Анализ темы класс птицы

Методическое пособие по биологии. Урок. «Общая характеристика. Внешнее строение птиц»
методическая разработка по биологии (7 класс)

Цель: формирование знаний учащихся о особенностях внешнего строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Какие особенности внешнего строения птиц связаны с их способностью к полету.

Какую роль играют различные типы перьев в жизни птиц.

  • Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету.
  • Сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
  • Соблюдать правила поведения в кабинете биологии; правила обращения с лабораторным оборудованием.
  • Работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; выделять объекты и процессы.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ответа на вопросы.
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками; работать индивидуально и в группе.
  • Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Тип урока: урок изучения нового материал

Методы: проблемного, развивающего обучения,частично-поисковый, исследовательский, словесный

Формы: групповая, индивидуальные

Оборудование: чучела птиц, таблицы «Тип Хордовые. Класс Птицы», набор перьев, интерактивный микроскоп.

I. Орг. момент. Целеполагания.

Здравствуйте дорогие ребята. Я очень рада вас видеть и надеюсь, что наша встреча оставит только приятные впечатления.

Проверка готовности класса к уроку.

2. Актуализация знаний

Цель этапа: выявление опорных знаний, выяснение связи с прошлыми уроками.

Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний.

  1. Какую группу животных изучали на прошлых уроках?
  2. Кто относится к пресмыкающимся?
  3. Где преимущественно обитают эти животные?
  4. Чем отличаются земноводные от пресмыкающихся?
  5. Особенности строения скелета пресмыкающихся.
  6. Назовите отличительные признаки отряда клювоголовых, чешуйчатых, крокодилов.

3. Объяснение новых знаний

С раннего детства нас окружает один из многочисленных классов животных – птицы. Он включает в себя около 9,5 тысяч видов.
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям.

чтобы мы видели каждый день,

Тема нашего сегодняшнего урока – “Класс Птицы. Общая характеристика класса”
К концу урока мы будем уметь:

  • отличать класс птиц от других классов животных;
  • будем знать о приспособленности птиц к полету;
  • проведя лабораторную работу по изучению пера птицы, мы будем знать строение пера и его особенности.

Поможет нам в этом анализ и сравнение объектов живой природы.

– Ребята, кто такие птицы? (Ответы детей)

Один из “кандидатов” на звание самой древней птицы, освоившей перемещение при помощи крыльев, был археоптерикс, что в переводе с латинского означает “древнекрылый”. Он обладал одновременно чертами и птиц и рептилий: у него были зубы, ребра, пальцы с когтями, длинный хвост и крылья, покрытые перьями. Летал он еще плохо, планировал только с дерева на дерево, размером был примерно с ворону. Жил он около 150 млн лет назад.

Читайте также:  Батончик птица дивная 40 гр акконд

Я предлагаю вам рассмотреть внешнее строение птицы.

— Какие части тела отличают птицу от пресмыкающихся? (Цевка, крылья)

Поскольку птицы произошли от пресмыкающихся, у них должны быть общие признаки внешнего строения. К ним относятся: почти полное отсутствие кожных желез, за исключением копчиковой, развитой у водоплавающих птиц, наличие хорошо различимых чешуй на задних конечностях, ороговевший покров клюва, острые когти.

Мы рассмотрели внешнее строение птиц и поняли, что этот класс имеет какие-то черты класса пресмыкающихся, но с другой стороны отличается от них.

– Ребята, в отличие от пресмыкающихся, птицы являются теплокровными, т.е. температура их тела постоянна, примерно 41 градус, и не зависит от окружающей среды.

Они относятся к высшим позвоночным животным. Как вы думаете почему? (Теплокровные)

– А какое отличие внешнего строения является главным? (Крылья, перьевой покров)

– Задумывались ли вы, почему птицы летают? Ваши предположения.

1. Скелет птиц облегчен. Кости полые, в некоторых из них появились перегородки, которые придают корпусу прочность. На грудине птицы имеется большой выступ – киль, который служит опорой для мощных летательных мышц. Некоторые современные птицы лишены киля, но одновременно они утратили и способность летать.

2. У летающих птиц самые сильные мышцы расположены вблизи центра тяжести тела, что увеличивает устойчивость птиц во время полета. Большого развития достигают мышцы груди, поднимающие и опускающие крыло.

3. У класса птиц удивительная система воздушных мешков. Это тонкостенные выросты бронхов. Они располагаются между внутренними органами и мышцами. Объем воздушных мешков в 10 раз больше объема самих легких. Во время полета мешки выполняют роль насоса: с их помощью в несколько раз увеличивается объем воздуха, проходящего по дыхательным путям. Благодаря этому кровь насыщается кислородом и на вдохе и на выдохе. Кроме того, воздушные мешки охлаждают интенсивно работающие мышцы и органы. Многие ныряющие птицы с помощью воздушных мешков меняют вес тела увеличивая его при погружении на глубину и уменьшая при выныривании.

4. К полету приспособлено строение всего тела птицы. Передние конечности превращены в крылья. В народе говорят: «Птицу узнают по перьям». Перьевой покров – легкий, прочный, надежно крепящийся на теле – дает незаменимую опору в воздухе. Перья придают телу обтекаемую форму, что очень важно при полете.

– А знаете ли вы, что перья – это производные кожи птиц. Раннее развитие пера птиц похоже на развитие роговой чешуи рептилий

Большинство перьев состоит из стержня или ствола, очина, опахала.

