Аспекты природы человека философия

49. Философия о природе человека: биологический, социальный и культурные аспекты.

Являясь высшей ступенью живых организмов на Земле, человек, с одной стороны, зависит от природы, с другой, обладает духовно-культурным возвышением над ней. Все это привело к различным с философской точки зрения толкованиям сущности человека и его целей. дуализм души и тела — извечная тема философских трактатов о человеке. Кроме того, в истории философии проблема человека ставилась еще и как вопрос о внутренних и внешних факторах, определяющих само существо человека (в частности, воспитания).

Античность и особенно христианство видели сущность человека в его разуме, в его способности к образованию политической общности. Христианское средневековье видело в человеке, с одной стороны, подобие Бога, а с другой — творение земных демонических сил.

В 18 веке в человеке различали чувственное явление и “сверхчувственную” разумную сущность. Для мышления, идеологии и культуры Ренессанса главным является переход от теоцентрического к антропометрическому пониманию мира.

.Человек, как и все другие живые существа — часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Человеку, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные (витальные) потребности. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами: производит свою собственную окружающую среду; изменяет окружающий мир законам познания этого мира; может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей; способен действовать универсально; свою жизнедеятельность делает предметом.

Человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он научается языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли.

Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

Билет 25. К.Маркс о сущности человека. Проблема отчуждения.

Маркс всегда понимал сущность человека как общественно-историческую сущность. Историческое понимание человеческой сущности открывало бесконечную по сути перспективу ее развития.

Читайте также:  Где достать природный мел

в качестве основы исторического развития человека принимается труд. Маркс видит и серьезную ограниченность гегелевского понимания труда как основы становления и развития человеческой сущности. Эта ограниченность проявляется в двух отношениях. Во-первых, Гегель, как пишет Маркс, «видит только положительную сторону труда, но не отрицательную». Иначе говоря, он не замечает того, что становление и развитие человеческой сущности в труде происходило в рамках отчуждения. Во-вторых, «Гегель знает и признает только один вид труда, именно абстрактно-духовный труд». Отсюда спиритуализм гегелевского понимания человека: человек у него оказывается тождественным самосознанию, а высшим проявлением человеческой сущности оказывается философия.

Маркс не принимает гегелевского идеализма в понимании человеческой сущности. Но он не принимает и материализма, который отрицает идеальное в человеке.

Маркс развивает историческое понимание человеческой сущности и

А потому те человеческие качества, и прежде всего человеческие чувства Маркс понимает как продукт истории. Согласно Марксу, чувства человека формируются на основе предметов культуры, т. е. предметов, созданных человеком для человека.

Главное в труде, по Марксу, то, что человек, производя необходимые себе вещи, производит самого себя во всех своих человеческих качествах, а также в том, что называется человеческой субъективностью.

Отчуждение, объективный социальный процесс, присущий классово антагонистическому обществу и характеризующийся превращением деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Истоки Отчуждение— в антагонистическом разделении труда и частной собственности. Отчуждение выражается в господстве овеществленного труда над трудом живым, в превращении личности в объект эксплуатации и манипулирования со стороны господствующих социальных групп и классов, в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда. Отчуждение является исторически-преходящей формой опредмечивания человеком своих способностей и связано с овеществлением и фетишизацией социальных отношений. Отчуждение получает и определённое психологическое выражение в сознании индивида При Отчуждение общее для всех классово антагонистических обществ противоречие между личностью и социальными институтами дополняется специфическим восприятием социального и культурного мира как чуждого и враждебного личности. Марксистское понимание Отчуждение формировалось в полемике как с объективно-идеалистической концепцией Отчуждение, так и с антрополого-психологистическим его истолкованием.

Источник

7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке

Природа человека– это совокупность стойких, неизменных черт, присущих человеку разумному во все времена и в любом обществе и выражающих специфику человека как живого существа.

Сущность человека – это его определяющая, главенствующая черта.

В философии существуют разные модели природы человека. В материалистической линии философии обосновывается двуединая модель человека как биосоциального существа. Человека условноможно разделить на две составляющие –телоисознание. Тело обладает природными, заложенными на генетическом уровне программами жизнедеятельности, сознание – социально обусловленными программами жизнедеятельности. Различное сочетание биологических и социальных программ поведения порождает бесконечное многообразие личностей. Таким образом,природа человека является и биологической, и социальной. Вместе с тем возникают вопросы по поводу соотношения биологического и социального в человеке. Ведущим компонентом природы человека считается социальное, так как все, чем человек отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. Поэтому признается, что сущность человекасоциальна. Причем, онане абстрактна, а конкретно-исторична, т. е. изменяется в зависимости от конкретного содержания той или иной эпохи, общества, культуры, бытовой среды и т. д. Несмотря на всю значительность социальной сущности человека, ее нельзя отрывать или противопоставлять природному, биологическому началу. Человек – не толькосоциальное существо, но и сложное природное образование, живой организм, подчиняющийся определенным биологическим закономерностям.

