Чему учат произведения Мориса Метерлинка? Философия «Синей птицы»
Имя Мориса Метерлинка напоминает нам, прежде всего, о его «Синей птице» — пьесе, поставленной в России раньше, чем на родине драматурга, в Бельгии. Спектакль до сих пор не сходит со сцены МХАТа, появились также фильм, мюзикл и балет «Синяя птица». Немного статичная, но непостижимо привлекательная философская сказка обещает подсказать путь к Грядущему счастью. Оптимистическое в целом видение жизни драматурга подсказало ему идею «говорить несчастным о счастье, чтобы они научились понимать его».
Дети дровосека Тильтиль и Митиль отправляются искать Синюю птицу, символ лучшего будущего, когда люди будут «все знать и все видеть». В сопровождении Света, Огня, Молока, Воды, Сахара, Пса и Кота они навещают Прошедшее и Будущее и, испытав много страхов и ужасов, а также сомнений и радости, возвращаются домой ни с чем. Волшебная птица так и не встретилась им. Но вот, по просьбе зашедшей в дом соседки Тильтиль дарит ее больной внучке своего ручного голубя, и через минуту в комнату вбегает исцеленная девочка. В чертах ее мальчик угадывает лицо Света, а в голубе ему мерещится Синяя птица. Но голубь в этот раз улетает, и мальчик говорит, обращаясь в зал: «Если вы когда-нибудь поймаете Синюю птицу, отдайте ее нам, она нам нужна, чтобы быть счастливыми».
Дети у Метерлинка — образ всего человечества с его неведением и беззащитностью. И человек, и вещи, которые его окружают, живут своей внутренней жизнью, имеют душу и право на бессмертие. Фантастика сказки наполняет чувством философскую идею пьесы, усиливает ее поэзию и человечность. Настоящее, с точки зрения Метерлинка, содержит в себе и прошлое, и будущее, и его суть — это суть человеческой личности. Телесное и духовное бытие человека взаимосвязаны. Во Сне можно вернуться в то, что было, и провидеть то, что будет. Память сохраняет все преходящее, невесомое, быстротечное, сохраняет яркий чувственный образ действительности. Изображая обыденную жизнь, Метерлинк делает ее недоступной обыденному сознанию. Только детям раскрывается реальность волшебной сказки, потому что игра — чудесное свойство их сознания, она позволяет «все видеть в истинном свете».
Метерлинк далек от умиротворенного видения мира. В душе он романтик, и, хотя в выражении своих мыслей он спокоен, читатель или зритель чувствует обуревающие его раздумья. Метерлинк — фламандец, уроженец Гента. Добродушие столь же свойственно Фландрии, сколь и мрачный трагизм. Отсюда проистекает та раздвоенность, которая позволяет ему писать столь различные вещи, как оптимистическая «Синяя птица» и мистически страшные «Слепые».
В 1911 году Метерлинк получил Нобелевскую премию, которая досталась ему не только как драматургу, но и как философу. Драмы писателя служат иллюстрацией к его философским размышлениям, изложенным в книгах «Сокровище смиренных», «Двойной сад», «Мудрость и судьба», «Жизнь пчел», «Жизнь термитов», «Жизнь муравьев», «Разум цветов».
Первое, что останавливает на себе внимание в философских сочинениях Метерлинка, — это мысль о бессилии выразить живой речью то, что шевелится в глубинах души. О том, что истинная жизнь неподвижна, что она не требует проявления в движении, в бунте страстей. Что человеку полезно вникать в свои скорби и горести: «Скорбь возвращает нам то, что наша душа одолжила ей в счастливые дни». Человечество страдает, но ему нужно говорить слова утешения, уверять его в том, что все в порядке. Мы окружены тайною и не знаем, чем она разрешится. Тем не менее, жить надобно, и по возможности счастливо и благородно.
Рассказывая о жизни пчел, Метерлинк обращает внимание на моральную сторону отношений в улье. Пчела живет исключительно для будущего, она трудится не для себя, а для потомства. Все, что ведет к усилению и благополучию вида, справедливо, даже если кажется жестоким и неправедным.
Будучи специалистом по западной литературе, Александр Блок, изучая символистские драмы Метерлинка, заметил, что бельгийский писатель превратил в пьесах «человеческий голос в шепот, лишил людей их свободных движений, воздуха и света». Это замечание справедливо для всех символистов, включая и самого Блока. Метерлинк отказался от действия и от слова в их прежнем значении. Его персонажи всматриваются в таинство вечности, они своего рода марионетки. Не поддающиеся персонификации общественные силы принимают у Метерлинка символическое выражение. Пьесы «Непрошенная». «Там, внутри», «Семь принцесс», «Аглавена и Селизетта», «Монна Ванна», «Ариана и Синяя Борода» можно назвать драмами рока, непредотвратимой и неумолимой судьбы.
Не случайно Клод Дебюсси, полагавший, что «музыка существует для невыразимого», нашел идеальный материал для своих замыслов в пьесе Метерлинка «Пелеас и Мелисандра» и написал тонкую, нежную, грустную музыку, ставшую для многих любимой и близкой. История Пелеаса и Мелисандры — новый вариант истории Тристана и Изольды, Франчески и Паоло, еще один рассказ о фатальном и бессмертном любовном чувстве. Когда два живых существа встречаются друг с другом в первый раз, между ними происходит обмен тайнами жизни и смерти, и они не вольны воспрепятствовать этим духовным связям.