Конец крупных перьев полый и называется очином в память о тех временах, когда перья очинялись для письма. Ведь на бумаге раньше писали гусиными или вороньими перьями, которые нужно было предварительно срезать наискось, заострять и расщеплять с помощью перочинного ножа, отсюда и название ножа – перочинный.

В толковом словаре сказано, что опахало– это приспособление для обмахивания во время жары или веер.

В биологии: опахало это – эластичная пластинчатая часть контурного пера, лежащая по обе стороны от его стержня.
Опахало состоит из множества тонких и узких пластин – бородок, расположенных в одной плоскости с двух сторон стержня. Своим очином перо сидит в перьевой сумке, в которой есть нервы и мышцы, управляющие движением пера.

Читайте также:  Акнар птицефабрика караганда контакты

– Как вы думаете, перья у птицы одинаковые? (Нет, каждое выполняет свою функцию)

Контурное перо – формирует контур тела птицы. Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Эти перья являются основным типом.
Маховые перья – это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла.
Кроющие перья – которые покрывают нижнюю часть маховых перьев, называются кроющими и являются вариантом контурных перьев.
Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы.
Пуховые перья – находятся под контурными перьями. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером.
Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.

– Как вы считаете, как называется перо под №1, №2. №3, №4. Давайте посмотрим, каковы их функции.
– К какому типу перьев относятся данные перья? (Ответы детей – соединить названия с пером).
– Чем похожи все перья? (Ответы)

Полет в жизни птиц играет необычно важную роль. Полет – это поиск пищи и мест для гнездования, способ охоты и бегства.
– Сейчас я вам предлагаю выполнить лабораторную работу.

Лабораторная работа «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Прошу соблюдать технику безопасности

Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке на с.198 учебника.

Используя рисунки, учащиеся заполняют таблицу:

Источник

анализ урока
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

1) Количество детей в классе — 24. Уровень успеваемости детей – средний. Дети в основной своей массе активные и творческие. Эти особенности были учтены в планировании урока. Отношение к учёбе позитивное, работоспособность средняя.

2) Урок соответствует календарно-тематическому планированию и рабочей программе по предмету.

3) Тема раздела : «Позвоночные животные»

Тема урока : «Птицы». Тема урока связана с предыдущей темой «Особенности строения класса Птицы», и является вводной в последующие темы отряды птиц и экологические группы птиц.

4) Урок построен на игровой основе.

5) Тип урока — комбинированный урок. Выбор типа урока обосновывался тем, что это второй урок в теме модуля.

6) Методы: (беседа, опрос, частично-поисковый, творческий, инсерт, кластера).

7) Цель урока : Создание условия для усвоения учащимися знаний о разнообразии птиц и приспособлении их к окружающей среде.

8) Межпредметные связи : литература.

9) Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

10) Используемое оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран и раздаточный материал.

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

В начале урока была проведена актуализация знаний и формулировка проблемы на основании уже имеющихся знаний.

Читайте также:  Бешенство от птиц кошкам

Ученики участвовали в определении темы и цели урока. Тема и цели урока сформулированы через проблемный вопрос.

Цель урока вполне измерима и зафиксирована.

В начале урока были заданы критерии, по которым в конце урока проведена оценка действий учащихся в течении урока. Оценка проводилась на протяжении всех этапах урока.

Содержание урока предусматривало, и было направлено на формирование следующих универсальных учебных действий:

— определять тему и цель урока;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.

— искать и выделять информацию;

— анализировать текс и извлекать информацию;

— уметь отвечать на вопросы

— строить понятные для партнёра высказывания;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению.

— осознавать значение строения птиц, охраны и мер защиты птиц .

Универсальные учебные действия формировались в форме:

целеполагания, планирования, контроль в форме сличения предполагаемых действий и заданных эталонов

поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение, структурирование знаний, создание модели с выделением существенных характеристик

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, принятие решений и их реализация, контроль, коррекция и оценка действий партнера, работа в группе, внесение вклада в совместные действия.

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется

Использовались следующие методические приемы по формированию УУД:

создание проблемной ситуации, работа в парах, в группах, создание творческого продукта.

Учащиеся были поделены на одноуровневые группы, группам предложены задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по исходным данным. Задания развивают логику, сообразительность, поучительные. Задания непосредственно связаны с темой урока, способствуют усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.

Результат урока , достижение цели – зафиксирован. На момент окончания урока – цель достигнута.

Оценивание результата проведено по заданным в начале урока критериям

Для проверка знаний учащихся применены различные виды контроля: устный, письменный, фронтальный.

Выставлена итоговая оценка за урок (баллы заработанные за выполнение отдельных заданий выполненных на уроке суммировались и были переведены в оценку, которую выставили сами учащиеся В группе оценивалась работа всей группы, критерии оценивания разработаны мною.

Проведена рефлексия учебной деятельности и выявлено ценностное отношение учащихся к результату урока. Приемы организации рефлексии – «три лица». Предмет рефлексии – эмоции и ценностное отношение учащихся к результату урока.

Дано домашнее задание – несколько вариантов на выбор.

Активность учащихся была достаточно высокой.

Поскольку учащиеся были разделены на группы, это дало возможность детям чувствовать себя уверенно, раскованно, не позволило вызвать у учащихся умственное напряжение. Таким образом, был учтен здоровье сберегающий компонент.

Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.

Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом и правильно выполняли задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.

Источник

Оцените статью