- IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
- АНАЛИЗ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИС-ИНСТРУМЕНТАРИЯ
- Студенческий научный форум — 2017 IX Международная студенческая научная конференция
- бжд практическая 3. Задание Анализ опасного природного явления
- Опасные природные явления, их оценка.
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
АНАЛИЗ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИС-ИНСТРУМЕНТАРИЯ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В современной практике преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе особую значимость приобретает использование современного инструментария мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений. Использование школьных геоинформационных систем при изучении опасных природных явлений способствует реализации принципов компетентностного подхода и повышает мотивацию школьников к изучению предмета. Однако при организации проектной деятельности по изучению опасных природных явлений возникают трудности методического плана, связанные с неразработанностью алгоритмов и сложностью обработки пространственной информации традиционными средствами. Исходя из этого, актуальной представляется цель настоящей работы – разработка алгоритма работы педагога со школьниками при мониторинге и прогнозировании опасных природных явлений.
Важность изучения в школьном курсе «ОБЖ» технологий предотвращения выраженности опасных природных явлений напрямую связана с концепцией устойчивого развития и с проблемами отношения человека с окружающей природной средой. Геоинформационный анализ опасных природных явлений относится к современным высокотехнологичным направлениям пространственного анализа. В современных условиях геоинформационный анализ опасных природных явлений приобретает ведущее значение при изучении школьниками рисков проявления чрезвычайных ситуаций и становится необходимой составной частью организации проектной деятельности. При проведении школьных исследований по изучению опасных природных явлений необходимо использование возможностей современного ГИС-инструментария (Quantum GIS, ArcGIS), а также данных дистанционного зондирования Landsat ETM+. Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 16-45-360486 р_а).
Студенческий научный форум — 2017
IX Международная студенческая научная конференция
В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».
Источник
бжд практическая 3. Задание Анализ опасного природного явления
Анализ опасного природного явления
Найдите в сети Интернет или в периодических изданиях статью о крупной ЧС природного характера.
Скопируйте и вставьте в файл, укажите источник: Землетрясение в Армении 7 декабря 1988 года — РИА Новости, 07.12.2018 (ria.ru)
Проанализируйте ЧС по заданным параметрам:
Землетрясение — это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Точку в земной коре, из которой расходятся сейсмические волны, называют гипоцентром землетрясения.
К первичным поражающим факторам землетрясения относят обрушения зданий и нарушение целостности земной поверхности. Ко вторичным поражающим факторам землетрясений относят нарушения систем жизнеобеспечения, аварии на предприятиях, лавины, сели, обвалы, оползни, пожары и наводнения.
4. Определите масштаб данного опасного природного явления (согласно классификации. см. Тему 1, 3)
Сейсмические опасные явления. ЧС федерального масштаба — пострадало более 500 человек, ущерб более 5000000 МРОТ, нарушены условия жизнедеятельности более 1000 человек или если зона чрезвычайной ситуации в пределах территории более двух субъектов Федерации.
5. Определите основные причины возникновения данного опасного природного явления.
Первопричиной землетрясений являются глобальные геологические и тектонические силы, однако в настоящее время их природа не совсем ясна. Появление этих сил связывают с перепадами температуры в недрах земли.
6. Назовите наиболее характерные места для возникновения данного опасного природного явления в нашем регионе / стране / мире.
Ленинградская область расположена на такой части земной коры, которая не может продуцировать крупные тектонические землетрясения. На территории России землетрясения происходят как в горной, так и в равнинных местностях, в местах стыков тектонических плит. В мире землетрясения происходят на местах стыков тектонических плит, но их последствия могут распространяться на многие километры от гипоцентра.
7. Какие общие требования и правила поведения должен знать человек для обеспечения безопасности при условии возникновения данного опасного природного явления?
Если вы почувствовали сотрясение почвы или здания, реагируйте немедленно, помня, что наибольшая опасность исходит от падающих предметов-люди, которые медлят, чаще всего оказываются жертвами падающих предметов, частей потолка и стен. Оставайтесь спокойными и не делайте ничего, что нарушает спокойствие других людей (например, не кричите, не бегайте). Если вы находитесь в помещении, немедленно займите безопасное место: заберитесь под стол или кровать, встаньте в проеме внутренней двери или во внутреннем углу комнаты. Помните, что чаще обрушаются наружные стены здания. Держитесь вдали от окон, печей и тяжелых предметов, например холодильников, которые могут опрокинуться или сдвинуться с места.