В драмах Метерлинка на первый план выступает подтекст, настроение. Именно через настроение мы открываем путь к истинной духовно-содержательной жизни. Ведь она протекает мимо слова и вопреки ему. Музыка Дебюсси сказала то, перед чем слова были бессильны.
Как истинный писатель-символист, Метерлинк утверждал в «Эссе о бессмертии»: «Создавая себе фантастический мир, мы ближе к истине, чем пребывая в доступной нашим смущениям реальности».
Источник
Метерлинк Синяя птица: краткое содержание, главная мысль,кто главные герои?
Пьеса Мориса Метерлинка «Синяя птица» — это рождественская история о том, как брат и сестра Тильтиль и Митиль по просьбе феи Бирюлины отправляются на поиски волшебной Синей птицы, чтобы излечить больную дочь феи.
При помощи волшебной палочки, подаренной им феей, они получают возможность общаться с душами разных предметов и животных, которые отправляются с ними в путешествие. Но нигде им не встречается волшебная птица.
Мать детей предлагает Тильтилю подарить больной девочке его горлицу, но горлица улетает. Тильтиль обращается к зрителям с просьбой найти Синюю птицу, которая всех сделает счастливыми.
Главные герои: мальчик Тильтиль и его сестра Митиль.
Главная мысль: чтобы сделать человека счастливым, не обязательно ходить за тридевять земель. Достаточно проявить внимание и заботу о близких тебе людях.
После выхода в свет пьесы Метерлинка выражение «Синяя птица» стало синонимом слов «мечта и счастье».
В сказке «Синяя птица» всего два главных героя брат с сестрой Тильтиль, Митиль. Это дети дровосека, которые отправились на поиски Синей птицы. .
Действие в пьесе происходит накануне Рождества. К детям приходит старушка и говорит им, что они могут помочь больной девочке. Брат и сестра отправляются на поиски волшебной птицы.
Ребята отправляются в путешествие, они держат путь в страну воспоминаний. Сначала ребята не могут отыскать волшебную птицу, но фея помогает им. В результате их путешествие увенчалось успехом.
Данное произведение учит тому, что всегда нужно помогать людям, нельзя быть безучастным. Спасение или помощь другому человеку может сделать тебя счастливым.
Метерлинк рассказал историю о детях бедного дровосека (брате и сестре, их имена Тильтиль и Митиль), которые помогают маленькой больной девочке. В канун Рождества ребята грустят, потому что в их семье нет денег на празднование, но внезапно появляется горбатая старушка, которая рассказывает им о больной девочке, которая выздоровеет, если ребятам удастся поймать волшебную Синюю птицу. Чтобы найти птицу, дети отправляются в Страну воспоминаний и проникают в мрачный Дворец ночи. С помощью доброй феи (ее зовут Берилюна) им это удается.
Пьеса учит нас понимать, что счастье и материальные блага — далеко не синонимы, настоящее счастье возможно только тогда, когда человек делает добро и дарит надежду на счастье другому человеку.
Сказку «Синяя птица» бельгийского писателя Мориса Метерлинка проходят в 5 классе, причем у меня есть подозрение, что не во всех школах. Но вот мой ребенок ее проходил. Это небольшая книжечка, очень легко и интересно читается.
Содержание сказки «Синяя птица»:
В центре событий оказываются дети дровосека Тиля — брат Тильтиль и сестра Митиль.
В первой главе читатели знакомятся с детьми и с их питомцами: голубой горлицей, черной кошкой Тилеттой и псом Тило. За окном Рождество и дети довольны и веселы. Но тут распахивается дверь и появляется страшная старушонка. Она ищет Синюю птицу. Нет, не горлицу, а настоящую. Оказывается, эта старушка фея Берилюна, у нее умирает внучка, и ей нужна помощь. Только дети и только в рождественскую ночь могут найти Синюю птицу.
Вот так начинаются приключения детей. Я не буду их подробно пересказывать, потому как всегда лучше прочитать сказку в оригинале. Скажу лишь кратко, что дети будут путешествовать в компании оживших вещей и животных в сопровождении Души Света. В Стране Воспоминаний они встретятся со своими умершими дедушкой и бабушкой, во владениях Ночи увидят Болезни, Страхи и Призраков. Потом дети попадут в темный лес, где деревья и звери встретят их совсем неприветливо. После этого Душа Света отведет всю компанию в Сад Радостей. Там дети увидят свою маму, но Синюю Птицу не найдут. Последнее их путешествие будет в Царство Будущего, где они познакомятся с детьми, которые только должны родиться. Их пребывание в Царстве Будущего будет недолгим. Дедушка Время прогонит их прочь, да и рождественская ночь подойдет к концу. Очнутся дети у себя дома.
Но конец этой сказки все равно будет хорошим, и Синяя Птица все-таки найдется, а внучка феи выздоровеет.
Итак, главные герои сказки: Тильтиль, Митиль, кошка Тилетта, пес Тило, Душа Света.
Второстепенные герои: Огонь, Сахар, Хлеб, Вода, Фея Берилюна (она же соседка тетушка Берленго), родители детей, бабушка и дедушка детей, Ночь, Дедушка Время и т.д.
Главная мысль: Счастье обычно где-то рядом, хотя и ищем мы его подчас в далеких краях.
В интернете предлагают вот такую главную мысль (возможно, вам кому-то она покажется более удачной):
Источник