Анализ стихотворения пушкина птичке

Анализ стихотворения «Птичка» Пушкина.

Стихотворение написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1823 году. В это время он находился в четырехлетней южной ссылке. Несмотря на относительную свободу, государственная служба была ненавистна поэту.

Тема

Пушкин посвящает свое творение теме свободы. Это состояние, по мнению автора, не только важно ощущать, но и дарить другим. Все живое в мире стремится к существованию без ограничения. Поэтому поэт выступал и против крепостничества.

Читайте по теме:

Композиция

Произведение написано четырехстопным ямбом, а одна строчка пиррихием. Рифмовка перекрестная с точным вхождением. Стих небольшой, состоит из двух катренов.

Первое четверостишие рассказывает о поступке лирическое героя в день Пасхи. Он выпускает из клетки птичку. Для поэта это символичный поступок, означающий сочувствие ко всем невольникам.

Вторая строфа представляет собой мысли героя, во многом схожего с самим автором. Добрый поступок сближает Пушкина и бога в этот день. Улетевшая в небо птица – приносит отраду и облегчение на сердце поэта.

Жанр

«Птичка» — это творение, которое можно отнести как к философской лирике, так и к гражданской поэзии в зависимости от трактовки основной идеи стиха.

Читайте по теме:

Средства выразительности

Александр Сергеевич использует тропы для поэтичности и образности произведения.

Эпитеты

«Родной обычай», «светлый праздник» — легкие эпитеты передают волшебную атмосферу праздника Пасхи.

Олицетворение

Птичка для автора божественное творенье и символ разорванных оков.

Метафоры

«Обычай старины», «доступен утешенью», «свободу даровать» — скрытые сравнения передают всю значимость события для героя.

Источник

Краткий анализ стихотворения «Птичка божия не знает…» по плану

Стихотворение Пушкина «Птичка божия не знает» не является самостоятельным произведением. Это отрывок из романтической поэмы периода Южной ссылки «Цыганы».

Читайте также:  Автобус 304 саларьево птичное

Написана она была за несколько месяцев: с января до октября 1824 года, точнее определить сложно.

Автор нарисовал настолько яркий, характерный образ беззаботной птички, что отрывок полюбился читателю и стал восприниматься отдельно от основного текста.

Однако на самом деле он воплощает вольный цыганский образ жизни. Люди, не сидящие на одном месте, постоянно кочующие, любящие свободу и не печалящиеся о завтрашнем дне, чем они отличаются от беззаботных «божьих птичек»?

2. Литературное направление

Стихотворение относится к романтизму.

3. Род

По роду это лирика о природе.

4. Жанр

Многие исследователи называют отрывок песней. С другой стороны, это лирическое стихотворение, небольшая поэтическая зарисовка.

Если же рассматривать в контексте поэмы «Цыганы», то получается сложнее и интереснее.

По сути, строки о птичке являются характерным лирическим отступлением, помогающим глубже понять суть всего произведения. Они аллегорически описывают жизнь кочевого народа. Такой прием типичен для романтизма.

5. Проблематика

Отрывок не поднимает каких-то сложных, важных проблем. Он просто иносказательно описывает традиционный уклад цыганской жизни.

Вообще, отрывок можно смело назвать одной большой развернутой метафорой.

6. Тематика

Автор затрагивает темы внутренней свободы, легкого и беззаботного отношения к жизни.

Птичка не вьет никаких гнезд, всходит солнышко – радостно поет, приветствуя его; наступают холода – улетает в теплые края. Все легко, просто.

Так же и цыгане: живут, не думая о завтрашнем дне, кочуя и не создавая никаких крепких привязок. Они свободны в выборе мест, в передвижениях и в широком смысле – в жизни.

Если вспомнить, что Пушкин писал поэму, находясь в Южной ссылке, можно представить, как он завидовал такой легкости и беззаботности. Недаром именно цыганская тема стала основополагающей для всей поэмы и даже была вынесена в название.

Однако тут возникает и еще один нюанс. У цыган нет родины, потому что они живут, где хотят. Пушкин же, наоборот, был очень привязан к местам, где вырос, и где остались друзья.

Скорее всего, именно из-за тоски по родине появилась такая поэма, и возник образ птички, не ведающей о человеческих привязанностях.

7. Идея

Автор написал стихотворение, чтобы иносказательно изобразить кочевой образ жизни, показать, каким легким и беззаботным он может быть.

Читайте также:  Адреса птицефабрик кировской области

8. Пафос

Пушкин передает читателю целую гамму разнообразных чувств. Это и беззаботность, и радость жизни.

Однако где-то глубоко внутри чувствуется невыраженная тоска, неприятие поэтом такого «легкого» существования.

9. Система образов

Перед нами предстает только один образ, на котором держится вся поэтическая зарисовка: маленькой птички, не озабоченной ничем. Она даже гнезда не строит, весь день, порхая и радуясь жизни.

