2.1Этапы антропогенного использования природных ресурсов
Процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется природопользованием.
Человечество интенсивно изменяет процессы круговорота всех химических веществ не только на локальном, но и на биосферном (глобальном) уровне.
Для того чтобы создать необходимую продукцию, получить энергию, сырье, человек находит и добывает природные ресурсы, перевозит их к местам переработки, производит из них необходимые предметы. Таким образом, человек вовлекает природные ресурсы в ресурсный цикл.
Под ресурсным циклом понимают совокупность превращений и пространственных перемещений определенного вещества (или группы веществ) на всех этапах использования его человеком (включая его выявление, подготовку к эксплуатации, извлечение из природной среды, переработку, превращение и возвращение в природу).
Слово «цикл» предполагает замкнутость процесса. Известно, что в природе все химические вещества (вода, газы, металлы) движутся по замкнутому циклу. Ресурсный цикл как круговорот фактически не замкнут.
Концепция ресурсных циклов была предложена И. В. Комаром. Он выделил следующие ресурсные циклы: цикл энергоресурсов и энергии с гидроэнергетическим и энергохимическим подциклами; цикл металлорудных ресурсов и металлов с коксохимическим подциклом; цикл неметаллического ископаемого сырья с подциклами горно-химических и минеральных строительных материалов; цикл почвенно-климатических ресурсов и сельскохозяйственного сырья; цикл лесных ресурсов и лесоматериалов; цикл ресурсов дикой фауны и флоры.
Как легко заметить, первые три цикла связаны с невозобновимыми ресурсами, а остальные — с возобновимыми природными ресурсами.
Что касается невозобновимых ресурсов, то их истощение со временем неизбежно, и задача заключается не столько в том, чтобы растянуть эти ресурсы на более длительный срок, сколько в том, чтобы до исчерпания того или иного природного ресурса найти ему заменитель природного или искусственного происхождения либо изыскать возможность его регенерации за счет использования вторичного сырья.
3.1Проблемы использования мировых водных ресурсов
Водные ресурсы для биосферы в целом неизменны, но запасы и качество пресной воды ограничены, некоторые регионы уже сейчас испытывают в ней недостаток, который вызван обмелением рек и озер, а также ее повсеместным загрязнением. Практически неиссякаемыми остаются воды Мирового океана, но они перед угрозой загрязнения нефтью, радиоактивными и другими отходами, что изменит условия существования населяющих их животных и растений.
На сегодняшний день ситуация с мировыми водными ресурсами может быть названа крайне тяжелой. Многие регионы планеты испытывают недостаток воды. При этом в отношении воды питьевого назначения ситуация просто критическая.
Для того чтобы наглядно увидеть, в какой ситуации находится население планеты в плане обеспеченности водными запасами, приведем следующую статистику. В целом из 10 жителей планеты:
• 5 имеют доступ к водопроводу в своем доме;
• 4 не имеют приемлемого с санитарной точки зрения туалета;
• 3 получают воду из безопасных источников (регулярно инспектируемый колодец, артезианская скважина и пр.);
• 2 не имеют доступа к удобным и безопасным источникам.
Одной из основополагающих причин недостатка воды является ее повсеместный перерасход. Достаточно привести несколько красноречивых примеров:
• в среднем на планете 70% всей доступной пресной воды используется на нужды сельского хозяйства, причем более половины этой воды теряется вследствие неразвитости применяемых технологий;
• в XX веке использование воды возросло в 6 раз по сравнению с предыдущими столетиями;
• вода на планете используется крайне неравномерно (в США на каждого жителя расходуется в среднем 380 литров воды в день, в Германии-129 литров в день, а во многих развивающихся странах- не более 20-30 литров в день);
• во многих крупных регионах, таких как США, Индия и Китай, вода из подземных источников расходуется быстрей, чем пополняется, прямым следствием изчего является угроза острого дефицита воды в недалеком будущем.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что запасы водных ресурсов наравне с качеством воды являются одними из наиболее важных проблем современности, и от их решения зависит в конечном итоге будущее человечества.
Источник
Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов 
Назад Вперёд
Урок проходит с использованием учебника Бариновой И.И. (География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа.) и прилагаемой презентации.
- продолжить формировать представление о видах природных ресурсов;
- продолжить формировать логические учебные действия по делению понятий и их классификации на примере природных ресурсов;
- рассмотреть влияние деятельности человека на природные комплексы.
Помимо формирования логических учебных действий на уроке естественно затрагивается также речевое развитие учащихся и формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Познавательная деятельность учащихся. Организовать познавательную деятельность учащихся планируется по учебнику Бариновой И.И. (География России), параграф 45 (Воздействие человека на природу), стр. 262-267, лекционный материал. Форма проведения – индивидуально-групповая самостоятельная работа по работе с текстовым материалом и классификации природных ресурсов. Кроме учебника в качестве вспомогательного материала используется книга Жижиной Е.А. (Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: “ВАКО”, 2005, 352 с.)
Тип урока. Изучение нового материала.
Содержание урока
1. Организационный момент (1-3 мин.)
2. Изучение нового материала (30 мин.)
Работаем по презентации, первый (слайд 2) рабочий слайд которой напоминает о том, что было пройдено на прошлых уроках по теме. Вспоминаем, что только что закончили рассматривать природные условия, теперь настало время рассмотреть природные ресурсы. Вместе с учащимися необходимо сформулировать цели и задачи урока, которые, возможно, будут несколько различаться в разных классах.
