ЛУКРЕ́ЦИЙ ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР
ЛУКРЕ́ЦИЙ, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (ок. 94 – 55 до н. э.), др.-рим. поэт и философ, представитель эпикуреизма . Автор сохранившейся филос. поэмы «О природе вещей» («De rerum natura») в 6 книгах, посвящённой рим. аристократу Гаю Меммию, патрону Катулла и Цинны. О жизни Л. почти ничего не известно; согласно легенде, сообщаемой Иеронимом, Л. писал свою поэму во время просветлений от безумия, вызванного любовным напитком, который дала ему жена, и затем покончил с собой. В поэме Л. в популярной форме излагается филос. система Эпикура , осн. задача которой – освобождение человечества от страха смерти и страха богов (прежде всего посмертных наказаний) через постижение «законов природы» (foedera naturae), исключающих всякое вмешательство богов в человеческую жизнь, и осознание смертности души, исключающей посмертные мучения. С гимна к богине любви и творящей силы природы Венере (влияние Эмпедокла) начинается 1-я книга, в которой излагаются фундам. начала атомизма – существование неделимых и вечных атомов и пустоты, а также формулируется закон сохранения материи («из ничего не будет ничего») и опровергаются монистические (Гераклит) и плюралистические (Эмпедокл, Анаксагор) теории неатомистич. толка. Во 2-й книге рассматривается атомистич. механика и сведение всех чувственных качеств (таких, как цвет, температура, вкус, запах) к механич. различиям в форме и размере атомов, а также формулируется теория бесчисленных миров в бесконечном пространстве Вселенной. В 3-й книге – после прославления гения Эпикура – трактуется природа души и её связь с телом. Вслед за Демокритом и Эпикуром Л. считает душу материальной, состоящей из мельчайших сферич. атомов «огня». Атомарная структура души доказывает её смертность и необоснованность страха смерти. Психологии ощущений (объясняемых демокритовской теорией «отпечатков» вещей, истекающих от вещей и проникающих в органы чувств) и мыслительной функции души посвящена 4-я книга. Л. остаётся верен эпикуровскому сенсуализму в теории познания (всякое ощущение истинно), а в конце книги анализирует (и осуждает) любовную страсть. В 5-й книге излагается космология и демонстрируется конечность нашего мира, а также рассматриваются проблемы геологии и происхождения животных и растений. Теория естеств. происхождения человека и развития цивилизации путём прогресса относится к самым знаменитым и влиятельным в истории философии частям поэмы Л. В 6-й книге объясняются естеств. причины «метеорологических» явлений (гром и молния, облака и дождь, землетрясения, вулканы, разливы Нила, линлогия, магнетизм, эпидемии), она завершается описанием чумы в Афинах.
Источник
О природе вещей
Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее
- Объем: 240 стр. 1 иллюстрация
- Жанр:а нтичная литература, з арубежная образовательная литература, з арубежная старинная литература, к ниги по философии
- Теги:и звестные философы, л итературные памятники, м атериализм, ф илософская картина мира, ф илософская поэзия, э поха античностиРедактировать
По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из специальной подборки. Узнать больше
Тит Лукреций Кар (99 г. до н. э. – 55 г. до н. э.) – древнеримский поэт и философ, материалист и эпикуреец. Автор единственной дошедшей до нас полностью «поэтической монографии» о вечности материи и безграничности вселенной. Поэма Лукреция «О природе вещей» представляет собой одну из вершин философской мысли человечества и вместе с тем одну из вершин древнеримской поэзии. Автором движет страстное стремление освободить человека от страха смерти и страха перед богами. Средство к этому – познание истины о природе. И Лукреций исследует ее явления, давая им истолкования в духе материалистического атомизма Эпикура, вместе с тем разворачивая великолепную поэтическую картину, наглядную и красочную.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет книги.
Возрастное ограничение: 16+ Дата выхода на ЛитРес: 21 февраля 2013 Дата перевода: 1933 Дата написания: 60 г. до н. э. Объем: 240 стр. 1 иллюстрация
Книга Тита Лукреция Кара «О природе вещей» — скачать в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.
