Урок по теме: «Природные зоны и природные страны Южной Америки»
— развитие воображения и творческих способностей учащихся.
Оборудование : географические карты по теме «Природные зоны Южной Америки», атласы, контурные карты, дополнительная литература по теме, маршрутные листы экспедиций.
I. Мотивация деятельности учащихся:
Ребята, сегодня мы отправимся в экспедицию по Южной Америке. Для этого нам надо создать пять отрядов, куда должны входить геологи, климатологи, гидрологи, ботаники, зоологи, этнографы, художники. Они должны провести экспедицию и составить полный отчет о своем путешествии, используя свои знания и умения, показав дружбу, сплоченность, взаимовыручку.
Перед отправлением в экспедиции участники должны ответить на вопросы с целью проверки своих знаний. Члены одной команды отвечают капитану другой.
Командиры отрядов докладывают об итогах опроса «членам Географического Общества» (лучшие ученики класса). Магистры выводят общую оценку каждому «отряду».
1. Каковы особенности ФГП Южной Америки?
2. Объясните черты сходства и различия рельефа Южной Америки и Африки.
3. Почему Южная Америка самый влажный материк?
4. Докажите справедливость высказывания: «Амазонка-царица всех рек».
5. Назовите основных представителей животного мира сельвы. Как распределяется её обитатели в ярусах влажного экваториального леса?
6. Объясните, как появилось на картах название «Америка» и почему ее жителей стали называть «индейцами»?
III. Отправление в экспедицию, выдача маршрутных листов.
1. Дать физико-географическую характеристику маршрута: долина реки Амазонка.
2. Отметить на карте маршрутного листа полезные ископаемые, климатические пояса, средние температуры января и июня, границы природных зон. Сделать зарисовки.
1. Дать физико-географическую характеристику маршрута: Гвианское плоскогорье.
2. Отметить на карте полезные ископаемые, климатические пояса, средние температуры января и июня, границы природных зон. Сделать зарисовки.
1. Дать физико-географическую характеристику маршрута: Бразильское плоскогорье.
2. Отметить на карте полезные ископаемые, климатические пояса, средние температуры января и июня, границы природных зон. Сделать зарисовки.
1. Дать физико-географическую характеристику маршрута: долина реки Парана.
2. Отметить на карте полезные ископаемые, климатические пояса, средние температуры января и июня, границы природных зон. Сделать зарисовки.
1. Дать физико-географическую характеристику маршрута: горы Анды от экватора до 20 ю.ш
2. Отметить на карте полезные ископаемые, климатические пояса, средние температуры января и июня, границы природных зон. Сделать зарисовки.
Получив маршрутные листы, участники экспедиции приступают к работе с источниками знаний.
В ходе работы заполняют маршрутные листы и по ним при ответе составляют единый рассказ. Командиры отрядов отчитываются перед «Географическим Обществом».
Оценки можно выставлять каждому члену команды с учетом степени его участия в выполнении задания или суммировать все полученные членами команды оценки и вывести среднюю.
Источник
Природные зоны России
Сколько природных комплексов можно выделить на территории нашей страны, как расположены они по отношению к полюсу и экватору, какая природная зона преобладает в России, где находится самая северная и как найти наименьшую природную зону? Данный материал поможет ответить на вопросы по географии за 8 класс и прекрасно подготовиться к экзаменам.
Общая характеристика
Россия расположена на большей части материка Евразия. Протяженность с самой северной точки до самой южной – составляет 4000 км., а с западной до восточной – 10 тыс. км. Природные зоны России составляют уникальный биологический комплекс, который нужно беречь и охранять.
Природная зона – это территория, в условных границах которой имеются схожий климат, почва, растения и животные. В РФ таких зон 11.
Смена биокомплексов происходит по широтам. Отдаляясь от Северного Полюса на юг, можно заметить резкие изменения в природе. Например, на широте 71° находится арктическая пустыня, в которой климатические условия не позволяют выжить растениям и животным. Здесь встречаются только самые приспособленные млекопитающие. А вот уже на широте 60° – лесотундра, в которой растут хвойные деревья и обитают многие виды хищных зверей.