Наступившие осенние холода, от которых людям становится скучно и горестно, не тревожат пернатое создание. Пташка просто улетает в теплые края, чтобы там перезимовать и вновь вернуться.

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж тут только один – маленькая птичка.

Автор даже не называет, кто она такая. Собирательный и в то же время фантастический образ, потому что настоящие птицы все же строят гнезда, выводят птенцов и привязаны к родным местам, недаром они постоянно возвращаются туда, где появились на свет.

Пушкинская птичка тоже вернется весной, но куда и зачем? У нее даже нет гнезда, что совсем нехарактерно для пернатых.

Четкого отношения к своему персонажу автор не проявляет, но, наверное, оно отдает упреком, непониманием. Поэт описывает жизнь птички легкими, невесомыми словами, читатель буквально ощущает эту воздушность.

Однако одновременно появляется и сомнение: а так ли все хорошо?

11. Лирический герой

Образ лирического героя тут нечеткий, размытый. Как такого, его нет в произведении, но отголоски внутреннего состояния автора, писавшего эти строки, читатель может уловить.

Вообще, природная лирика часто передает чувства поэта, но иносказательно. Такой прием называется психологическим параллелизмом.

12. Сюжет

Сюжет прост: стихотворение описывает жизнь птички, которая беззаботно порхает целый день, а с наступлением холодов улетает туда, где теплее.

13. Композиция

В композиции произведения четко просматриваются две части.

В первой Пушкин описывает образ жизни пташки.

Во второй описывает времена года и то, как они влияют на беззаботное создание. Ни осень, ни зима не доставляют особых хлопот птичке: она просто улетает туда, где теплее.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение отличается очень легким языком. Строя простые фразы, используя бытовую лексику, автор наглядно рисует беззаботную картину.

Отрывок очень легко запоминается наизусть. В нем нет никаких сложных конструкций, действие описывается непрерывно, оно течет, как и сама жизнь.

Читайте также:  Анимация взмахов крыльями птицы

Пушкин использует много глаголов, придающих картине динамичность.

15. Размер, рифма, строфика

Рассматриваемое произведение написано одной строфой из 16 стихов.

Рифма перекрестная по типу АБАБ.

Размер – четырехстопный хорей, попадаются пиррихии.

Это особенно интересно, если учесть, что вся поэма «Цыганы» написана ямбом. Хорей более легкий, «веселый» размер, часто встречающийся в народном творчестве: потешках, частушках.

Поэт сознательно выбрал именно его, чтобы подчеркнуть беззаботность птички.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении автор использовал эпитеты: «птичка божия», «долговечное гнездо», а также устойчивые народные выражения – «поздняя очень», «теплые края».

Кроме того, тут встречается метафора «за весной, красой природы».

17. Значение произведения

Произведение является отрывком из большой поэмы, поэтому рассматривать его отдельно не совсем правильно. Однако оно значимо для понимания, как автор относился к своей родине, что чувствовал вдали от нее.

18. Актуальность

Отрывок актуален до сих пор, потому что, с одной стороны, иллюстрирует прелести беззаботной, свободной жизни, а с другой стороны, помогает понять, насколько значимо и дорого то место, где родился.

Эти чувства близки каждому современному человеку.

19. Моё отношение

Мне нравится это произведение, потому что оно очень красивое, простое и животрепещущее.

20. Чему учит

Оно учит любить и ценить свою родину, несмотря ни на что.

Биография Пушкина

  • Школьникам
    • Хронологическая таблица
    • Краткая биография
    • Для дошкольников
    • 1 класс
    • 2 класс
    • 3 класс
    • 4 класс
    • 5 класс
    • 6 класс
    • 7 класс
    • 8 класс
    • 9 класс
    • 10 класс
    • 11 класс
    • По периодам и этапам
    • В детстве
    • В лицее
    • В Петербурге
    • В Южной ссылке
    • В Михайловской ссылке
    • После ссылки
    • Болдинской осени
    • В последние годы
    • Происхождение
    • Детство
    • Лицейские годы
    • Петербург (1817-1820)
    • Южная ссылка
    • Ссылка в Михайловское
    • После ссылки (1826-1830)
    • Болдинская осень
    • Петербург (1831-1833)
    • Вторая Болдинская осень
    • Последние годы
    • Дуэль
    • Для детей
    • Из детства
    • Из лицея
    • О южной ссылке
    • О Болдинской осени
    • О дуэлях
    • О браке
    • О творчестве
    • Личная жизнь
    • Брак с Гончаровой
    • Дети
    • Подробная биография

    Все материалы принадлежат автору сайта. Копирование и распространение для коммерческих целей запрещено.
    Связаться с администрацией сайта можно через электронную почту kontakt@hronika.su. © 2017-2023 г. ХРОНИКА

    Источник

Оцените статью