Читайте также:  Географический объект является природным объектом

В ходе дискуссий о соотношении биологического и социального в человеке преувеличение роли одной из составляющих и недооценка значения другой приводят к появлению либо биологизаторских, либо социологизаторских концепций. К биологизаторским концепциямотносятся, например, расизм, сексизм (ориентация, которая ставит в неблагоприятные условия один пол по отношению к другому). Длясоциологизаторских концепцийхарактерно пренебрежение к биологическому в человеке, оценка социального как более высокого, «благородного». Исток подобных воззрений коренится отчасти в христианской традиции, резко противопоставляющей духовное плотскому как возвышенное низменному. Недооценка биологического явственно прослеживалась в социальной политике государства в СССР, что находило выражение в так называемом «остаточном принципе» финансирования развития тех отраслей, которые призваны удовлетворять человеческие потребности: жилищное строительство, легкаяи пищевая промышленность, здравоохранение и др. Результатами сталинизкая средняя продолжительность жизни, ухудшение показателей здоровья населения и т. д.

Более объемной является триединая модель человека, принимающая во внимание, помимо биологической и социальной, еще и метафизическую его составляющую. В данном случае человек рассматривается в единстве таких компонентов, как тело, душа и дух.

Дух– это способность воспринимать высшие идеалы и ценности неутилитарного характера (из которых нельзя извлечь практическую пользу, выгоду): этические, эстетические, религиозные и др. Именно дух является сущностным отличием человека. Дух проявляется в деятельности разума, в высших эмоциональных качествах человека – доброте, любви, раскаянии, удивлении, благоговении и др. Дух не приобретается путем бесконечного повышения уровня интеллектуального развития. Он возникает из неких метафизических, сверхъестественных основ бытия. В отличие от других составляющих, дух – это потенциальное свойство человека, и жизненной задачей, предназначением каждого индивида является актуализация, развитие в себе этой потенции. Далеко не все люди справляются с этой задачей, значительное их количество бездуховно и представляет собой всего лишь, по определению Ф. Ницше, «супершимпанзе», т. е. не более чем хитроумное животное. Между тем, именно воздействие духа превращает жизнь из животного процесса в человеческий, а простое воспроизводство и смену поколений – в развитие истории и культуры. Наиболее полно духовная жизнь реализуется в сферах духовной культуры: искусстве, литературе, науке, религии, философии и др.

Читайте также:  Берегите природу социальная реклама

Понятие души родственно понятию духа, но не тождественно ему. Дух – это сфера идеалов, задающая человеку вертикальный вектор развития, выводящая его за пределы себя и окружающей среды.Душа– это сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей как реакция на воздействие окружающего мира.

В триединой модели человека тело– это, с одной стороны, биологическая, природная составляющая человека, с другой стороны, продукт социокультурной эволюции. Отношение к телу в различные исторические эпохи и в различных обществах было разное. В античности был культ прекрасного человеческого тела. В средневековье подвлиянием христианства тело считалось источником греха, порока, принятобыло его стыдиться и прятать. Тело изнуряли постами, обетами, игнорировавшими его естественные потребности (обет безбрачия, отказ от мытья, ношение власяниц, вериг и т. д.). В эпоху Возрождения началось возвращение к телесным идеалам античности. Сейчас мы живем в эпоху культа тела и телесных потребностей. Мода через средства массовой информации навязывает определенные представления о стандартах внешнего вида, на которые ориентируются люди.

В богословии, религиозной философии утверждается определенная иерархия тела, души и духа. Считается, что дух должен был находить себе пищу в Боге, жить Богом; душа должна была питаться духом; тело должно было жить душою, – таково было первоначальное устроение бессмертной природы человека. Отвратившись от Бога, дух вместо того, чтобы давать пищу душе, начинает жить за счет души; душа в свою очередь начинает жить жизнью тела; и наконец, тело, вынужденное искать себе пищу вовне, в бездушной материи, находит в итоге смерть. Человеческий состав распадается. Нарушение иерархии тела, души и духа является главной причиной антропологического кризиса как явления современной техногенной цивилизации.

Таким образом, сущностью человека являются либо социокультурные программы жизнедеятельности (в двуединой модели), либо дух (в триединой модели). И то, и другое не наличествуют в человеке от рождения. Свою сущность человек вынужден формировать в процессе существования. По замечанию представителей экзистенциализма, только у человека существование предшествует сущности. Это означает, что нет иного творца человека, кроме самого человека. Онсам создает свою сущность, а следовательно, творит самого себя.Причем, это осуществляется не раз и навсегда, а каждодневно. Человек в каждый момент своего существования представляет собой неокончательный результат, а незавершенный проект. Он постоянноустремлен в будущее.

Источник

Оцените статью