8 класс география природно территориальный комплекс

Конспект урока: ПТК РОССИИ (география, 8 кл)

Задачи: актуализировать и систематизировать знания о при­родных комплексах: их формировании, географическом строении, свойствах, значении в природе и жизни человека; показать роль В. В. Докучаева и JI . С. Берга в создании учения о ПТК; сформиро­вать знания о природном районировании; научить выявлять поло­жительные результаты и отрицательные последствия хозяйствен­ной деятельности человека в ПТК, прогнозировать изменения ПТК под влиянием естественных причин и вмешательства человека.

Материал урока большей частью состоит из теоретического блока, который очень часто вызывает затруднения у школьников. Поэтому при организации познавательной деятельности требуется опора на уже имеющиеся знания учащихся о географической обо­лочке, природных комплексах, взаимосвязи их компонентов. Тео­ретические вопросы необходимо четко объяснять, строго следовать главным идеям урока, не заостряя внимания на второстепенных вопросах. Элементы беседы включены в урок, но все-таки главным будет объяснение учителя, которое должно сопровождаться ис­пользованием наглядности.

I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Во втором разделе курса географии России совершается пере­ход от рассмотрения отдельных компонентов природы к изучению комплексов. Поэтому первоначально учитель привлекает внимание учащихся к сопоставлению содержания первого и второго разде­лов. Это можно осуществить в процессе беседы по следующим во­просам:

1) Что вы изучали на предыдущих уроках?

. 2) Вы изучили компоненты природы, но означает ли это, что вы знаете природу полностью? Почему нельзя ограничиться изуче­нием только компонентов?

1) Что вы уже знаете о природных комплексах? Каково соот­ношение природного комплекса и географической оболочки?

2) Как сформировались природные комплексы? Какой источ­ник знания в наиболее компактной форме содержит сведения о раз­витии природы на Земле?

3) Что является результатом развития природы?

4) Какое значение имеют природные комплексы в природе и жизни человека?

Таким образом, эта беседа помогает также актуализировать знания о природных комплексах и географической оболочке, по­зволяет определить уровень подготовленности школьников к вос­приятию данной темы.

Как уже отмечалось выше, целесообразным будет провести этот блок урока в виде лекции с элементами беседы.

1 . Учитель. Природно-территориальный комплекс — это терри­тория, однородная по происхождению, развитию и природным компонентам.

Работа со схемой «Взаимосвязи в ПТК».

Каждый компонент развивается по своим закономерностям. Взаимодействие компонентов и приводит к образованию ПТК.

«. ПК — целостное образование. В нем нет случайного набора компонентов, а есть закономерное их сочетание. Компоненты в ПК тесно взаимодействуют и образуют сложную природную систему. Каждый комплекс занимает определенную территорию, где компо­ненты имеют присущие только им свойства и сочетаются законо­мерно. В связи с этим каждый ПК является территориальным, по­этому полное название дается так: природно-территориальный комплекс».

Читайте также:  Взаимодействие между природными комплексами

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 104.)

1) локальные ПТК — формируются под действием местных факторов и имеют небольшие размеры; к этому типу относится фа­ция;

2) региональные ПТК — формируются в результате влияния факторов с более широким радиусом действия (солнечная радиа­ция, тектонические движения и пр.); к этому типу относятся при­родные зоны и области;

3) глобальный ПТК — это географическая оболочка, которая представляет собой совокупность всех ПТК Земли; это самый большой ПТК.

На территории России встречаются различные ПТК. В чем же кроются причины разнообразия природных комплексов? Их не­сколько: форма земного шара, широтное распределение тепла и зональность географической оболочки, влияние азонального фак­тора, рельефа и длительное развитие.

2. Если проанализировать геохронологическую таблицу, то можно заметить, что суша неоднократно сменялась морем, теплый и влажный климат становился сухим и холодным, теплолюбивая растительность вымирала, уступая место холодоустойчивым расте­ниям. Вырастали и разрушались горы. Это влияло на климат и жи­вые организмы. Географическая оболочка формировалась длитель­ное время, и результатом её развития стали разнообразные природ­ные комплексы. Природные комплексы разнообразны, потому что входящие в них компоненты неодинаковы. Но при всей многолико- сти каждый ПТК имеет определенные свойства: характерный внешний облик, определенное сочетание компонентов, целост­ность, способность быть устойчивым, способность изменяться.

Знания о ПТК необходимы человеку, так как сами люди — часть природы и живут в большой зависимости от природных комплек­сов. Все, что берет человек от природы, производится в природном комплексе.

«. Любой вид хозяйственной деятельности человека изменяет или нарушает связи в ПТК. Если человек воздействует на какой- либо один компонент, то это приводит к изменению всего ком­плекса. Подумаем, как изменится природный комплекс, если выру­бить лес, осушить болото, распахать склоны или пойму, построить водохранилище. Что происходит, если в воздух выбрасываются сотни тысяч тонн вредных веществ, в реки и озера сбрасываются грязные сточные воды, на поля вносятся тысячи тонн удобрений и ядов? Там, где разрушается хоть один компонент, гибнет весь при­родный комплекс. Каждый природный комплекс — результат очень длительного развития оболочки, но он может быть очень быстро разрушен деятельностью человека».

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 104.)

3. Ландшафтоведение — учение о природно-территориальных комплексах. Оно было основано на рубеже XIX — XX веков русски­ми учеными. В. В. Докучаев обосновал зональность как всеобщий закон природы, проявляющийся как на суше, так и в морях, и соз­дал учение о географических зонах. Позднее Л. С. Берг развил идеи Докучаева и разработал учение о ландшафтах. Он первым осуще­ствил зональное физико-географическое районирование нашей страны.

