Античная философия бытие природа

Природа в античной философии

Природа (от латинского natura) – одно из центральных понятий античной философии, которое имеет широкий спектр значений. Греческое существительное «природа» происходит от глагола «выращивать», и несет в себе смысл не результата пребывания, а происхождения на свет. Однако это значение встречается не ранее V в до н.э.

Природа – это объективная реальность, которая существует независимо от сознания человека. В философских взглядах на природу, ее сущность разделяли на две крайне противоположные точки зрения. С одной стороны, природа представляет собой хаос, царство случайностей, слепых стихийных сил. С другой, что в природе преобладает четкая закономерность и естественная необходимость.

Эволюция человеческих представлений о природе, определялась прежде всего эволюцией самого общества и господствующих в них экономических, политических, религиозных и иных воззрений.

Изначально за неимением достаточных материальных и общественных познаний, природа считалась, как сила наиболее значимая и неизмеримая, совершенная. В античной философии она воспринималась как причина возникновения всего сущего, как мать-кормилица.

Природа, находясь в состоянии полной гармонии, вызывала чувство восхищения и желания подражать ей. Человек с природой воспринимался, как нечто целое, единое. Некой целью было жить в полной гармонии с природой, познать ее, используя как предмет для наблюдений. Рассматривать природу с другой точки зрения, в то время не представлялось возможности, за неимением нужных материальных сил.

  • В дошедших до нас работах ранних греческих философов природа встречается крайне редко. Впервые в философском контексте слово «природа» встречается у Героклита в фразе «природа любит прятаться».
  • У Парменида же наоборот природа, принадлежит «обманчивому устройству космоса», сфере возникновения и роста, противопоставляемому истинному бытию.
  • Как нечто обманчивое, природа выступает и у Эмпедокла. Этим именем он называл рождение и возникновение, хотя на самом деле никакой природы нет, а есть только разделение элементов.

У софистов, природа выступает в оппозиции к закону, обычаю, мнению, искусству. В этих оппозициях они понимают природу как ни от кого не зависящий мировой порядок, чьи требования часто не совпадают с человеческими представлениями, принятыми нормами и законами.

Значение природы в философии

Хотя природа и сыграла довольно важную роль в античной философии, особое значение в обсуждении философских проблем, она приобрела после осознания таких противоположностей, как «природа – культура», «природа – дух».

Начиная с Сократа, в философии начинает зарождаться линия на понимание нравственности, добродетели, как того что укорено в самой природе, а затем постигается разумом человека. К условному в этом случае относят все то, что создано самим человеком. Немного позднее это мнение переняли стоики, для которых высказывания «жить по природе», «жить по разуму» и «жить по добродетели», являлись синонимами.

Читайте также:  Гегель природа инобытие абсолютной идеи

В противопоставлении Платона, «мира идей» «миру вещей», была сформирована пара противоположностей «природа» и «дух». В этой идеи природа представлена, как материальное начало в самом человеке. В этом понятии дух противопоставляется природе как основе его нравственной свободы. В более зрелом периоде Платон распространяет понятие «природа» на более широкий круг. Он говорит о природе не только отдельного человека, но и всех людей в общем, мужчин и женщин, тела и души, разума и рассудка. Платон растолковывал значение природы как причину существования в смысле цели и существования. Он считал правильным назвать «природой всего» разумную душу.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в «Мои шпаргалки».

Источник

4. Основные этапы развития античной философии. Бытие природы в философии досократиков.

Основой античного философствования стал духовный переворот, характеризующийся переходом от мифа к логосу. Устройство мира стали объяснять не действиями богов, но рациональными принципами, на которых основан порядок мира и положение человека в нем. Античные философы находились в поиске первопричины и первичного закона мира (с этим связываются темы поиска оснований единства), в поиске истины (с этим связываются темы бытия), в поиске истинного познания. Специфический взгляд на человека повлек за собой установку на исследование его природы, его нравственного предназначения и свойств его души, на определение добра, добродетели и достижения счастья. Греческая философия характеризуется, с одной стороны, определенным единством, с другой — сменой стилей мышления, так называемых «парадигм». Более чем тысячелетнюю историю греческой философии можно условно разделить на четыре периода: досократическая философия (VII-IV вв. до н. э.); классическая философия (450-320 до н. э.); эллинистическая философия (320 до н. э. — 200 н. э.); неоплатоническая философия (ок. 250-600). Досократической философии присущи размышления о космосе или природе’, классическая мысль во главу угла ставит человека; эллинистическая осмысляет положение человека в обществе, неоплатоническая философия — это теософское (религиозное) мышление, развитие мистики и нового мифа. Философы досократического периода занимались проблемами познания природы, поэтому философию этого периода характеризуют как философию природы, или натурфилософию (600-370 до н. э.). Натурфилософы занимались поисками причин бытия всех вещей и исследованием причин становления и изменения мира. В качестве ответа на первый вопрос ими был получен ряд абстракций (отвлечений), а именно: физическая, отвечавшая на вопрос: из чего все состоит?, математическая, которая давала ответ на вопрос: как все соотносится?, метафизическая, отвечавшая на вопрос: что есть сущее в своей основе? Милетская школа (VI-V вв. до н. э.) совершила первый шаг на пути выяснения того, из чего построен мир. Фалес (ок. 624-545 до н. э.) полагал началом всего воду. Анаксимандр (ок. 610-547 до н. э.) утверждал, что началом всего является неопределенное (от греч. apeiron), Анаксимен (ок. 588-524 до н. э.) считал, что началом всего является воздух. Таким образом, вопрошая о причине сущего, милетцы достигли физической абстракции. Пифагорейцы (VI—IV вв. до н. э.) — этический и религиозный союз в Южной Италии, основанный Пифагором, исследовали вопрос о соотношении вещей. Определив мир как космос, они первыми заговорили о гармонии сфер. Увидев сущность вещей в числе, пифагорейцы, добились математической абстракции. Школа элеатов (VI-V вв. до н. э.) обсуждала проблему бытия самого по себе. Основной представитель этой школы Парменид, один из величайших философов западной традиции, высказал предположение о том, что бытие есть, небытия же нет. Парменид считал, что чувства обманывают нас, на самом деле не существует становления и разрушения, не существует множества, существует лишь то, что мыслимо, т. е. единое. По утверждению другого греческого философа Мелисса (ок. 444 до н. э.), бытие вечно, бесконечно, едино, неподвижно и не претерпевает страдания. Таким образом, размышления о сути бытия позволило элейской школе достигнуть метафизической абстракции. В качестве ответа на второй вопрос: в чем заключаются причины становления и изменения мира? был также получен ряд утверждений. Наряду с динамическим объяснением причин изменения было предложено механистическое объяснение, а затем так называемый атомизм.

