Анализ стихотворения лермонтова природе

стихи о природе . Лермонтова. нужен анализ стихотворения Лермонтова, на тему ПРИРОДА . помогите плиззз

Стихотворение «Осень «(Когда с дубравы лист слетает пожелтевший)
написано М. Лермонтовым в 1828 году, когда ему
было 14 лет.
В то время юный поэт периодически обращался к
теме родной природы.
Вдохновение к нему приходило, когда он бывал
в родовом имении под Москвой, в перерывах между
учебой в пансионе.
Поэт в ту пору испытывал глубокие переживания из-за
невозможности общаться с отцом, и его душевное
состояние влияло на восприятие мира:
его часто посещало чувство раздражения, разочарования
в людях, бессмысленности жизни.
И все это отражалось в его творчестве.
Стихотворение написано в соответствии с канонами
пейзажной лирики,
последовательно изображает череду картин, которые
предстают перед взором лирического героя.

Лирический герой произведения – сам автор.
Именно его наблюдения и становятся темой
произведения.

Сюжет содержит момент внутренней жизни человека,
его переживания как наблюдателя и наполнен рядом
визуальных образов, сменяющих друг друга.
Стихотворение не имеет посвящения конкретному
человеку, оно отражает душевный настрой Лермонтова.

Композиционные особенности
Полноценный анализ стихотворения затруднителен,
так как это маленькое и неоконченное произведение.
Если рассматривать текст «как есть», то можно
уловить элементы кольцевого строения
(первая и предпоследняя строки содержат слово поле,
при этом в начале стихотворения изображается
осенний день с опадающей листвой, в конце –
ночной пейзаж в темных размытых тонах).
Для композиции также характерна сквозная антитеза –
это противопоставление дня и ночи, а также сравнение
наступившей осени и прошедшего лета
(Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов),
природных оттенков, света и тьмы
(листья пожелтели – ели зелень мрачная).

Стихотворение написано четырехстопным хореем с
усеченной четной строкой.
Чередование усеченных строк придает произведению
неповторимую поэтическую интонацию,
а сочетание хорея с вспомогательной безударной стопой –
пиррихием – создаёт ритмические колебания внутри строки:
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.

Читайте также:  Вопросы пользования природными ресурсами федеральный центр

Рифма перекрестная, с чередованием женской и
мужской закрытой (АБАБ), точная, достаточная.
Стихотворение состоит из трех четверостиший.

Для создания смысловой емкости стиха автор
использует специальные изобразительные средства:

метафорические эпитеты: мрачная зелень, поникшие ели,
отважный зверь;
изобразительные эпитеты: нависшая скала, полуденные труды,
тусклый месяц;
метафоры: поле серебрит, ели хранят зелень.

Для синтаксической структуры стихотворения
характерны развернутые сопоставления –
на них и «держится» композиция.
Например, параллелизм конструкций встречается
в 1 и 3 четверостишиях,
для них характерно настоящее время.
Это придает композиции цельность, единовременный
план описываемого действия.
В прошедшем времени употреблен только глагол
пожелтели, поникшие (ели), нависшая (скала).

Ритмический строй формируется многочисленными
инверсиями, прямой порядок слов присутствует лишь
единожды:
Ночью месяц тускл (1), и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Система изобразительных средств направленная на
линейность сюжета, намек на цикличность
лишь подразумевается (описание смены времен года,
дня и ночи).
Определяющими являются слова: поникли, мрачную,
не любит, скрыться, тускл.
Именно они создают грустный эмоциональный фон
стихотворения, передают ощущение какой-то потери,
которую поэт не называет.

Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди полей местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля, —
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей;
Гляжу, природа молодеет,
Но молодеть лишь только ей;
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведет,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдет.
М Лермонтов

Источник

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану

Стихотворение «Осень» написано в 1828 году, когда Лермонтову было 14 лет. Это одно из первых сохранившихся произведений юного поэта, что отражается на стиле и форме стихотворения.

Проба пера, тем не менее, имеет все признаки будущего лермонтовского таланта: склонность к мрачным тонам и полутонам, мотивы печали, увядания, одиночества.

2. Литературное направление

Стихотворение «Осень» напоминает поэзию сентименталистов, а именно эклогу, проникнутую настроением элегии. В то же время присутствуют черты реализма в изображении отдельных изменений природы осенью.

Читайте также:  Ведомости министерства природных ресурсов

3. Род

Перед нами образец пейзажной лирики — редкой для поэзии Лермонтова.

4. Жанр

«Осень» — это пейзажная зарисовка, включающая элементы эклоги и элегии.

5. Проблематика

Нельзя сказать, что поэт затрагивает серьёзные философские проблемы. Он пробует свои силы в описании времён года, разворачивая перед нами череду постепенных метаморфоз в природе и душе человека.

