Автор балета жар птица петрушка

Стравинский: «Жар птица» и «Петрушка»

Два шедевра вывели антрепризу Сергея Дягилева Ballets Russes на авансцену европейского музыкального театра. В 1910 году в парижском театре Шатле невероятным успехом пользовался балет «Жар-птица» на музыку прежде никому не известного композитора Игоря Стравинского. В следующем году Дягилев привез в Париж новый спектакль, и он поразил не только балетную публику, но и самых искушенных меломанов. «Петрушка» создавался как синтетическое произведение: Игорь Стравинский писал музыку и сочинял либретто вместе с Александром Бенуа, который одновременно выступил художником-постановщиком и директором труппы. Хореограф Михаил Фокин и другие единомышленники Дягилева активно участвовали в процессе создания этого opus magnum «Русских сезонов» 1911 года.

«Жар-птица» развивает и доводит до пределов допустимого поздне-романтический музыкальный язык, который Стравинский перенял у своего учителя Николая Андреевича Римского-Корсакова. «Петрушка» – это первый из многих стилевых прорывов Стравинского. Этот, по выражению Бенуа, «балет-улица» построен на площадных народных мотивах, полон неслыханных прежде тембровых, ритмических, политональных находок и открывает путь европейскому неофольклоризму.

Музыка одноактных балетов «Жар-птица» и «Петрушка» прочно вошла в мировой концертный репертуар. В исполнении musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса сюита из балета «Жар-птица», сделанная Стравинским в 1945 году, и полная музыка балета «Петрушка» в оркестровой редакции 1947 года прозвучат в один вечер. Концерт продемонстрирует, как музыкальный XIX век шагает в XX столетие, и какой мощный резонанс этот шаг вызывает спустя еще столетие.

Источник

Удивительная русская хтонь. Четыре балета Стравинского

Александр Коньков/ТАСС

Игорь Стравинский — ключевая фигура в истории мировой культуры. Он не заканчивал музыкальных вузов, поступил на юридический, но все время тянулся к искусству. Брал частные уроки, занимался у Николая Римского-Корсакова, прославленного композитора, участника знаменитой «Могучей кучки», музыканта, который писал просто удивительные партитуры для оркестра. Под его руководством Стравинский и создал свои первые произведения, а блестящая по своей глубине и таланту инструментовка, так свойственная мэтру, будет чувствоваться в каждом произведении Игоря Федоровича.

Читайте также:  Gien посуда райские птицы

Стравинскому несказанно повезло в жизни, ведь правду говорят: успех — это не только талант, но еще и удача. У музыканта было вдоволь и того и другого, и еще множество идей, которые ждали своего воплощения, чтобы ошеломить зрителей со всего мира. Судьба свела его с Сергеем Дягилевым — известным в мире антрепренером, организатором «Русских сезонов» в Париже. Вместе с Дягилевым Стравинский создал несколько великолепных балетов, которые были поставлены в Париже, а сам композитор завоевал мировую славу.

В творчестве Стравинского было несколько периодов, и каждому любителю и исследователю его музыки нравится что-то свое. Кто-то больше восхищается его первыми произведениями, еще не так далеко ушедшими от классических стандартов. А кто-то больше любит позднее творчество, когда Стравинский увлекался авангардом и такой техникой, как сериализм (чтобы писать в которой, нужно обладать не только музыкальным талантом, но и определенным математическим складом ума). В честь дня рождения композитора мы предлагаем вспомнить четыре балета Стравинского, которые подняли его (и еще нескольких других артистов) на вершину славы.

«Жар-птица»

В 1909 году еще молодой и малоизвестный композитор после отдыха вернулся в Петербург, где планировал продолжить работу над своей оперой «Соловей». Эту оперу Стравинский, конечно, закончил, правда, значительно позже. Именно в этот момент к нему обращается Дягилев с предложением написать музыку к балету «Жар-птица». Сам Стравинский, как позже напишет он в своих мемуарах, был воодушевлен, но немного напуган этой перспективой: он опасался, что не успеет закончить произведение в срок. Работа с Дягилевым бок о бок с выдающимися деятелями того времени накладывала определенную ответственность.

