Эстетический вкус как специфическая избирательная способность постижения красоты
Вкус— эстетическая категория, один из предметов изучения эстетики как философской дисциплины.
Кант – вкус – способность судить о прекрасном.
Вкус – эстетически присущие природе, как единственно позволяющей актуализировать человека с окружающим миров => эст. Вкус предлагает собственное мнение.
Существование Э.В. заключается в гармоничном единстве и переживании.
Эст.В. – сочетание переживания и суждения. коммуникации (гармонии) человека с Универсумом, восприятия красоты и искусства. наличие предпочтений и собственного мнения о конкретных объектах.
Эст.вкусы – система эстетических предпочтений и ориентаций, основанная на обобщенной и творческой переработке исторически обусловленных эстетических впечатлений.
Вкус вносит гармонию в общество, так как вносит гармонию в индивид.
Отсутствие вкуса-Всеядность и неразборчивость, причиной которого является недостаточность интереса к данному виду творчества (отсутствие художественного вкуса порождено недостатком интереса к изобразительному искусству, отсутствие вкуса в поэзии порождено недостатком интереса к поэзии и так далее).
Термин только в середине XVII в., когда для ее обозначения была выбрана категория вкуса. По аналогии с тем, как вкусовые рецепторы способны различать сладкое, горькое, соленое, понятие вкуса было перенесено в сферу эстетического опыта и распространено на способность выявлять (чувствовать) прекрасное, высокую художественность искусства, отличать их от пошлого, безоб разного, низкого художественного уровня в искусстве и т.п.
В XVIII в. вкус стал критерием духовно-художественного аристократизма, вокруг его смысла велись многочисленные дискуссии, о нем писались специальные трактаты во всех развитых странах Европы, вкус стал одной из значимых категорий эстетики. В собственно эстетическом смысле «высокого вкуса» термин «вкус» (gusto) впервые употребил испанский мыслитель Бальтасар Грасиан («Карманный оракул», 1646), обозначив так одну из способностей человеческого познания, специально ориентированную на по стижение прекрасного и произведений искусства.
Вкус определяется избирательностью, приверженностью какому-то направлению.
категорией вкуса обозначается особая врожденная, присущая в большей или меньшей мере любому человеку способность быть эстетическим субъектом, т.е. способность к эстетическому восприятию или (и) творчеству, эстетическому акту, эстетическому опыту. Особо эстетически одаренные личности обладают высокоразвитым вкусом от рождения. Большинство же людей рождаются только с зачатками вкуса, которые могут быть развиты до достаточно высокого уровня в процессе эстетического (художественного) воспитания.
Эстетическое воспитание – целенапраленная система формирования челов.способность воспринимать , оценивать, эстетическое в жизни,природе, искусстве, эстетически осваивать мир.
Понятно, что вкус, как и любое явление из эстетической сферы, антиномичен в своей основе, ибо относится к полю субъект-объектных отношений.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Источник
1. Эстетический вкус и эстетическое сознание
Понятие «вкус» в специфическом значении «эстетического вкуса» возникло только в XVII веке. Первым употребил его испанский мыслитель Бальтасар Грасиан, обозначив так одну из способностей человеческого познания, специально ориентированную на постижение прекрасного и произведений искусства (поскольку термина «эстетическое» в то время еще не было, Грасиан говорил о «высоком» вкусе). От него это понятие заимствовали крупнейшие мыслители Европы.
В XVII в. появляются первые специальные трактаты о вкусе. Один из них – «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» французского философа Батё. «Вкус в искусстве, — писал Батё, — то же самое, что интеллект в науке». 1 Это врожденная способность, подобная интеллекту, но если интеллект занят поисками истины, то вкус интересуется красотой, т.е. не предметами самими по себе, но предметами в их отношении к нам. Вкус помогает создавать произведения высокого искусства и правильно их оценивать, исходя из понятия о «прекрасной природе». Он, согласно Батё, есть «голос самолюбия»; «будучи создан исключительно для наслаждения, он жаждет всего, что может доставить приятные ощущения». Философ убежден, что «существует в общем лишь один хороший вкус, но в частных вопросах возможны различные вкусы», определяемые как многообразием эстетических явлений, так и субъективными свойствами воспринимающего.
