- Федор Тютчев — Природа сфинкс: Стих
- Анализ стихотворения «Природа — сфинкс» Тютчева
- Анализ стихотворения «Природа – сфинкс» (Ф.И. Тютчев)
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы, проблемы и настроение
- Основная идея
- Средства выразительности
- Читайте также:
- Анализ стихотворения «О сущем» (А.Т. Твардовский)
- Анализ стихотворения «Юбилейное» (В.В. Маяковский)
- Анализ стихотворения «Родное» (М.В. Исаковский)
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Поиск по сайту
- Последнее
Федор Тютчев — Природа сфинкс: Стих
Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Анализ стихотворения «Природа — сфинкс» Тютчева
Федор Иванович Тютчев – мастер коротких и емких как по содержанию, так и по красочности, произведений. Его стихотворения легко можно описать поговоркой «Краткость – сестра таланта», поскольку в нескольких строках автор отображает глубокие философские мысли, которые не всегда можно четко выразить даже длинными трактатами. Стихотворение «Природа — сфинкс» является прекрасным примером умения поэта выразить ясную и законченную мысль всего в четырех строках.
Тютчев поднимает в своем произведении проблему философского бытия, смысле жизни, смысле человека в окружающем его мире. Поэты его времени делились на философов и романтиков, разбивая копья своей правды друг о друга. Федор Иванович же был одновременно и романтиком, и философом, объединяя непримиримые стороны размышлений своих современников. Он не считал нужным тратить и без того короткую человеческую жизнь на восхваление окружающего мира, а полагал, что нужно познавать этот мир, искать смысл земного существования.
«Природа — сфинкс» было написано, когда жизнь Тютчева уже шла к закату. Это тот период в жизни каждого, когда стоит оглянуться на прожитое и свершенное, осмыслить, оставил ли человек какой-то след или же все-таки «наследил». Он отказывается от попыток постичь тайны мира и мироздания не потому, что разуверился в возможности это сделать. Причина его отказа от поисков заключается совсем в другом – автор предполагает, что все чудеса природы человек придумал себе сам и поверил в них, а на самом деле «может статься, что никакой загадки нет». Все можно решить логически, но человечество упрямо продолжает верить в некие неразгаданные чудеса, которые, по факту, придумало само себе. Сказывается на настроении произведения и возраст поэта — природа кажется вечностью, но вечностью бессмысленной, как и раздумья о ней.
Стихотворение относится к жанру философской лирики. Написано пятистопным ямбом, стопа двусложная с ударением на втором слоге, рифмовка опоясывающая. Особенность построения композиции заключена в первой строке – короткая сильная фраза с пропущенным глаголом. Оно же является красивой метафорой – сравнение природы с мифологическим существом, загадывающим неразрешимые загадки встретившимся путникам. Вместе с тем природа не нуждается в человеке и его изысканиях, как сфинкс в своей жизни не нуждается в загадках кому бы то ни было. Он живет своей жизнью, мудрой и спокойной.
Природа не дает человеку разгадок, поскольку независима от него, и окружающий мир все еще остается тем же самым сфинксом.
Источник
Анализ стихотворения «Природа – сфинкс» (Ф.И. Тютчев)
Всю жизнь Тютчев стремился постичь тайны мироздания, на фоне которого человеческое существование не имеет никакой ценности. Свои философские размышления так или иначе всегда были связаны в творчестве поэта с образом природы. Так и в стихотворении «Природа – сфинкс», в замысле которого Вам поможет разобраться анализ по плану от Многомудрого Литрекона.
История создания
Тютчев написал стихотворение «Природа – сфинкс» в имении Овстуг. То был последний период его творчества – август 1869 года. Впервые произведение опубликовали в Санкт-Петербурге в 1886 году, уже после смерти автора. При жизни поэт почти не публиковал свои произведения в России. Он служил дипломатом, занимал важный пост в цензурном ведомстве, поэтому не уделял своему «увлечению» поэзией много внимания. Он творил для себя, можно сказать, почти в стол, не думая о чем-то большем. Впрочем, его скромность прослеживается во многих стихотворениях и письмах.
Ф.И. Тютчев часто посвящал стихотворения природе и отмечал мудрость, которая лежит в ее основе. Видимо, данное произведение является итогом его размышлений. Отличительной чертой стихотворения «Природа – сфинкс» является его краткость, но это ни в коем случае не лишает строк их глубинного смысла.
Жанр, направление, размер
«Природа – сфинкс» — лирическое стихотворение, оно относится к философской лирике (поэт хочет понять язык природы и разгадать вечную загадку). Катрен написан пятистопным ямбом, рифмовка опоясывающая.
Поэзия Тютчева относится к «чистому искусству». Такому творчеству свойственно игнорирование злободневных социальных вопросов и сиюминутных тем. Поэты писали о вечных проблемах и воспевали прекрасные чувства, мысли, впечатления. Федор Иванович тоже обходил стороной крестьянский вопрос и другие «тренды» того времени. Возможно, поэтому его творчество не теряет актуальности.