Не выбегайте из здания. Обломки, падающие вдоль стен, представляют серьёзную опасность. Безопаснее переждать толчок там, где он вас застал, и лишь дождавшись его окончания, перейти в безопасное место. Если вы находитесь внутри многоэтажного здания, не спешите к лифтам или лестницам. Вблизи выходов, скорее всего, будет столпотворение, а лифты не будут работать. Кроме того, лестничные пролеты и лифты часто обрушаются во время землетрясения. Находясь на тротуаре вблизи высокого здания, войдите в подъезд или отойдите на открытое место, чтобы избежать падающих обломков.
Источник
Опасные природные явления, их оценка.
Опасное природное явление — стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения или продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.
Опасные природные явления весьма частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек, прорывы дамб и плотин, землетрясения, бури и ураганы, лесные и торфяные пожары.
Каждому стихийному бедствию, опасному природному явлению присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, величина бедствий и человеческих потерь. Каждое по-своему накладывает отпечаток на окружающую среду.
По оценкам Всемирной Метеорологической организации (ВМО) и Всемирного банка реконструкции и развития (ВБРР), в настоящее время отмечается устойчивая тенденция увеличения материальных потерь и уязвимости общества из-за усиливающегося воздействия опасных природных явлений (ОЯ). Наибольший ущерб более 50% от общего ущерба приносят ОЯ. По оценке ВБРР ежегодный ущерб от воздействия ОЯ на территории РФ составляет 30-60 млрд. рублей. Более 36% всех ОЯ приходиться на группу из четырех явлений – очень сильный ветер, ураган, смерч. Из всех стихийных бедствий наводнения на реках занимают первое место по суммарному среднегодовому ущербу (прямые потери от наводнений составляют более 50% общего ущерба от всех ОЯ).
В последние годы в РФ наблюдается увеличение количества ОЯ, так, например, 2005 год был рекордным по их количеству за последние 15 лет. В течение года зарегистрирован 361 случай ОЯ, нанесших ущерб отраслям экономики, в 2004 году зарегистрировано 310 таких явлений.
Процедура по оценке рисков включает выполнение ряда последовательных операций, а именно:
- идентификацию опасности,
- прогнозирование опасности,
- оценку уязвимости,
- оценку риска.
Риск-анализ начинается с идентификации природных опасностей и их оценки. Необходимо определить вероятность проявления (или повторяемость) той или иной опасности определенного энергетического класса для взятой территории за заданный интервал времени.
Вторым этапом анализа риска является оценка уязвимости людей и объектов техносферы в пределах каждой выделенной цветом территории. Уязвимость характеризует свойство любых объектов социальной и материальных сфер полностью или частично утрачивать способность к выполнению своих естественных или заданных функций в результате проявления опасного явления или процесса.
Различают несколько видов уязвимости: физическую, экономическую, социальную и экологическую.
Зная вероятность проявления природной опасности и величину возможной уязвимости можно оценить природный риск для изучаемой территории. Получаемый таким образом количественный показатель природного риска – это вероятностная величина, характеризующая возможную гибель и увечье людей, а также возможные материальные потери (экономический ущерб) в результате развития отдельных видов (дифференцированный риск) или нескольких видов опасностей (интегральный риск).
Там где нет людей и объектов экономики, даже при очень высоком уровне природной опасности природный риск равен нулю (если не считать экологические ущербы), и, наоборот, в густонаселенных районах с очень насыщенной инфраструктурой, даже не очень интенсивные природные явления могут давать высокие величины природных рисков.
Рассмотренные примеры относятся к оценке природного риска на федеральном уровне для принятия управленческих решений в масштабе страны. Для решения конкретных проблем на уровне отдельных регионов, областей, муниципалитетов и даже отдельных крупных объектов, необходимо осуществлять оценку риска на более низких уровнях. С переходом на более низкий уровень должен повышаться масштаб карт риска и детальность его оценки.
Источник