοινός — общий).

24 слайд Таким образом Биогеоценоз (от греч. βίος — жизнь γη — земля + κοινός — общий) — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема). Представляет собой устойчивую саморегулирующуюся экологическую систему.

Понятие о биогеоценозе, введённое В. Н. Сукачёвым (1940), получило распростра.

25 слайд Понятие о биогеоценозе, введённое В. Н. Сукачёвым (1940), получило распространение главным образом в отечественной литературе.
За рубежом, особенно в англоязычных странах, в аналогичном значении чаще используют термин «экосистема», хотя последний более многозначен и употребляется также по отношению к искусственным комплексам организмов и абиотических компонентов (аквариум, космический корабль) и к отдельным частям биогеоценоза (напр., гниющий пень в лесу со всеми населяющими его организмами).
Экосистемы могут иметь произвольные границы (от капли воды до биосферы в целом), в то время как биогеоценоз всегда занимают определённую территорию.

Экосисте́ма, или экологи́ческая систе́ма (от др.-греч. οἶκος — жилище, местоп.

26 слайд Экосисте́ма, или экологи́ческая систе́ма (от др.-греч. οἶκος — жилище, местопребывание и σύστημα — система) — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.
Является одним из основных понятий экологии.
Словарь

Экосистема — более широкое понятие, относящееся к любой подобной системе. Био.

28 слайд Экосистема — более широкое понятие, относящееся к любой подобной системе. Биогеоценоз, в свою очередь — класс экосистем, экосистема, занимающая определенный участок суши и включающая основные компоненты среды — почву, подпочву, растительный покров, приземный слой атмосферы.
Не являются биогеоценозами большинство искусственных экосистем. Таким образом, каждый биогеоценоз — это экосистема, но не каждая экосистема — биогеоценоз.

ЭкосистемыЕстественныеИскусственные

Закрепление материала Решите следующую задачу. В небольшом водоеме, образовав.

30 слайд Закрепление материала

Решите следующую задачу.
В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее 3-х доказательств.

Инфузории-туфелькиБелые планариибольшой прудовикдафниициклопыгидры

ОтветНазванный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нём: 1.

32 слайд Ответ
Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нём:
1) отсутствуют продуценты;
2) отсутствуют редуценты;
3) отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания.

Источник

Оцените статью