- стихи о природе . Лермонтова. нужен анализ стихотворения Лермонтова, на тему ПРИРОДА . помогите плиззз
- Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественные особенности
- 15. Размер, рифма, строфика
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Биография Пушкина
стихи о природе . Лермонтова. нужен анализ стихотворения Лермонтова, на тему ПРИРОДА . помогите плиззз
Стихотворение «Осень «(Когда с дубравы лист слетает пожелтевший)
написано М. Лермонтовым в 1828 году, когда ему
было 14 лет.
В то время юный поэт периодически обращался к
теме родной природы.
Вдохновение к нему приходило, когда он бывал
в родовом имении под Москвой, в перерывах между
учебой в пансионе.
Поэт в ту пору испытывал глубокие переживания из-за
невозможности общаться с отцом, и его душевное
состояние влияло на восприятие мира:
его часто посещало чувство раздражения, разочарования
в людях, бессмысленности жизни.
И все это отражалось в его творчестве.
Стихотворение написано в соответствии с канонами
пейзажной лирики,
последовательно изображает череду картин, которые
предстают перед взором лирического героя.
Лирический герой произведения – сам автор.
Именно его наблюдения и становятся темой
произведения.
Сюжет содержит момент внутренней жизни человека,
его переживания как наблюдателя и наполнен рядом
визуальных образов, сменяющих друг друга.
Стихотворение не имеет посвящения конкретному
человеку, оно отражает душевный настрой Лермонтова.
Композиционные особенности
Полноценный анализ стихотворения затруднителен,
так как это маленькое и неоконченное произведение.
Если рассматривать текст «как есть», то можно
уловить элементы кольцевого строения
(первая и предпоследняя строки содержат слово поле,
при этом в начале стихотворения изображается
осенний день с опадающей листвой, в конце –
ночной пейзаж в темных размытых тонах).
Для композиции также характерна сквозная антитеза –
это противопоставление дня и ночи, а также сравнение
наступившей осени и прошедшего лета
(Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов),
природных оттенков, света и тьмы
(листья пожелтели – ели зелень мрачная).
Стихотворение написано четырехстопным хореем с
усеченной четной строкой.
Чередование усеченных строк придает произведению
неповторимую поэтическую интонацию,
а сочетание хорея с вспомогательной безударной стопой –
пиррихием – создаёт ритмические колебания внутри строки:
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Рифма перекрестная, с чередованием женской и
мужской закрытой (АБАБ), точная, достаточная.
Стихотворение состоит из трех четверостиший.
Для создания смысловой емкости стиха автор
использует специальные изобразительные средства:
метафорические эпитеты: мрачная зелень, поникшие ели,
отважный зверь;
изобразительные эпитеты: нависшая скала, полуденные труды,
тусклый месяц;
метафоры: поле серебрит, ели хранят зелень.
Для синтаксической структуры стихотворения
характерны развернутые сопоставления –
на них и «держится» композиция.
Например, параллелизм конструкций встречается
в 1 и 3 четверостишиях,
для них характерно настоящее время.
Это придает композиции цельность, единовременный
план описываемого действия.
В прошедшем времени употреблен только глагол
пожелтели, поникшие (ели), нависшая (скала).
Ритмический строй формируется многочисленными
инверсиями, прямой порядок слов присутствует лишь
единожды:
Ночью месяц тускл (1), и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Система изобразительных средств направленная на
линейность сюжета, намек на цикличность
лишь подразумевается (описание смены времен года,
дня и ночи).
Определяющими являются слова: поникли, мрачную,
не любит, скрыться, тускл.
Именно они создают грустный эмоциональный фон
стихотворения, передают ощущение какой-то потери,
которую поэт не называет.
Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди полей местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля, —
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей;
Гляжу, природа молодеет,
Но молодеть лишь только ей;
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведет,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдет.
М Лермонтов
Источник
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану
Стихотворение «Осень» написано в 1828 году, когда Лермонтову было 14 лет. Это одно из первых сохранившихся произведений юного поэта, что отражается на стиле и форме стихотворения.
Проба пера, тем не менее, имеет все признаки будущего лермонтовского таланта: склонность к мрачным тонам и полутонам, мотивы печали, увядания, одиночества.
2. Литературное направление
Стихотворение «Осень» напоминает поэзию сентименталистов, а именно эклогу, проникнутую настроением элегии. В то же время присутствуют черты реализма в изображении отдельных изменений природы осенью.
3. Род
Перед нами образец пейзажной лирики — редкой для поэзии Лермонтова.
4. Жанр
«Осень» — это пейзажная зарисовка, включающая элементы эклоги и элегии.