Природные зоны нашей страны
Россия занимает площадь от крайней северной точки – мыс Флигели (81°) до самой южной – горы Базардюзю на границе Дагестана и Азербайджана (41°), и в ней выделяют такие природные зоны:
- арктические пустыни;
- тундра;
- лесотундра;
- тайга;
- смешанные леса;
- широколиственные леса;
- лесостепи;
- степи;
- полупустыни;
- пустыни;
- субтропические леса.
Описание природных зон
Расположение арктических пустынь – на крайнем севере. 82% территорий покрыто ледниками. Зона характеризуется суровым климатом, почва – это вечная мерзлота, верхний слой не прогревается даже летом. Поэтому очень мало видов растений и животных, которые приспособились к таким тяжелым условиям.
которые читают вместе с этой
Путешествие на юг продолжается в тундре. Это северная часть материка. Здесь суровая зима и короткое лето, но появляются некоторые растения, такие как карликовая береза и кустовые ягоды. Из животных – северный олень, песец, заяц. Тундра считается самой северной природной зоной, где приспособился жить человек.
Короткой полосой между тундрой и тайгой протянулась лесотундра. Название говорит о том, что в зоне бескрайних снегов появляются первые деревья – ели, лиственницы. Наиболее выражена лесотундра – в Западной Сибири.
На территории России преобладает зона тайги. Она находится на большей части страны, простираясь от западных до восточных границ. Общими чертами климата являются: холодная сухая зима, теплое влажное лето (4-5 месяцев). Зона тайги — это дремучие леса, в пределах которых растут хвойные деревья: ели, лиственницы, пихта. Животный мир представлен разными видами. Встречаются волк, лисица, рысь, бурый медведь. С юга на север важное транспортное водное сообщение производится по рекам: Обь, Енисей, Лена.
Смешанные и широколистные леса активно используются человеком. Мягкий климат позволяет использовать земли для выращивания овощных культур. Природная зона занимает Европейскую часть России, а также представлена на Дальнем Востоке. Основные виды деревьев – осины, клены, дубы, каштаны, липы. В лесах много ягод, грибов, трав.
Проблемы лесов мира – это их истребление для того, чтобы использовать в промышленных целях. На территории природной зоны созданы охраняемые территории – заповедники, в которых еще сохранился неповторимый ареал обитания растений и животных.
Лесостепи и степи – это важные природно хозяйственные территории, поскольку здесь самая плодородная почва – черноземы. Климат сухой, с снежными холодными зимами и засушливым летом. Растительность – злаки, среди животных преобладают грызуны.
Две пустыни в России имеют такое положение по карте: одна – на востоке Калмыкии, другая – на юге Астраханской области. Здесь глинистые и каменистые почвы, очень мало растительности. Из животных встречаются змеи, различные виды грызунов.
На самом юге России есть самая теплая зона – субтропики. В то же время, это наименьший биологический комплекс, представленный в нашей стране. Эти места – любимое место отдыха туристов. Зимы здесь практически нет, а лето наиболее жаркое. Зона субтропиков расположена на берегах Черного моря. В лесах встречаются редкие виды растений и животных. Только здесь можно увидеть косулю, зубробизона, тура, черепаху.
От Геленджика до границы с Грузией можно выделить зону влажных субтропиков. Поскольку эта местность гористая, то склоны покрыты вечнозелеными деревьями и кустарниками: лаврами, рододендронами, самшитами.
Что мы узнали?
Россия – это настолько большая страна, что здесь можно встретить любую природную зону, за исключением экваториальных влажных лесов и саванн. Каждый из природных комплексов уникален и имеет свой неповторимый растительный и животный мир. Полученные в этой статье знания могут стать незаменимыми для написания кратного доклада или сообщения на тему.
Источник
Природные страны Европы
Методическая разработка предлагает материал, который можно включать в темы, изучающие природный комплекс Европы.