Композиция
Особенность композиции стихотворения «Природа – сфинкс» состоит в том, что начало стихотворения довольно неожиданно, перед нами короткая фраза, в которой пропущен глагол. Поэт воспринимает природу как нечто живое и непостижимое, и это передано уже в первых двух словах.
Последующие строки лишь поясняют первую: природа хотя и пугает человека, но в то же время непреодолимо манит к себе своей загадочностью. Но лирический герой не исключает, что этой самой загадки может и не быть вовсе, и эта мысль рождает ещё больший интерес, душевный трепет. Природа «губит человека» своим «искусом».
Образы и символы
Образ природы как всесильного существа, рождающего страх в человеческой душе, строится благодаря слову «сфинкс». Так, Тютчев сравнивает её с мифологическим существом, которое убивало путников за неверные ответы на сложнейшие загадки. Глагол «губит» также передаёт всю мощь и могущественность той силы, что вершит человеческие судьбы.
Лирический герой стихотворения «Природа – сфинкс» лишь ощущается читателем. Он незримо подводит нас к размышлению о сущности природы. Это философ, который ищет разгадку тайны и признает свое бессилие в поисках. Эта тайна стоит того, чтобы оставить ее под покровом загадки.
Темы, проблемы и настроение
В стихотворении «Природа – сфинкс» поэт ставит философскую проблему о смысле жизни и о месте человека в мире. Мы пытаемся разгадать таинственный ребус природы, но терпим поражение в главном ее секрете, и он губит нас, ведь искушение искать ответы на вопросы не оставляет человечество никогда. Поэтому автор объясняет неразрешимость загадок по-своему: быть может, тайны нет вовсе.
Тема природы — основная в произведении «Природа – сфинкс». Автор указывает на ее загадочность и неразрешимость. Она, подобно Сфинксу, мудрее человека, и поэтому игры с ней обречены на провал. Как бы мы ни пытались навязать ей свою волю, свою разгадку, она останется такой же неуловимой и опасной.
Настроение в стихотворении спокойное, и все же гнетущее: после его прочтения остаётся ощущение тревоги из-за открытого финала, множества вопросов, оставшихся без ответа, и полного переосмысления мира природы.
Основная идея
Тютчев акцентировал внимание читателя на слабости человеческой мысли: не исключено ведь, что человек сам приписывает природе несвойственные ей тайны, и собственный «искус» воспринимает как вызов природы. Как бы мы ни старались, природа опережает нас в мудрости, как древнегреческий Сфинкс. Мы не может разгадать, а значит, и покорить ее. Таков смысл стихотворения «Природа – сфинкс».
Природа внутри человека буквально вынуждает людей искать тайны, может, даже и не существующие. Почему автор называет этот поиск ответов «искусом»? Видимо, это отсылка к библейским событиям, когда Ева и Адам вкусили плод от древа познания и лишились Рая. Тогда человечество определило свою судьбу — погоню за ответами на едва уловимые и эфемерные вопросы, вечную неудовлетворенность и тоску. Такова главная мысль стихотворения «Природа – сфинкс».
Средства выразительности
Поэт практически не использует художественных приёмов. В стихотворении «Природа – сфинкс» мы найдём метафору («природа – сфинкс») и олицетворение «своим искусом губит человека»).
Читайте также:
Анализ стихотворения «О сущем» (А.Т. Твардовский)
Анализ стихотворения «Юбилейное» (В.В. Маяковский)
Анализ стихотворения «Родное» (М.В. Исаковский)
Добавить комментарий Отменить ответ
Поиск по сайту
Последнее
Литрекон © 2023. Все права защищены.
Сетевое издание litrekon.ru зарегистрировано Роскомнадзором 30 мая 2019 г., свидетельство Эл № ФС 77-75883 Учредитель / Главный редактор: Бухтияров В.Д. Адрес редакции: 141600, Московская обл., г. Клин, ул. Павлика Морозова, д. 11. Телефон: +7 916 275-71-33 E-mail: redaction@litrekon.ru
ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTYnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCBhdXRvOyB0ZXh0LWFsaWduOiBjZW50ZXI7IGRpc3BsYXk6IGJsb2NrOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNiIgc3R5bGU9Im1heC1oZWlnaHQ6NDAwcHg7Ij4KICA8ZGl2IHN0eWxlPSJoZWlnaHQ6MzYwcHg7IiBjbGFzcz0idnotYWQtcGxhY2Vob2xkZXIiPlJl0LrQu2HQvNCwPC9kaXY+CjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0PndpbmRvdy55YUNvbnRleHRDYi5wdXNoKCgpPT57CiAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICByZW5kZXJUbzogJ3lhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS02JywKICAgIGJsb2NrSWQ6ICdSLUEtMzMwNjM1LTYnCiAgfSkKfSk8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K’ data-block=’6’>
ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’7’>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>
Источник