5. Проблематика
Нельзя сказать, что поэт затрагивает серьёзные философские проблемы. Он пробует свои силы в описании времён года, разворачивая перед нами череду постепенных метаморфоз в природе и душе человека.
6. Тематика
Основная тема произведения – природа осенью.
7. Идея
Осенью всё живое увядает, тускнеет, теряет силу и красоту. Ни человеку, ни зверю осенний пейзаж не даёт приюта. Только свет месяца может породниться с грустными приметами осени.
8. Пафос
Пафос стихотворения – печаль, понимание того, что увядание неизбежно.
9. Система образов
Образ осени складывается из череды подробностей: желтеющие листья и создающие контраст тёмные ели напоминают о наступлении особой поры в жизни леса. Неприютно стало там, где отдыхал летом пахарь (там уже нет ни солнца, ни цветов).
Образ ночи и ночного светила с его серебристым светом завершают ряд цветовых образов холодной ниточкой морозного блеска.
10. Центральные персонажи
В стихотворении упоминается пахарь, который не стремится больше отдыхать на остывшей земле. Также речь идёт о звере, ищущем тёплую нору накануне зимы.
Других персонажей в тексте нет. Автор подчёркивает этим неприютность и пустоту осеннего пейзажа.
11. Лирический герой
Лирический герой в стихотворении отсутствует. Пока поэт выступает в роли наблюдателя и просто перечисляет замеченные перемены, не окрашивая художественные детали личным отношением к ним.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения соединяет картину увядающих листьев на фоне поникших елей с описанием опустевшего поля и дола, где больше не ступают нога человека и лапа зверя. Надо всем этим разливается холодный свет месяца.
13. Композиция
Композиция произведения – линейная.
В первой строфе говорится о лесе, во второй – о пахаре, в третьей – о звере и месяце.
Особенного замысла в таком построении текста нет. Автор последовательно описывает увиденное — эпизод за эпизодом. Тем не менее, произведение выглядит завершённым, ведь последний штрих (свет месяца) положен верно.
14. Художественные особенности
Язык стихотворения очень прост и пока ещё скуп на средства художественной выразительности.
Синтаксис сочетает простые и сложные предложения. Среди частей речи преобладают глаголы, помогающие передать осень как процесс, метаморфозу времени.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано восьмистопным хореем с чередованием мужской и женской рифмы.
В нём всего три строфы (четверостишия) с перекрёстной рифмовкой: АБАБ.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении почти не используются тропы. Однако есть эпитет («зелень мрачную») и олицетворение («листья…и кружатся, и летят», «ели зелень… хранят»).
С помощью ассонансов «и», «о», «э» передано задумчивое настроение осенней прогулки, продолговатый звук гулкого осеннего воздуха.
17. Значение произведения
Стихотворение «Осень» — проба пера совсем юного Лермонтова, небольшая зарисовка, описывающая уголок природы в русской усадьбе. Она пополняет сокровищницу русской пейзажной лирики своей естественностью и простотой.
18. Актуальность
Стихотворение Лермонтова актуально для всех, кто любит природу и каждой осенью вспоминает стихи классиков. Под звуки шагов по аллеям занесённых листьями парков строки лермонтовской «Осени» всегда будут звучать волшебно.
19. Моё отношение
Стихотворение «Осень» не сравнить с другими произведениями Лермонтова, которые он написал, когда стал постарше, но мне знакомы картины увядания и опустения, которые он изобразил. Осень – печальное время года, и в этом я соглашусь с поэтом.
20. Чему учит
Стихотворение «Осень» напоминает о быстротечности жизни. Как приходит конец тёплому лету, так завершается абсолютно всё на земле.
Биография Пушкина
- Школьникам
- Хронологическая таблица
- Краткая биография
- Для дошкольников
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- По периодам и этапам
- В детстве
- В лицее
- В Петербурге
- В Южной ссылке
- В Михайловской ссылке
- После ссылки
- Болдинской осени
- В последние годы
- Происхождение
- Детство
- Лицейские годы
- Петербург (1817-1820)
- Южная ссылка
- Ссылка в Михайловское
- После ссылки (1826-1830)
- Болдинская осень
- Петербург (1831-1833)
- Вторая Болдинская осень
- Последние годы
- Дуэль
- Для детей
- Из детства
- Из лицея
- О южной ссылке
- О Болдинской осени
- О дуэлях
- О браке
- О творчестве
- Личная жизнь
- Брак с Гончаровой
- Дети
- Подробная биография
Все материалы принадлежат автору сайта. Копирование и распространение для коммерческих целей запрещено.
Связаться с администрацией сайта можно через электронную почту kontakt@hronika.su. © 2017-2023 г. ХРОНИКАИсточник