Читайте также:  Дубина природы л2 эссенс

4. Ландшафтами называют небольшие по территории природ­ные комплексы.

«. Ландшафт — конкретный участок земной поверхности, обла­дающий единством происхождения, развития, а также однородной геологической структурой и рельефом, одинаковым климатом, почвами, растительным и животным миром. Ландшафт — это пойма реки, приозерье, участки степи, леса, болота, на какой-то одной форме рельефа».

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 107.)

а) природные ландшафты — они развивались только под влия­нием естественных факторов и не испытывали влияния человека;

б) антропогенные ландшафты — это ландшафты, измененные хозяйственной деятельностью человека.

«. Городской ландшафт — антропогенный. За городом — дачи, сады, огороды. Далее — пашня, поле, лес, исхоженный вдоль и по­перек. А еще дальше, в глубине лесного массива, осуществляется планомерная вырубка леса. Посмотрим на крупные реки: на них построены целые системы гидротехнических сооружений — плоти­ны, ГЭС, шлюзы, водохранилища. Рыбные нерестилища затоплены, в мелководных водохранилищах цветут сине-зеленые водоросли и вода похожа на кисель. По всему течению реки сбрасываются сточные воды, а притоки несут тысячи тонн смытых с полей удоб­рений. Так где же природный ландшафт?»

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 107.)

Они подразделяются на группы:

1) Сельскохозяйственные — пашни, пастбища, сады, виноград­ники.

2) Лесохозяйственные — вторичные леса (после вырубки, пожа­ров), водоохранные леса, леса санитарной зоны.

3) Водные — водохранилища, каналы, пруды.

4) Промышленные — заводы, шахты, карьеры, отвалы, терриконы.

5) Транспортные — железные и автомобильные дороги, трубо­проводы и т. д.

6) Рекреационные — туристские маршруты, места отдыха у во­доемов, в лесу, в лесопарке, в горах и т. д.

Как мы видим, антропогенные ландшафты разнообразны. Ка­кова же будет тенденция их развития? Будет их больше или мень­ше? Несомненно, территории антропогенных ландшафтов будут расширяться.

Во время объяснения учителя учащиеся просматривают кар­тины с изображением различных ландшафтов, отвечают на во­просы и выполняют задания:

1) Как вы считаете, когда возникли первые антропогенные ландшафты?

2) Как изменялось соотношение природных и антропогенных ландшафтов с течением времени?

3) Обоснуйте тезис: «Антропогенное воздействие стало важ­нейшим фактором развития окружающей среды».

5. Многообразие природных комплексов на территории России вызвало необходимость выделить главные природные районы со­гласно принципам физико-географического районирования.

Физико-географическое, или природное районирование — это метод выявления ПТК, установления их границ. В основе выделе­ния крупных ПТК лежат различия в геологическом строении и рельефе, а также особенности климата.

Читайте также:  Вода тело живой природы

«. При районировании производится изучение причин обособ­ления ПТК и закономерностей их размещения в пространстве. Причиной существования крупных ПТК служат различия в их гео­логической истории. Эти различия определяют особенности геоло­гического строения и рельефа территории. Крупный ПТК занимает большую площадь, поэтому климатические условия на его про­странстве изменяются. Вслед за ними изменяется и почвенно­растительный покров. Поэтому в пределах крупных равнинных территорий выделяется несколько природных зон. Размещение рас­тительных сообществ на территории зоны зависит от рельефа.

Природное районирование имеет большое практическое значе­ние. Правильное размещение сельского хозяйства возможно лишь при учете различий в природе отдельных ПТК. Результаты райони­рования используются при строительстве дорог, нефте- и газопро­водов, при размещении других объектов хозяйства и т. д.».

(Раковская Э. М., Баринова И. И. Природа России: Учеб. для 8 кл. 1995. С. 126.)

Крупные ПТК на территории России:

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 21, ответить письменно на вопрос 5 на с. 124 учебника .

Источник

Понятие о природном территориальном комплексе
презентация к уроку по географии (8 класс) по теме

Необходимо выявить, что такое ПТК, какие бывают природные территориальные комплексы, из каких компонентов они состоят. Каково устройство географической оболочки, как самого крупного ПТК на планете. Для чего необходимо проводить физико-географическое районирование?

Скачать:

Вложение Размер
Office presentation iconУрок-презентация «Понятие о природном территориальном комплексе» 820.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства природных территориальных комплексов

На уроке рассматриваются вопросы о том, почему нельзя нарушать целостность природных территориальных комплексов, как ритмичность ПТК влияет на ритм жизни человека, какое значение имеет устойчивость ПТ.

Методическая разработка урока . Тема :«Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины» 8 класс

Урок сиспользованием элементов технологии развития критического мышления. очень понравился обучающимся . Позволяет эффективноиспользовать время урока и развивает познавательный интерес учи.

Урал. Природно-территориальные комплексы.

Урал — удивительный край. Уникалььностью природы является то, что одни и те же зоны имеют отличные друг от друга природные условия. Западная часть гор отличается более влажным и мягким климатом, здес .

Открытый урок по географии 8 класс на тему: «Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины»

Задачи:Образовательные: Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Русской равнины;Развивающие: Развитие .

Тест » Природно-территориальные комплексы.География.8класс»

Тест » Природно-территориальные комплексы.География.8класс.&quot.

Понятие о природно-территориальном комплексе

Конспект урока «Понятие о природно-территориальном комплексе&quot.

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Статья посвящена вопросу совершенствования и преподавания географии в школе. На примере темы «Природно-территориальные комплексы» в разных классах рассмотрены методы и приемы активизации п.

Источник

Оцените статью