Просмотр содержимого документа
«Природные страны Европы»
Урок № 9 а, б классы География
Урок по теме: природные страны Европы, входит в раздел «Материк Евразия». Урок основан на ранее изученной теме «Климатические пояса» и является его продолжением, выделив климат Европы и соединив его с природной зональностью. В ходе изучения темы ученики формируют знания о природных зонах Европы, как зональных природных комплексах, выявляют закономерности размещения природных зон, сравнивают природные страны Европы: Фенноскандия, остров Исландия, Средняя Европа, Южная Европа, Восточно – Европейская (Русская) равнина, заполняя таблицу по алгоритму.
Тема. Природные страны Европы .
Цель. Ознакомить обучающихся с природными странами Европы. Уяснить причины смены природных зон Европы.
Задачи. Продолжить формирование представлений и знаний о природе Европы; закреплять навыки работать с климатическими картами, таблицами, схемами, тестами; воспитывать интерес к изучаемому через разнообразные формы работы; следить за внятностью произношения.
Учебно – наглядный комплекс. Климатическая карта Евразии, таблицы, схема, иллюстрации, тестовые задания, словарь
Формы проведения урока. Использование карт, карт атласа, таблицы для формирования образа природы Европы; повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями; беседа; ответы на вопросы; выполнение тестовых заданий; заполнение таблицы; работа со словарями; выполнение практической работы
Термины и понятия. Арктические пустыни, тундра, лесотундра, хвойные леса, субтропики, природные зоны, природный комплекс, компоненты природы, природные страны
Географические объекты. Часть света Европа, материк Евразия, Фенноскандия, остров Исландия, Средняя Европа, Южная Европа (Средиземноморье), Восточно – Европейская равнина.
1. Организация класса. Проверка готовности учеников к уроку, наличие и исправность слуховой аппаратуры.
А. Чтение терминов и расстановка ударений: арктическая пустыня, субарктический климат, субарктические пустыни, умеренно – континентальный климат, Средиземноморье.
Б. На доске плакат, на котором записаны определения терминов: климат, природные зоны, природный комплекс. Задание №1. Читаем, соблюдая ударения. (Фронтальная работа)
— Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительностью и животным миром .
— Климат – это многолетний режим атмосферных явлений (погоды)в данном месте, определяемый географическими условиями.
— Природный комплекс (географический комплекс, географическая система, природно – территориальный комплекс) – это закономерное сочетание компонентов природы (рельеф, климат, поверхностные воды, почвы, растительный и животный мир), находящиеся во взаимодействии и взаимообусловленности образующих единую неразрывную систему.
Слово учителя. Ребята, на прошлом уроке мы говорили о климате Европы. А в каком климатическом поясе мы живём? В каком климатическом поясе расположен Донецкий регион?
3. Активизация мыслительной деятельности учеников.
Ребята, перед вами таблица «Климатические пояса——географические объекты».
Работая с климатической картой Евразии, вам нужно найти объекты на географической карте и определить в каком климатическом поясе расположен географический объект.
3. Субарктический континентальный
5. Умеренный резко – континентальный
6. Умеренный континентальный
Е.Восточно – Европейская равнина
8. Субтропический средиземноморский
9. Субтропический континентальный
И. Великая Китайская равнина
10. Субтропический муссонный
Из таблицы выбрать географические объекты и типы климатов, которые относятся к Европе.
Слово учителя. Ребята, сейчас прочитаем с вами определение.
Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.
Например. Работа с тематической картой «Природные зоны Евразии». (заполняют блок 2).
Арктические (ледяные) пустыни
Тайга (хвойные леса), смешанные леса (хвойные и лиственные), широколиственные леса, лесостепь, степь.
Ребята, подумайте и скажите, о чём мы будем говорить на уроке? Определите тему урока.
Выслушав мнение учеников, предлагаю взглянуть на доску, где вывешивается плакат « Природные страны Европы». Работа с тематическими картами: климатическая карта, карта природных зон Евразии.
Источник