Источник
33. Римская дидактическая поэзия. Поэма тита лукреция кара «о природе вещей»
одним из симптомов распада полисной идеологии в Риме было распространение эпикуpейской философии. Эпикурейцы были первой философской школой, которая развила литературную деятельность на латинском языке, обращаясь, таким образом, к более широкой аудитории..
В Риме эпикуреизм нашел своего поэта. Это был Тит Лукреций Кар (родился около 98 г., умер в 55 г.), автор поэмы «О природе вещей»
поэма его, не получившая окончательной отделки, была издана затем Цицероном. Выбирая для философского трактата форму дидактической поэмы. Для последователя Эпикура стихотворная форма изложения является несколько неожиданной.
Но в действительности поэма Лукреция отнюдь не является только философским трактатом. Это — подлинное художественное произведение, открывающее своим четким и конкретным видением
Лукреций выступает не как ученый теоретик, а как просветитель, страстный борец с религией и ее суевериями, провозвестник научно-материалистического миросозерцания. Освободить человечество от гнета тяготеющих над ним предрассудков, от страха перед богами и смертью — такова задача поэмы Лукреция. Предметом своего изложения он берет не этику «наслаждения» и «безмятежности», конечную цель всей философии Эпикура, а естественно-научную часть системы, направленную ‘против веры в божественное управление миром и в загробную жизнь. учение Эпикура :Боги существуют, но ведут блаженную жизнь в «межмировых пространствах» и не имеют никакого отношения к мировому процессу, совершающемуся по механическим законам. Эту же точку зрения принимает Лукреций. Алчность, борьба честолюбии, жажда власти, готовность к любым преступлениям и бесцельному кровопролитию — характерные черты современного общества в изображении Лукреция. Источник социального зла Лукреций усматривает в ложных мнениях людей, а самым опасным из ложных мнений представляется ему страх перед смертью, вытекающий из религиозных представлений о загробной жизни души..
Поэма составлена в гексаметрах. Она состоит из шести книг. Поэт, ставящий себе целью опровергнуть ‘представления о божественном управлении миром, не счел возможным обойтись без традиционного обращения к божеству в начале произведения. В качестве божества-покровителя поэмы о природе Лукреций избрал Венеру, которую он прославляет с большим воодушевлением, как зиждительную силу мира. Но немедленно же после этого обращения поэт возвещает об антирелигиозной установке своего произведения.
Религия — источник не только заблуждений, но и всевозможных преступлений; она — мрак, «потемки души», которые должны быть рассеяны с помощью яркого света, возженного учением Эпикура.
последовательно развертывает механистическую картину мира,
По естественным законам, без всякого участия богов, одни предметы сменяются другими в вечном обращении природы. : ничто не разрушимо
«природа ничему не дает без смерти другого родиться.»
Бесконечное количество невидимых малых телец, атомов, и безграничное пустое пространство исчерпывают природу; никакой третьей сущности, помимо материи и пустоты, в природе нет.
Третья книга содержит учение о душе и духе. Лукреций различает «душу», как центр жизни, и «дух» («ум»), местопребывание сознания, но указывает на их теснейшую взаимосвязь. смерть не имеет к нам никакого отношения; пока мы живы, нет смерти, когда наступает смерть, нет нас. Страх перед смертью вызван грубыми суевериями, непониманием законов природы, неуменьем использовать жизнь и уйти от нее наподобие гостя, насытившегося пиршеством.
разбирается вопрос о любви. Эпикуреизм вполне последовательно осуждал бурную страсть, нарушающую покой души и создающую ложные представления о мнимых достоинствах любимой;.
он пишет в старинном стиле, с длинными фразами, Архаизующий язык придаёт поэме известный характер торжественности. обеспечили ей в античности полное признание. Даже христианские авторы, при всей своей враждебности к «безбожному» учению Эпикура, пользовались материалами Лукреция
антирелигиозная установка его вызывала многочисленные нарекания со стороны представителей церкви
Источник