6. Тематика

Основная тема произведения – природа осенью.

7. Идея

Осенью всё живое увядает, тускнеет, теряет силу и красоту. Ни человеку, ни зверю осенний пейзаж не даёт приюта. Только свет месяца может породниться с грустными приметами осени.

8. Пафос

Пафос стихотворения – печаль, понимание того, что увядание неизбежно.

9. Система образов

Образ осени складывается из череды подробностей: желтеющие листья и создающие контраст тёмные ели напоминают о наступлении особой поры в жизни леса. Неприютно стало там, где отдыхал летом пахарь (там уже нет ни солнца, ни цветов).

Образ ночи и ночного светила с его серебристым светом завершают ряд цветовых образов холодной ниточкой морозного блеска.

10. Центральные персонажи

В стихотворении упоминается пахарь, который не стремится больше отдыхать на остывшей земле. Также речь идёт о звере, ищущем тёплую нору накануне зимы.

Других персонажей в тексте нет. Автор подчёркивает этим неприютность и пустоту осеннего пейзажа.

11. Лирический герой

Лирический герой в стихотворении отсутствует. Пока поэт выступает в роли наблюдателя и просто перечисляет замеченные перемены, не окрашивая художественные детали личным отношением к ним.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения соединяет картину увядающих листьев на фоне поникших елей с описанием опустевшего поля и дола, где больше не ступают нога человека и лапа зверя. Надо всем этим разливается холодный свет месяца.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

В первой строфе говорится о лесе, во второй – о пахаре, в третьей – о звере и месяце.

Особенного замысла в таком построении текста нет. Автор последовательно описывает увиденное — эпизод за эпизодом. Тем не менее, произведение выглядит завершённым, ведь последний штрих (свет месяца) положен верно.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения очень прост и пока ещё скуп на средства художественной выразительности.

Читайте также:  Горнокнязевск природно этнографический комплекс режим работы

Синтаксис сочетает простые и сложные предложения. Среди частей речи преобладают глаголы, помогающие передать осень как процесс, метаморфозу времени.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано восьмистопным хореем с чередованием мужской и женской рифмы.

В нём всего три строфы (четверостишия) с перекрёстной рифмовкой: АБАБ.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении почти не используются тропы. Однако есть эпитет («зелень мрачную») и олицетворение («листья…и кружатся, и летят», «ели зелень… хранят»).

С помощью ассонансов «и», «о», «э» передано задумчивое настроение осенней прогулки, продолговатый звук гулкого осеннего воздуха.

17. Значение произведения

Стихотворение «Осень» — проба пера совсем юного Лермонтова, небольшая зарисовка, описывающая уголок природы в русской усадьбе. Она пополняет сокровищницу русской пейзажной лирики своей естественностью и простотой.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова актуально для всех, кто любит природу и каждой осенью вспоминает стихи классиков. Под звуки шагов по аллеям занесённых листьями парков строки лермонтовской «Осени» всегда будут звучать волшебно.

19. Моё отношение

Стихотворение «Осень» не сравнить с другими произведениями Лермонтова, которые он написал, когда стал постарше, но мне знакомы картины увядания и опустения, которые он изобразил. Осень – печальное время года, и в этом я соглашусь с поэтом.

20. Чему учит

Стихотворение «Осень» напоминает о быстротечности жизни. Как приходит конец тёплому лету, так завершается абсолютно всё на земле.

Биография Пушкина

  • Школьникам
    • Хронологическая таблица
    • Краткая биография
    • Для дошкольников
    • 1 класс
    • 2 класс
    • 3 класс
    • 4 класс
    • 5 класс
    • 6 класс
    • 7 класс
    • 8 класс
    • 9 класс
    • 10 класс
    • 11 класс
    • По периодам и этапам
    • В детстве
    • В лицее
    • В Петербурге
    • В Южной ссылке
    • В Михайловской ссылке
    • После ссылки
    • Болдинской осени
    • В последние годы
    • Происхождение
    • Детство
    • Лицейские годы
    • Петербург (1817-1820)
    • Южная ссылка
    • Ссылка в Михайловское
    • После ссылки (1826-1830)
    • Болдинская осень
    • Петербург (1831-1833)
    • Вторая Болдинская осень
    • Последние годы
    • Дуэль
    • Для детей
    • Из детства
    • Из лицея
    • О южной ссылке
    • О Болдинской осени
    • О дуэлях
    • О браке
    • О творчестве
    • Личная жизнь
    • Брак с Гончаровой
    • Дети
    • Подробная биография

    Все материалы принадлежат автору сайта. Копирование и распространение для коммерческих целей запрещено.
    Связаться с администрацией сайта можно через электронную почту kontakt@hronika.su. © 2017-2023 г. ХРОНИКА

    Источник

Оцените статью