Вместе рассматриваем и создаём пошагово в качестве примера самую распространённую классификацию ПР по исчерпаемости (слайд 3-7) – необходимо всё время упоминать, что данная классификация даётся только для примера, а дальше придумывать свою классификацию учащимся придётся самостоятельно. Далее даётся задание придумать свою собственную классификацию природных ресурсов по какому-либо другому основанию (произвольному) (слайд 8). Ребятам в 8 классе это вполне по силам, но необычность задания и необходимость применить УУД пугают их.
Предвидя затруднение и просьбы о помощи, в презентации подготовлена классификация ПР по происхождению (также пошагово – слайд 9, 10). Необходимо напомнить им, что повторять рассмотренные классификации нельзя, а вновь придуманная классификация может быть как сложной (несколько уровней), так и простой. Если трудностей не возникло, данные слайды можно пропустить.
После этого работа идёт, как правило, легче, создаётся ряд замечательных классификаций природных ресурсов по агрегатному состоянию, съедобности, группам потребностей (рисунок в учебнике) и др. В зависимости от имеющегося у педагога лимита времени, потребности в оценках, уровня класса и проч., далее можно или для примера разобрать одну классификацию у одарённого ученика, или выборочно опросить нескольких учащихся, устроив минизащиты своих классификаций, или после урока собрать всё классификации класса для тотальной проверки, или в исключительных случаях дать доделать данное задание дома.
При этом, чтобы обсуждение классификаций не стало бесконечным, ход урока следует взять в свои руки, задав учащимся вопрос: к чему приводит изъятие природных ресурсов из географической оболочки? (Слайд 11). Обсуждение с учащимися должно привести к однозначному ответу – изменению географической оболочки, и, как следствие, к возникновению антропогенных ландшафтов (слайд 12) (в случае необходимости термин можно записать с определением).
После этого подробно рассматриваются антропогенные ландшафты, в том числе и по рисунку “Изменение ландшафта моренной равнины после освоения её человеком” в учебнике Бариновой И.И.. На этом этапе учащиеся учатся подбирать соответствующие естественным ПК антропогенные, так как созданное человеком часто является просто упрощённой копией природы (презентация – слайд 13). Учащиеся, по возможности в ходе свободного обсуждения, должны прийти к однозначному выводу о том, что лесу среди антропогенных ландшафтов соответствует парк (лесопарк), лугу – газон (клумба), реке – канал, озеру – пруд (водохранилище), горам – здания в городах, при этом роль первобытных пещер для проживания играют пещеры искусственные – квартиры. При наличии достаточного количества времени можно придумать и другие соответствия между природными и антропогенными комплексами.
Итогом обсуждения должен стать ответ на вопрос, заданный учителем (слайд 14) – могут ли антропогенные комплексы полностью заменить природные? Очевидный ответ – нет, после чего задаётся следующий вопрос (слайд 15): что же делать? Следует сделать закономерный вывод о том, что необходимо сохранять как можно больше природных комплексов от влияния на них человека. Как это можно сделать? – объявляется тема следующего урока: ООПТ (особо охраняемые природные территории – заповедники, заказники, памятники природы и т.д.).
3. Домашнее задание (5 мин.).
Домашнее задание записывается на слайде (пример – слайд 16). Обязательно кроме прочего даётся опережающее задание описать по плану любой заповедник России так, чтобы в одном классе описываемые заповедники не повторялись. Задание необходимо расшифровать, так как обязательно найдутся учащиеся, которые опишут либо национальный парк, либо Йелоустон.
При необходимости и наличии свободного времени можно провести рефлексию учащихся над прошедшим уроком, используя раздаточный материал (Приложение 1).
Таким образом, для активизации учащихся на всех этапах урока использовались следующие методы и приёмы:
— ответы на предложенные проблемные вопросы;
— самостоятельная работа с учебником;
— “изобретение” новых классификаций природных ресурсов;
— обсуждение соответствия естественных и искусственных природных комплексов;
— обсуждение последствий вмешательства человека в природные комплексы.
Учащиеся с помощью индивидуально-групповой самостоятельной работы с текстовым материалом и анализом классификаций природных ресурсов усваивают большой объём новых знаний, который не вполне совпадает с материалом учебника и при изучении домашнего задания органично дополняется.
Как правило, поведение учащихся во время урока хорошее, атмосфера рабочая, стараются даже слабоуспевающие учащиеся: внимание каждого сосредоточено на поставленной задаче. Однако, учителю необходимо уметь хорошо владеть классом, так как всегда найдутся отдельные учащиеся, отмечающие своё несогласие с неприятием учителем некоторых предложений по поводу классификации ПР.
План урока обычно выполняется во всех классах.
Из отрицательных сторон урока коллегами отмечается необходимость проверки составленных классификаций сразу у всех на уроке. С этим можно не согласиться, так как даже простое зачитывание (не говоря уже об анализе) всех классификаций занимает слишком много времени. К тому же есть учащиеся, которые с удовольствием делятся со всеми результатами своего интеллектуального труда, но есть и “молчуны”, которые предпочитают не обсуждать классификацию публично. Такое желание учителю тоже нужно уважать, заставив их говорить в другой раз при других обстоятельствах.
Источник