План конспект по ИЗО «Природа и архитектура» (7 класс)
Тип урока: Обобщение изученного материала. Формирование новых знаний.
Цель урока: П ознакомить с историей возникновения и развития ландшафтного дизайна. Формировать представление об основных видах садово-парковых систем.
— Раскрыт ие значени я ландшафтных элементов, их влияние на создание архитектурного образа сооружения; дать общие понятия об исторически сложившихся системах парковой планировки, выделить образцы Крымс кого парко строения; формирова ние навык ов воплощения замысл а композиционными средствами и приёмами.
— Разви т ие наблюдательности , эстетическо го восприяти я природы, зрительную и эмоциональную память, умение проводить аналогию природных элементов с материалами, используемые в работе (тактильное, зрительное, ассоциативное).
— Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, гражданскую позицию по сохранению природных ресурсов.
Планируемые результаты :
— Предметные: получат новые знания о видах ландшафтного дизайна, об исторически сложившихся системах парковой планировки, выделить образцы Крымс кого паркостроения .
— Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности: обмениваться мнениями, слушать друг друга; обмениваться мнениями, излагать своё мнение в диалоге.
— Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели.
— Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.
— Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий
Методы и формы обучения
Методы: объяснительно-иллюстративный, беседа. Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование : Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Учебник: Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс, автор Питерских А.С., раздаточный материал.
Материалы: альбом, краски или другие материалы на выбор.
I. Организованная часть:
2. Выяснение посещаемости и отметка отсутствующих.
3. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
У каждого из вас, на парте лежит учебник, откройте стр. 126. и в течение урока можете пользоваться им самостоятельно.
Ребята, скажите пожалуйста, какие виды изобразительного искусства мы с вами изучаем в данной четверти? (Архитектура, дизайн).
Назовите архитектурные стили, которые мы изучали. (Ответ учеников).
Давайте на примерах архитектурных памятников Крыма, рассмотрим архитектурные стили. Посмотрите, пожалуйста, на проектную доску, глядя на фото назовите архитектурный объект и его стиль, уверена, что многие из них вы посещали на экскурсиях по Крыму.
Просмотр слайдов с фото архитектурных памятников Крыма.
III. Объявление темы урока.
Итак, ребята, хочется начать наш урок с искусства поэзии Жака Делиля:
Есть два лишь способа преображать природу:
Один рассчитанностью линий покорять,
Другой – нежданными картинами пленять…
Один являет нам симметрии закон.
Изделия искусств в сады приносит он.
Повсюду разместив то вазы, то скульптуры,
Из геометрии взяв строгие фигуры,
Деревья превратит в цилиндры и кубы…
Другой все сохранит: луга, овраги, чащи,
Пригорки, впадины, неровность, кривизну,
Считая госпожой естественность одну. (пауза)
Легко ли написать картину такую, чтобы она менялась не только в зависимости от точки обзора, но и от времени суток, времени года? Чтобы она каждый час, каждый миг наполнялась новым содержанием и смыслом, чтобы радовала каждую секунду и, как положено истинному творению, была неповторима? Конечно, нелегко, но возможно.
И мы видим это, посещая сады и парки наших земляков, творящих свои неповторимые полотна. Созидая свои картины, они берут немного земли, кусочек неба, пару-тройку облаков. На этом фоне строят журчащий ручей и тихое озеро, в темном таинственно-зеленом углу зажигают старый фонарь. Мир преображается.
Не верилось, что такую неземную красоту можно создать своими руками. Откуда берутся силы переворачивать тонны земли, искать, сажать невиданные цветы, похожие на застывших бабочек? Как, получается, выращивать то, что по определению, по природным условиям у нас расти не должно? В результате долгого и изумленного изучения вопроса приходишь к выводу — этими людьми движет страсть созидания и любовь к красоте, любовь, в конце концов, к тем, которым они показывают с замиранием сердца свои полотна и получают в ответ благодарность и восхищение. А ещё они заражают своей благородной «страстью» окружающих, которые незаметно для себя начинают по-другому смотреть на деревья, цветы, кусты, начинают придумывать, как посадить петрушку, чтобы она украшала мир не меньше розы, как найти, а потом положить в саду камень, чтобы у него хотелось бы остановиться и подумать. Подумать о Мире, Любви и Красоте.
