Конспект логопедического занятия с детьми старшеговозраста.
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему: Тема «Мой дом, мой город» Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка.
Игры и упражнения по теме»Перелётные птицы. Водоплавающие птицы".
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика .
Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету».
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа.
Источник
Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения звуков.
Вложение | Размер |
---|---|
| 1.23 МБ |
| 23.51 КБ |
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Перелетные птицы»
— закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);
— закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;
— активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);
— учить согласовывать имена существительные с числительными;
— учить согласовывать имена существительные с глаголами;
— развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;
— воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
Логопед. Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
Ходит грач с грачихой чёрной
Л. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?
Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.
Л. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.
В природе существует большое разнообразии птиц.
Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.
Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.
Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.
Л. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?
Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.
Л. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.
Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.А как называются птицы, которые питаются насекомыми ? ( Насекомоядные) А каких насекомоядных птиц вы знаете?
Дети. (Делают предположения)
Л. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.
Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.
Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной?
Л. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают птицы, которые питаются плодами и семенами растений. Это-зерноядные . Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы . Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.
Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?
Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.
Л. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.
Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).
Л. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой , крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку . Знаете ли вы, куда птицы улетают?
Дети. В тёплые страны, на юг.
Подвижная игра «Улетает, не улетает»
Правила игры: логопед перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.
4. Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)
Правила игры : логопед называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно логопеду.
Соловей…(поёт), Ласточка… (щебечет),
Журавль… (курлычет), Ворона … (каркает),
Кукушка… (кукует), Утка…(крякает),
5. А сейчас, ребята, вы превратитесь в лебедей. Я буду произносить текст, а вы выполняйте движения:
Лебеди летят, крыльями машут,
Проснулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
На воду сели, посидели и снова полетели.
6. Летят журавли на юг (со своими) . журавлятами.
Летят утки на юг (со своими) . утятами.
Летят гуси на юг (со своими) . гусятами.
Летят аисты на юг (со своими) . аистятами.
Летят лебеди на юг (со своими) . лебедятами.
Летят грачи на юг ( со своими) … грачатами.
Летят стрижи на юг ( со своими) …стрижатами.
Летят скворцы на юг ( со своими) …скворчатами.
7. — Ребята, а что делают птицы? (Летают, вьют гнёзда, кричат, поют, клюют, ловят жуков, .
8.Зрительная гимнастика «Птичка»
Птичка вверх полетела и на веточку села.
Птичка посидела и вниз полетела.
Белая грудь у птички, значит она – белогрудая; длинные крылья- длиннокрылая; короткий хвост- короткохвостая; черные глаза- черноглазая; серые глаза- сероглазая; громкий голос- громкоголосая; пестрые крылья- пестрокрылая.
Ласточка – снегирь – скворец – аист Воробей – грач – журавль – цапля
Сорока – соловей – кукушка – ласточка Цапля – голубь – аист – грач
Ворона – кукушка – журавль – соловей.
11. Выделение первых и последних звуков в названии перелетных птиц, деление слов на слоги.
12. Звуковой разбор слов: УТКА, АИСТ, ГУСИ, ЛЕБЕДИ.
13. Составление схем к предложениям:
Осень, на, юг, птицы, улететь.
Источник
Артикуляционная гимнастика по теме «Перелётные птицы» предназначена для выполнения в форме игры как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.
«Улетают птицы»— И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий вдох;
2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза.
Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц
«Голодные птенчики» . Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
«Птенчики глотают пищу» . Сглатывание слюны.
«Клювы разных птиц» . Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. « Мама-птица прогоняет от птенцов куницу» . Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).
«Птенчики ждут пищу» . Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
«Очень вкусная пища!» Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-а.
«Аист» . Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики — выработка.
Уважаемые родители ни для кого не секрет что, звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кине.
Уважаемые родители ни для кого не секрет что, звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кине.
Для практического применения предлагаем:16 артикуляционных упражнений, выполняемых с функциональной нагрузкой1. «Забор».Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. М.
Важность проведения артикуляционной гимнастики.
Использование игровых приемов при проведении артикуляционной гимнастики в начале логопедического занятия задает позитивный настрой и вызывает большую заинтересованность у детей, чем обыч.
На пёрышках-символы артикуляционных упражнений. Собираем птичий хвост и сверху ещё раз дублируем саму птичку.
Источник