Но никакие дедлайны и обязательства Стравинского не сломили, и он начал писать балет. Либретто к нему создал знаменитый хореограф Михаил Фокин. Он хотел поставить что-то на тему русской сказки, но так получилось, что многие эти сюжеты уже выносил на сцену другой прекрасный композитор, Николай Римский-Корсаков. Только жар-птица, волшебное создание, исцеляющее все болезни и слепоту, оставалось нетронутым. Дягилев уже отчаялся претворить эту задумку в жизнь: написать музыку не смогли ни Анатолий Лядов, ни Николай Черепнин, уже известные и зрелые композиторы.

Читайте также:  2 птички найди отличие

Источник

Петрушка
Жар-птица

Премьера – 13 июня 1911 года, Русский балет Дягилева, театр Шатле, Париж
Премьера в Государственном академическом театре оперы и балета, ныне Мариинском (постановка Леонида Леонтьева по хореографии Михаила Фокина) – 20 ноября 1920 года
Премьера постановки Гэри Криста – 6 февраля 2010 года

Продолжительность балета 40 минут

Авторы и постановщики

Музыка Игоря Стравинского
Хореография Михаила Фокина (1911)

Либретто, декорации и костюмы Александра Бенуа
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Постановщик – Гэри Крист
Художник по возобновлению декораций – Батожан Дашицыренов
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Ответственный репетитор – Игорь Петров

Краткое содержание

Во время масленичного гуляния в балагане дается представление. Три куклы – Арап, Балерина и Петрушка – пляшут вначале для зрителей, а потом и среди зрителей. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим.
Жалкий, одинокий Петрушка влюблен в Балерину и ревнует ее к самовлюбленному и глупому Арапу. Балерина равнодушна к Петрушке. Фокусник жесток с ним. Петрушка пытается помешать флирту Балерины с Арапом, но Арап прогоняет его.
Преследуя Петрушку, он вырывается за пределы балагана и на глазах у гуляющей толпы убивает несчастного соперника. Зовут будочника. Но появляется Фокусник и объясняет собравшимся, что это лишь смерть куклы, не больше. Он показывает набитое опилками тело Петрушки. Все расходятся. Неожиданно в тишине раздается пронзительный крик. Освещенный луной, на крыше балагана появляется Петрушка, который грозит кулаками своим мучителям.

Поставленный для дягилевского «Русского сезона» 1911 года «Петрушка» стал звездным часом всех его создателей. Для композитора Игоря Стравинского – триумфальным, хотя и первым опытом реализации собственного замысла спектакля, истории балаганного Петрушки, рассказанной оркестровым сочинением, где рояль бы играл преобладающую роль. Для любителя петербургской старины, либреттиста и художника Александра Бенуа – возможностью окунуться в дорогие сердцу детские воспоминания о городских ярмарках и балаганах. Хореограф Михаил Фокин в «Петрушке» в полной мере реализовал свои реформаторские идеи о выразительности движения, «говорящем» характере пластики. А пронзительно воплотивший эти идеи исполнитель главной партии Вацлав Нижинский с ролью получил не только обожание публики, но и будто бы конспект собственной судьбы. Лишенная доставлявших удовольствие мелодий партитура, в которой смерть героя обозначена звуком брошенного на пол бубна, так непохожие на традиционно балетные завернутые носками внутрь ноги Петрушки и трагедия одиночества на фоне красочной ярмарочной толпы – эти ингредиенты «Петрушки» стали не только ингредиентами парижского успеха, они обозначили смену балетных эпох.

Читайте также:  Severnaya ru птицефабрика северная

Источник

Оцените статью