Ребята, как вы думаете, о каком виде дизайна сегодня пойдёт речь?
IV. Изучение нового материала.
Действительно, одним из видов дизайна является – ландшафтный дизайн – проектирование пространства под открытым небом; «вторая природа», создаваемая человеком. Ландшафтный дизайнер занимается озеленением и благоустройством парков, садов, усадеб, их оформлением различными декоративными элементами.
Ландшафтный дизайн тесно связан с архитектурой. Нередко здания располагаются среди природы, в этом случае сооружения следует включать в ландшафт так, чтобы они казались как бы естественно возникающими из него и его заканчивающими.
Своеобразной областью архитектуры являются искусственные зелёные насаждения – сады и парки. Искусство создания садов и парков известно человечеству с глубокой древности. До наших дней дошла легенда о «висячих садах Семирамиды» — одном из чудес света.
Композиция парка может быть самой разнообразной. Во многих парках планировка подсказана рельефом местности. Существуют три основные, исторически сложившиеся системы парковой планировки. Первая из них, так называемая «итальянская» (каскадная), предусматривает размещение парка по склону горы с чётко выраженной осью, с организацией на ней лестниц, пандусов, гротов, террас, каскадов воды. Примерами могут служить многочисленные виллы 17-18 веков, расположенные близ Рима.
Вторая система получила название регулярного (или «французского») парка. Она характеризуется также строго симметричной планировкой, но строится не на рельефе, а на ровной местности. Для таких парков типичны — геометрическая сетка аллей, широкое применение стриженой травы, фонтанов, водоёмов. Крупнейшим парком регулярного типа является знаменитый Версальский парк близ Парижа.
Третья система планировки парка получила название пейзажной (или «английский»). Пейзажные парки ассиметричны по композиции, они подражают естественным формам природы. Изгибы дорожек, расположение групп деревьев искусно имитируют обычную природную обстановку . В пейзажном парке много красивых прудов, каскадов, фонтанов. Планировка определена рельефом, здесь полностью отсутствуют какие либо элементы регулярности.
Давайте рассмотрим парки, созданные нашими земляками, и попробуем определить, к какому типу парковой системы относятся данные образцы.
Итак, ребята, мы с вами рассмотрели образцы ландшафтного дизайна, некоторые из них вы неоднократно посещали во время экскурсий.
О красоте родного края написал замечательное стихотворение Николай Языков:
Физкультминутка.
V. Практическая работа.
Создание композиции «Сад моей души».
А теперь на какое-то время вы превратитесь в ландшафтных архитекторов и создадите свой сад, который расположится перед домом . Каждый из вас может выбрать планировку своего участка в чистой системе (система каскадная — итальянская, французская – регулярная, английская – пейзажная) или смешанной.
Откройте учебники на стр.147-150, и используйте иллюстрацию и информацию для самостоятельной работы.
VI. Итог урока, выставка, анализ ученических работ.
Учитель . У каждого из вас получился чудный уголок природы.
Закрепление пройденного материала.
— Учащиеся называют основные системы садово-паркового дизайна.
— Вам понравился сегодняшний урок?
— Появилось желание стать ландшафтным дизайнером?
— А желание создать свой уголок природы?
Спасибо за ваше внимание на уроке.
Источник
Конспект урока ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно — ландшафтного пространства»
Закрепить знания учащихся о видах изобразительного искусства, о синтезе искусств ; сформировать представление о ландшафтной архитектуре, как о части изобразительного монументального искусства.
развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создания декоративной работы;
сформировать навыки работы с художественными материалами в технике коллажа.
продолжать развивать творческую фантазию и образное мышление.
воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам.
А)презентация «Природа и архитектура», мультимедийный проектор, компьютер, репродукции, детские работы, учебник.
Б) цветная бумага, вырезки из фотографий и журналов ,ножницы, клей, бумага формата А3, учебник.
2. Повторение пройденного материала
3. Сообщение нового материала
4. Постановка художественной задачи
5. Практическое выполнение задания
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
Краткая беседа по предыдущим темам. Что такое архитектура, дизайн?
— Тема нашего урока “Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. ”
В первой части урока мы поговорим об истории ландшафтной архитектуры, закрепим знания о ней. Эти знания вам пригодятся на уроках при изучении тем, связанных с культурой и искусством разных стран и народов. Затем мы более подробно познакомимся с основными направлениями ландшафтной архитектуры. И перейдем к работе по выполнению коллажа. Это умение пригодится вам и в повседневной жизни. Панно в данной технике будут прекрасным украшением интерьера вашей комнаты, кабинета или прекрасным подарком. Также будем развивать творческие способности, воспитывать в себе уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам.
2.Закрепление изученного материала.
Мы с вами уже знаем, что в создании облика города главенствующая роль принадлежит искусству архитектуры, ее произведениям— храмам, дворцам, особнякам, музеям, жилым и производственным зданиям. Однако такие «городские аксессуары», как фонари, ограды, реклама, павильончики и киоски, являются не просто добавкой к архитектуре, а неотъемлемой составляющей городской среды. Рост городов поставил проблему художественной выразительности среды человеческого обитания , ориентации человека в этой среде, реконструкции информативного насыщения городских пространств.
3.Сообщение нового материала.
Сам термин ландшафтная архитектура возник сравнительно недавно, хотя человек занимается обустройством пейзажа вокруг жилища начиная уже с глубокой древности.
Спецификой ландшафтной архитектуры было и остается преимущественное использование особых природных «строительных материалов»— растительности, воды, камней, земли, включая особенности рельефа местности.(слайд 2). Эти материалы и являются основными в создании среды открытых пространств. Обычные строительные материалы играют вспомогательную роль. Ландшафтный архитектор работает с естественной природной средой. В одних случаях он использует эту среду для нужд человека с минимальным вмешательством в нее, других создает «искусственную природу», т.е. полностью формирует новую среду открытых пространств как итог архитектурного творчества. Обе тенденции по-разному прослеживаются на протяжении всей истории развития ландшафтной архитектуры. Академик Д.С. Лихачев говорил, что нужно подходить «к садовым стилям как к проявлениям художественного сознания той или иной эпохи, той или иной страны». Ландшафтная архитектура, конечно, охватывает более широкую сферу деятельности, садово-парковое искусство— это «ветвь» ландшафтной архитектуры.
Ландшафтная архитектура формировалась в сочетании садово-паркового искусства с искусством организации городских пространств: улиц, дорог, площадей и их пространственных элементов. Всегда параллельно существовали два направления развития— регулярно-геометрическое и живописно-пейзажное. Они полностью никогда не исключали друг друга. Даже самые четкие геометрические планировочные композиции всегда вписываются в живое природное окружение, а самый свободный живописный план не обходится без геометрически правильных элементов.
И так, мы сегодня рассмотрим основные школы садово-паркового искусства:
4. Постановка художественной задачи.
– Теперь делимся на 3 команды, каждая поработает ландшафтным архитектором и создаст садово-парковый ансамбль в определённом стиле в технике коллажа.
1. Определяете сюжет будущего коллажа.
3. Подбираете необходимые элементы.
4. Выполняете и оформляете свою работу
IV. Выставка и анализ работ учащихся.
— С каким видом искусства познакомились сегодня на уроке?
— Какие основные направления существуют в ландшафтной архитектуре?
— Понравилась ли вам работать на уроке?
7. Домашнее задание. Посмотреть в интернете работы дизайнеров по организации ландшафтной архитектуры.
Источник