Автор картины синие птицы

Константин Сомов — романтик Серебряного века

Константин Андреевич Сомов (Konstantin Andreyevich Somov; родился 30 ноября 1869 г. — умер 6 мая 1939 г.) был известным русским художником начала XX столетия, чье имя неразрывно связано с обществом «Мир искусства». Творчество Константина Сомова — яркий пример русского символизма с характерной для модерна декоративностью стиля. Картины этого живописца и графика разнообразны по жанру. Он писал реалистичные портреты, идеализированные пасторали с радугами, часто обращался к образам театра и маскарада, вдохновленным шедеврами Галантного века.

Биография Константина Сомова

Константин Сомов родился 30 ноября 1869 года в незаурядной и обеспеченной семье любителей искусства. Его отец был хранителем Эрмитажа, а мать занималась музыкой. В доме имелась большая коллекция старинных картин и гравюр, постоянно велись разговоры о живописи. Когда Константин решил стать художником, отец горячо поддержал его и даже обустроил для него мастерскую с большим окном.

Константин Сомов еще в гимназии сдружился с Александром Бенуа и несколькими другими будущими деятелями «Мира искусства». Художественное образование он получал в Императорской Академии, став учеником Ильи Репина. Тогда же он сошелся с Сергеем Дягилевым и Львом Бакстом. Сомов, Бенуа и Бакст не окончили академического курса и отправились доучиваться во Францию, так как считали официальный академизм и реализм передвижников скучными и изжившими себя. В конце 1890-х годов при их непосредственном участии было сформировано объединение мирискусников.

На рубеже веков Константин Сомов иллюстрировал журнал «Мир искусства», писал картины, среди которых знаменитая «Дама в голубом», и занимался книжной графикой. Он стал автором обложек и иллюстраций к произведениям Александра Пушкина, Николая Гоголя и многих поэтов-современников. Первая персональная выставка была проведена в 1903 году, вскоре после этого последовали экспозиции в Германии. Известность художника росла, и лишь заболевание туберкулезом омрачало его жизнь. С целью лечения он часто ездил за границу.

Читайте также:  Say7 info птичье молоко

Революционные события живописец воспринял в целом положительно и никаких бед не испытал, не считая общих для того времени сложностей. Но его изящные и утонченные работы, вдохновленные эпохой Рококо, утратили актуальность и стали ненужными. Однако о переезде автор не думал. Константин Сомов преподавал и работал художественным консультантом Государственного Фарфорового Завода (в настоящее время ИФЗ). В 1919 году в Третьяковке прошла его персональная выставка.

В 1923 году живописца уговорили отправиться в США, сопровождая выставку русского искусства. Он согласился и обратно решил не возвращаться. Америку художник счел чуждой своему характеру и вскоре перебрался во Францию, где прожил остаток жизни. В эмиграции Константин Сомов стал успешным иллюстратором и не бедствовал, но былую славу постепенно утратил. К моменту смерти 6 мая 1939 года один из лучших мирискусников был совершенно забыт на родине и во Франции о нем мало кто знал. Семьи и детей у него не было.

Интерес к творчеству Константина Сомова возродился во второй половине XX века и остается высоким в наши дни. В 2006 и 2007 годах две его картины были проданы на аукционах Christie’s за рекордные на тот момент суммы для русских художников. «Русская пастораль» ушла с молотка за $2 400 000, а цена «Радуги» составила более $7 300 000.

Самые известные картины Константина Сомова

Картины Константина Сомова близки по духу Антуану Ватто (Antoine Watteau), Оноре Фрагонару (Honoré Fragonard) и другим мастерам XVIII века. Его произведениям свойственна легкость, лиричность и некоторая театральность. В центре внимания часто оказывается человеческая чувственность и поэзия природы. Вот несколько наиболее знаменитых работ:

  • «Дама в голубом» (1900). Этот портрет считается манифестом не только автора, но и всего «Мира искусства». На холсте изображена Елизавета Мартынова, с которой Сомов учился в Академии. Через несколько лет она умерла от чахотки.
  • «Портрет Александра Блока» (1907). Среди образов Блока портрет кисти Сомова стал одним из самых известных, хотя поэт его недолюбливал и считал нелестным для себя.
  • Портрет Е. П. Носовой (1911). Еще один шедевр художника, который хранится в Третьяковской галерее. Дочь промышленника Павла Рябушинского часто проводила литературные вечера, где собирались поэты и художники.
  • «Арлекин и дама» (1921). Тема маскарада и ночных развлечений — одна из центральных в творчестве живописца. Яркий пример — эта красочная картина с фейерверком и наряженными в костюмы XVIII века героями.
Читайте также:  10 франков 2004 конго птица

Работы представителей «Мира искусства» нередко выставляются на тематических аукционах. Принимать в них участие удобно с помощью портала Very Important Lot. Также здесь можно найти редкие шедевры антиквариата или недорого купить картины напрямую у современных художников.

Источник

«Синяя птица», Константин Андреевич Сомов

В картине «Синяя птица» можно найти параллели со знаменитым полотном Сомова «Дама в голубом», где изображена Елизавета Михайловна Мартынова. Девушка была смертельно больна, именно потому взгляд её полон печали и боли, а под глазами тени.

Объединяет картины синий цвет с его оттенками. Как правило, он обозначает небо, потусторонний мир, недостижимое и несбыточное. Картина «Синяя птица» была написана уже после смерти Мартыновой.

Сюжет картины

В центре полотна представлена девушка в синем платье, летящая над землей. Руки её раскинуты, широкие рукава ещё не опали, будто она только что взмахнула руками и взлетела. Тело девушки белое, детали едва прорисованы.

Отличается в части деталей лицо героини. Оно холодное, её взгляд под черными дугами бровей одновременно и мечтательный, но будто пустой, в нем не заметны яркие эмоции, он «невидящий», почти равнодушный. Губы девушки затронула полуулыбка, но она не добавляет живости.

Одежда девушки

Художник много внимания уделил платью героини: складки ткани прорисованы широкими мазками, от чего похожи на плавные волны, на талии детализированы ленты, на груди ткань вот-вот может распахнуться, и удерживается лишь приподнятым поясом.

Голову девушки украшает широкая лента, которая также развевается ветром, создавая дополнительный контрастный фон для её лица.

Внизу, под ногами «птицы», изображена земля. Большая её часть показана лишь очертаниями – деревья, луга. Потому особенно ярко выделяется стрелец, целящийся в птицу.

Он дополнительно обособлен художником светлым пятном, будто сзади него горит костер. Эта часть – самая яркая на картине. Стрелец твердо стоит на ногах, его поза выверена, что говорит о твердом намерении попасть в цель. Голову мужчины украшает необычная шляпа с пером.

Читайте также:  Oldboy барбершоп жар птица

Источник

Оцените статью