- Технологическая карта урока в 6 классе по теме Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме учебно-методический материал по биологии (6 класс)
- Презентация по биологии для 6 класса на тему: » Природные сообщества»
- Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС
- Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС
- Актуальность изучения учебной дисциплины «Концепции современного естествознания». Что есть наука?
- Описание презентации по отдельным слайдам:
Технологическая карта урока в 6 классе по теме Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме
учебно-методический материал по биологии (6 класс)
Способствовать формированию представлений о природном сообществе (биогеоценозе), экосистеме, биотопе и структуре природного сообщества.
Образовательные: познакомить учащихся с природными сообществами, раскрыть причины их появления в природе, показать структуру сообщества и роль каждого ее звена, сформировать понятие о биогеоценозе как совокупности живых организмов и абиотических условий среды на определенной территории
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные : формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Основные термины и понятия: природное сообщество (биогеоценоз), экологическая система (экосистема), круговорот веществ и поток энергии, биотоп
Межпредметные связи: география
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, словесно-логический, частично-поисковый, самостоятельная работа с учебником
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение, карта понятий.
Оборудование: таблицы: «Природное сообщество», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», «Растения широколиственного леса», «Растения луга», «Растения болота», «Ярусность в растительном сообществе», гербарии растений, характерных для различных растительных сообществ.
Наглядность: презентация, таблицы, фотографии местных пейзажей луга, леса, реки. ИКТ.
Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; формирование ответственного отношения к учению; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, отбирать необходимую информацию, ее структурировать, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности, управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметные: освоение знаний о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме, ознакомление с приспособленностью живых организмов к жизни в условиях определенного сообщества.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому материалу
Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, формирование навыка смыслового чтения.
Виды работы, формы, методы, приемы
Источник
Презентация по биологии для 6 класса на тему: » Природные сообщества»
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.757 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.757 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.757 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Актуальность изучения учебной дисциплины «Концепции современного естествознания». Что есть наука?
Описание презентации по отдельным слайдам:
2 слайд В природе все организмы существуют не одиночно, а совместно, взаимодействуя друг с другом. Например, черника и брусника всегда произрастают в хвойном лесу.
3 слайд Там же растут грибы, обитают насекомые, которые опыляют цветки черники и брусники. В кронах деревьев обитают птицы, поедающие плоды и семена этих растений. Все эти организмы образуют своеобразный комплекс живых организмов – сообщество.
5 слайд Растительное сообщество или фитоценоз -это совокупность растений, которые приспособились к одинаковым условиям существования на установленном участке земли и связаны взаимным воздействием друг на друга.
Словарь
6 слайд Природные сообщества живых организмов возникают не случайно. Они всегда зависят от конкретных природных условий в данной местности – абиотической среды(т.е. неживой природы)
8 слайд Абиотические факторы среды – это факторы неживой природы прямо или косвенно воздействующие на живой организм. К ним относятся: свет, температура, влажность, химический состав воздушной, водной и почвенной среды.
Словарь
9 слайд В одних условиях абиотической среды формируется еловый лес, в других – сосновый бор, в третьих – березняк, луг, болото или степь.
10 слайд В таких условиях формируются свои сообщества живых организмов.
Термин «сообщество» (community) используется в англоязычных странах. В научной литературе на немецком и русском языках главным образом используется термин биоценоз.
11 слайд
БИОЦЕНОЗ(от «био»-жизнь и «ценоз»-сообщество), совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма.
Словарь
12 слайд Биоценоз— это исторически сложившаяся совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (определённый участок суши или акватории), и связанных между собой и окружающей их средой.
13 слайд Термин «Биоценоз» предложил
К. Мёбиус (1877), изучавший комплексы донных животных, образующих устричные банки. Мёбиус подчеркнул взаимосвязь всех компонентов биоценоза, их зависимость от одних и тех же абиотических факторов, свойственных данному местообитанию, и роль естественного отбора в формировании состава биоценоза.
14 слайд Сложившийся комплекс живых организмов, характерный для данных конкретных условий, представляет собой единую природную целостность. Такое взаимодействующее единство комплекса разнообразных организмов и условий абиотической среды называют биогеоценозом.
15 слайд Учение о биогеоценозах было создано Владимиром Николаевичем Сукачевым (1942).
Он же ввел термин биогеоценоз.
16 слайд Природное сообщество — совокупность растений, животных, бактерий, грибов и условий абиотической среды на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду.
В нем осуществляется и поддерживается круговорот веществ.
Словарь
18 слайд Начальным, основным звеном в любом природном сообществе, создающим в нем запас энергии, являются растения. Лишь растения, используя солнечную энергию, могут из находящихся в почве или воде минеральных веществ и углекислого газа создавать органические вещества. Это группа автотрофов.
19 слайд Растениями питаются растительноядные беспозвоночные и позвоночные животные. Это первичные гетеротрофы (консументы).
21 слайд В состав природного сообщества входят еще различные организмы, которые питаются отходами: отмершими растениями или их частями (ветками, листьями), а также трупами погибших животных или их экскрементами. Ими могут быть некоторые животные — жуки-могильщики, дождевые черви.
22 слайд Но основную роль в процессе разложения органических веществ играют плесневые грибы и бактерии. Именно они доводят разложение органических веществ до минеральных, которые опять могут быть использованы растениями. Их называют редуцентами.
24 слайд Таким образом Биогеоценоз (от греч. βίος — жизнь γη — земля + κοινός — общий) — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема). Представляет собой устойчивую саморегулирующуюся экологическую систему.
25 слайд Понятие о биогеоценозе, введённое В. Н. Сукачёвым (1940), получило распространение главным образом в отечественной литературе.
За рубежом, особенно в англоязычных странах, в аналогичном значении чаще используют термин «экосистема», хотя последний более многозначен и употребляется также по отношению к искусственным комплексам организмов и абиотических компонентов (аквариум, космический корабль) и к отдельным частям биогеоценоза (напр., гниющий пень в лесу со всеми населяющими его организмами).
Экосистемы могут иметь произвольные границы (от капли воды до биосферы в целом), в то время как биогеоценоз всегда занимают определённую территорию.
26 слайд Экосисте́ма, или экологи́ческая систе́ма (от др.-греч. οἶκος — жилище, местопребывание и σύστημα — система) — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.
Является одним из основных понятий экологии.
Словарь
28 слайд Экосистема — более широкое понятие, относящееся к любой подобной системе. Биогеоценоз, в свою очередь — класс экосистем, экосистема, занимающая определенный участок суши и включающая основные компоненты среды — почву, подпочву, растительный покров, приземный слой атмосферы.
Не являются биогеоценозами большинство искусственных экосистем. Таким образом, каждый биогеоценоз — это экосистема, но не каждая экосистема — биогеоценоз.
30 слайд Закрепление материала
Решите следующую задачу.
В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее 3-х доказательств.
32 слайд Ответ
Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нём:
1) отсутствуют продуценты;
2) отсутствуют редуценты;
3) отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания.
Источник