Чрезвычайно важной для становления теории эстетического вкуса явилась концепция Вольтера. В статье «Вкус», написанной для знаменитой «Энциклопедии», Вольтер дал вкусу следующее определение: «Вкус, т.е. чутье, дар различать свойства пищи, породил во всех известных языках метафору, где словом «вкус» обозначается чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах: художественный вкус столь же скор на разбор, предваряющий размышление, как язык и нёбо, столь же чувствен и падок на хорошее, сколь нетерпим к дурному». 2 Обратим внимание, что вкус у Вольтера понимается как способность мгновенного распознавания прекрасного.
Вольтер полагал, что вкус является отчасти врожденным (если его носитель принадлежит к нации, «изначально» обладающей вкусом, — бывают еще, по Вольтеру, нации «без вкуса»), отчасти же воспитывается в течение продолжительного времени путем постижения красоты природы и произведений искусства (музыки, живописи, словесности, театра). В зависимости от природных качеств и меры развитости различаются дурной и хороший вкусы. Первый «находит приятность лишь в изощренных украшениях и нечувствителен к прекрасной природе. Извращенный вкус в искусстве сказывается в любви к сюжетам, возмущающим просвещенный ум, в предпочтении бурлескного – благородному, претенциозного и жеманного – красоте простой и естественной; это болезнь духа». Что же касается хорошего вкуса, то он «проявляется в возможно более верном подражании природе, исполненном силы и грации».
Интересно, что, по Вольтеру, красота в природе объективна, и потому хороший вкус, адекватно распознающий ее, тоже обладает признаками объективности (значит, с точки зрения французского философа, «спорить о вкусах» можно, — сама природа вкуса это позволяет).
Вольтер понимает, что представления о прекрасном различаются в зависимости от традиций и обычаев того или иного народа. Нельзя говорить о красоте «вообще», но можно – о различных типах красоты. Соответственно и вкусы людей не могут совпадать, а иногда оказываются и прямо противоположными друг другу. Но, как уже было отмечено, есть и такие народы, которые еще не воспитали в себе хороший вкус и, следовательно, не обладают способностью наслаждаться красотой природы и прекрасными произведениями искусства. «Вы можете объехать всю Азию, Африку, половину северных стран – где встретите вы истинный вкус к красноречию, поэзии, живописи, музыке? Почти весь мир находится в варварском состоянии. Итак, вкус подобен философии, он – достояние немногих избранных». Здесь мы имеем дело с типичной для XVIII века аристократической и европоцентристской трактовкой вкуса.
Кратко рассмотрим суждения о художественном вкусе английского философа и теоретика искусства Эдмунда Бёрка. Главная работа Бёрка – «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного». Здесь, в частности, развиваются уже не аристократические, а демократические (в большей мере соответствующие духу английского эмпиризма) взгляды на природу и функции вкуса. Бёрк считает, что поскольку в основе суждений вкуса лежат определенные объективные закономерности, то о вкусах можно спорить. «Когда говорят, что о вкусах не спорят, — пишет философ, — это означает только то, что никто не может точно ответить, какое наслаждение или страдание получит некий данный человек от вкуса некоего данного предмета. Об этом действительно нельзя спорить; но мы можем спорить, и притом с достаточным основанием, по поводу вещей, которые по своей природе приятны или неприятны человеческим чувствам». 3
Бёрк считает вкус врожденной способностью; но при этом он признает также возможность несовпадения меры и качества вкуса у разных людей. Такое несовпадение обусловлено различиями в «чувствительности» и «рассудительности» (именно они, по Бёрку, составляют основу вкуса). Неразвитость «чувствительности» есть причина отсутствия вкуса, слабость «рассудительности» – источник дурного вкуса. Главной способностью в этом эмоционально-рассудочном союзе для воспитания хорошего, а тем более изысканного вкуса является чувствительность, «удовольствие воображения».