Читайте также:  Вечер природа родного края

Источник

4. Основные этапы развития античной философии. Бытие природы в философии досократиков.

Основой античного философствования стал духовный переворот, характеризующийся переходом от мифа к логосу. Устройство мира стали объяснять не действиями богов, но рациональными принципами, на которых основан порядок мира и положение человека в нем. Античные философы находились в поиске первопричины и первичного закона мира (с этим связываются темы поиска оснований единства), в поиске истины (с этим связываются темы бытия), в поиске истинного познания. Специфический взгляд на человека повлек за собой установку на исследование его природы, его нравственного предназначения и свойств его души, на определение добра, добродетели и достижения счастья. Греческая философия характеризуется, с одной стороны, определенным единством, с другой — сменой стилей мышления, так называемых «парадигм». Более чем тысячелетнюю историю греческой философии можно условно разделить на четыре периода: досократическая философия (VII-IV вв. до н. э.); классическая философия (450-320 до н. э.); эллинистическая философия (320 до н. э. — 200 н. э.); неоплатоническая философия (ок. 250-600). Досократической философии присущи размышления о космосе или природе’, классическая мысль во главу угла ставит человека; эллинистическая осмысляет положение человека в обществе, неоплатоническая философия — это теософское (религиозное) мышление, развитие мистики и нового мифа. Философы досократического периода занимались проблемами познания природы, поэтому философию этого периода характеризуют как философию природы, или натурфилософию (600-370 до н. э.). Натурфилософы занимались поисками причин бытия всех вещей и исследованием причин становления и изменения мира. В качестве ответа на первый вопрос ими был получен ряд абстракций (отвлечений), а именно: физическая, отвечавшая на вопрос: из чего все состоит?, математическая, которая давала ответ на вопрос: как все соотносится?, метафизическая, отвечавшая на вопрос: что есть сущее в своей основе? Милетская школа (VI-V вв. до н. э.) совершила первый шаг на пути выяснения того, из чего построен мир. Фалес (ок. 624-545 до н. э.) полагал началом всего воду. Анаксимандр (ок. 610-547 до н. э.) утверждал, что началом всего является неопределенное (от греч. apeiron), Анаксимен (ок. 588-524 до н. э.) считал, что началом всего является воздух. Таким образом, вопрошая о причине сущего, милетцы достигли физической абстракции. Пифагорейцы (VI—IV вв. до н. э.) — этический и религиозный союз в Южной Италии, основанный Пифагором, исследовали вопрос о соотношении вещей. Определив мир как космос, они первыми заговорили о гармонии сфер. Увидев сущность вещей в числе, пифагорейцы, добились математической абстракции. Школа элеатов (VI-V вв. до н. э.) обсуждала проблему бытия самого по себе. Основной представитель этой школы Парменид, один из величайших философов западной традиции, высказал предположение о том, что бытие есть, небытия же нет. Парменид считал, что чувства обманывают нас, на самом деле не существует становления и разрушения, не существует множества, существует лишь то, что мыслимо, т. е. единое. По утверждению другого греческого философа Мелисса (ок. 444 до н. э.), бытие вечно, бесконечно, едино, неподвижно и не претерпевает страдания. Таким образом, размышления о сути бытия позволило элейской школе достигнуть метафизической абстракции. В качестве ответа на второй вопрос: в чем заключаются причины становления и изменения мира? был также получен ряд утверждений. Наряду с динамическим объяснением причин изменения было предложено механистическое объяснение, а затем так называемый атомизм.

Читайте также:  Дом природы восковой крем

Источник

Оцените статью