Кроме названных мыслителей, в эпоху Просвещения многие занимались проблемой вкуса. Но итог более чем столетним размышлениям крупнейших умов Европы над проблемой вкуса подвел Кант.
Решение проблемы эстетического вкуса у Канта
Проблема вкуса рассматривается Кантом в его единственном трактате по эстетике – «Критике способности суждения». Эстетика – наука о суждениях вкуса, и поэтому понятие вкуса для нее – центральное. Кант определяет вкус как «способность судить о прекрасном», руководствуясь не логикой, а «чувством удовольствия или неудовольствия». 4
Суждение вкуса «не есть познавательное суждение, тем самым оно не логическое, а эстетическое суждение, под которым понимают то суждение, определяющее основание которого может быть только субъективным» (70-71).
Ключевым в кантовской эстетике является положение о том, что о «чистом» (беспримесном, подлинно эстетическом) суждении вкуса мы можем говорить только в том случае, когда оно лишено утилитарного «интереса». Вот как пишет Кант: «Интересом называется благорасположение, которое мы испытываем от представления о существовании какого-либо предмета. Поэтому интерес всегда одновременно имеет отношение к способности желания либо как ее определяющее основание, либо, во всяком случае, как необходимо связанный с ее определяющим основанием. Однако когда вопрос заключается в том, прекрасно ли нечто, мы не хотим знать, имеет ли – может ли иметь – значение для нас или кого-нибудь другого существование вещи; мы хотим только знать, как мы судим о ней, просто рассматривая ее (созерцая ее или рефлектируя о ней)» (71-72). Таким образом,
- интерес – это «благорасположение» к предмету;
- интерес – либо «определяющее основание способности желания» (т.е. способности желать данный предмет, испытывать в нем потребность), либо «необходимо связан» с таким основанием;
- в эстетическом опыте (у Канта – в опыте восприятия красоты) никакого интереса быть не может: «мы не хотим знать, имеет ли значение существование вещи»; мы просто созерцаем ее.
- Вкус – это способность к мгновенному, не нуждающемуся в содействии рассудка, определению и различению эстетически значимых явлений.
- Вкус – это способность интуитивная; такое впечатление, что каждый из нас всегда им обладает (отсюда – представление о врожденности вкуса).
- Вкус – это способность субъективная (или субъективная по преимуществу).
- Вкус – это источник такого суждения о вещах, которое а) отличается «незаинтересованностью» (бескорыстием, неутилитарностью) и б) руководствуется только такими критериями оценки, как удовольствие или неудовольствие.
- Онтологическая функция. Вкус есть психическая сила, обеспечивающая актуализацию эстетической реальности. Благодаря вкусу, эта реальность обнаруживается, «включается» в общий контекст нашей жизни. Вместе с тем, именно действием вкуса и человек входит в эстетическую реальность. Вкус, таким образом, актуализирует «пространство эстетического», в котором человеку предстоит действовать, и он же обеспечивает саму возможность такого действования. «Двойная» онтология: и эстетическое в мире, и сам субъект эстетического отношения становятся возможны именно благодаря действию вкуса. Без вкуса эстетическое бытие невозможно.
- Семиотическая функция. «Работа» Действия вкуса придают знаковый характер объектам, в том смысле, что эти объекты становятся носителями особой эстетической информации (это могут быть объекты природной или социальной действительности, но это – также объекты художественные: пока не действует вкус, мы не воспринимаем их как эстетически значимые). С другой стороны, не иначе, как с помощью вкуса мы «прочитываем» (декодируем, расшифровываем) эту информацию. Стало быть, вкус – это одновременно и кодирующее, и декодирующее семиотическое устройство.
- Ценностно-интерпретационная функция. Вкус фиксирует и помогает осознать ценностное качество объекта, одновременно определяя принадлежность этого качества к той или иной модификации эстетического. Интерпретация эстетического знака совершается мгновенно и, как правило, не требует рефлексии, каких-либо мыслительных усилий.
Источник