Автором поэмы природа вещей

ЛУКРЕ́ЦИЙ ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР

ЛУКРЕ́ЦИЙ, Тит Лук­ре­ций Кар (Titus Luc­retius Carus) (ок. 94 – 55 до н. э.), др.-рим. по­эт и фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель эпи­ку­ре­из­ма . Ав­тор со­хра­нив­шей­ся фи­лос. по­эмы «О при­ро­де ве­щей» («De rerum natura») в 6 кни­гах, по­свя­щён­ной рим. ари­сто­кра­ту Гаю Мем­мию, па­тро­ну Ка­тул­ла и Цин­ны. О жиз­ни Л. поч­ти ни­че­го не ­из­вест­но; со­глас­но ле­ген­де, со­об­щае­мой Ие­ро­ни­мом, Л. пи­сал свою по­эму во вре­мя про­свет­ле­ний от бе­зу­мия, вы­зван­но­го лю­бов­ным на­пит­ком, ко­то­рый да­ла ему же­на, и за­тем по­кон­чил с со­бой. В по­эме Л. в по­пу­ляр­ной фор­ме из­ла­га­ет­ся фи­лос. сис­те­ма Эпи­ку­ра , осн. за­да­ча ко­то­рой – ос­во­бо­ж­де­ние че­ло­ве­че­ст­ва от стра­ха смер­ти и стра­ха бо­гов (пре­ж­де все­го по­смерт­ных на­ка­за­ний) че­рез по­сти­же­ние «за­ко­нов при­ро­ды» (foede­ra na­turae), ис­клю­чаю­щих вся­кое вме­ша­тель­ст­во бо­гов в че­ло­ве­че­скую жизнь, и осоз­на­ние смерт­но­сти ду­ши, ис­клю­чаю­щей по­смерт­ные му­че­ния. С гим­на к бо­ги­не люб­ви и тво­ря­щей си­лы при­ро­ды Ве­не­ре (влия­ние Эм­пе­док­ла) на­чи­на­ет­ся 1-я кни­га, в ко­то­рой из­ла­га­ют­ся фун­дам. на­ча­ла ато­миз­ма – су­ще­ст­во­ва­ние не­де­ли­мых и веч­ных ато­мов и пус­то­ты, а так­же фор­му­ли­ру­ет­ся за­кон со­хра­не­ния ма­те­рии («из ни­че­го не бу­дет ни­че­го») и оп­ро­вер­га­ют­ся мо­ни­сти­че­ские (Ге­рак­лит) и плю­ра­ли­сти­че­ские (Эм­пе­докл, Анак­са­гор) тео­рии не­ато­ми­стич. тол­ка. Во 2-й кни­ге рас­смат­ри­ва­ет­ся ато­ми­стич. ме­ха­ни­ка и све­де­ние всех чув­ст­вен­ных ка­честв (та­ких, как цвет, тем­пе­ра­ту­ра, вкус, за­пах) к ме­ха­нич. раз­ли­чи­ям в фор­ме и раз­ме­ре ато­мов, а так­же фор­му­ли­ру­ет­ся тео­рия бес­чис­лен­ных ми­ров в бес­ко­неч­ном про­стран­ст­ве Все­лен­ной. В 3-й кни­ге – по­сле про­слав­ле­ния ге­ния Эпи­ку­ра – трак­ту­ет­ся при­ро­да ду­ши и её связь с те­лом. Вслед за Де­мок­ри­том и Эпи­ку­ром Л. счи­та­ет ду­шу ма­те­ри­аль­ной, со­стоя­щей из мель­чай­ших сфе­рич. ато­мов «ог­ня». Ато­мар­ная струк­ту­ра ду­ши до­ка­зы­ва­ет её смерт­ность и не­обос­но­ван­ность стра­ха смер­ти. Пси­хо­ло­гии ощу­ще­ний (объ­яс­няе­мых де­мок­ри­тов­ской тео­ри­ей «от­пе­чат­ков» ве­щей, ис­те­каю­щих от ве­щей и про­ни­каю­щих в ор­га­ны чувств) и мыс­ли­тель­ной функ­ции ду­ши по­свя­ще­на 4-я кни­га. Л. ос­та­ёт­ся ве­рен эпи­ку­ров­ско­му сен­суа­лиз­му в тео­рии по­зна­ния (вся­кое ощу­ще­ние ис­тин­но), а в кон­це кни­ги ана­ли­зи­ру­ет (и осу­ж­да­ет) лю­бов­ную страсть. В 5-й кни­ге из­ла­га­ет­ся кос­мо­ло­гия и де­мон­ст­ри­ру­ет­ся ко­неч­ность на­ше­го ми­ра, а так­же рас­смат­ри­ва­ют­ся про­бле­мы гео­ло­гии и про­ис­хо­ж­де­ния жи­вот­ных и рас­те­ний. Тео­рия ес­теств. про­ис­хо­ж­де­ния че­ло­ве­ка и раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции пу­тём про­грес­са от­но­сит­ся к са­мым зна­ме­ни­тым и влия­тель­ным в ис­то­рии фи­ло­со­фии час­тям по­эмы Л. В 6-й кни­ге объ­яс­ня­ют­ся ес­теств. при­чи­ны «ме­тео­ро­ло­ги­че­ских» яв­ле­ний (гром и мол­ния, об­ла­ка и дождь, зем­ле­тря­се­ния, вул­ка­ны, раз­ли­вы Ни­ла, лин­ло­гия, маг­не­тизм, эпи­де­мии), она за­вер­ша­ет­ся опи­са­ни­ем чу­мы в Афи­нах.

Читайте также:  Ev рецепты природы spa крем дневной 125мл оливковое масло омолаживающий

Источник

О природе вещей

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 240 стр. 1 иллюстрация
  • Жанр:а нтичная литература, з арубежная образовательная литература, з арубежная старинная литература, к ниги по философии
  • Теги:и звестные философы, л итературные памятники, м атериализм, ф илософская картина мира, ф илософская поэзия, э поха античностиРедактировать

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из специальной подборки. Узнать больше

Тит Лукреций Кар (99 г. до н. э. – 55 г. до н. э.) – древнеримский поэт и философ, материалист и эпикуреец. Автор единственной дошедшей до нас полностью «поэтической монографии» о вечности материи и безграничности вселенной. Поэма Лукреция «О природе вещей» представляет собой одну из вершин философской мысли человечества и вместе с тем одну из вершин древнеримской поэзии. Автором движет страстное стремление освободить человека от страха смерти и страха перед богами. Средство к этому – познание истины о природе. И Лукреций исследует ее явления, давая им истолкования в духе материалистического атомизма Эпикура, вместе с тем разворачивая великолепную поэтическую картину, наглядную и красочную.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет книги.

Возрастное ограничение: 16+ Дата выхода на ЛитРес: 21 февраля 2013 Дата перевода: 1933 Дата написания: 60 г. до н. э. Объем: 240 стр. 1 иллюстрация

Книга Тита Лукреция Кара «О природе вещей» — скачать в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.

Читайте также:  Всех природных зоны франции

Источник

33. Римская дидактическая поэзия. Поэма тита лукреция кара «о природе вещей»

одним из симптомов распада полисной идеологии в Риме было распространение эпикуpейской философии. Эпикурейцы были первой философской школой, которая развила литературную деятельность на латинском языке, обращаясь, таким образом, к более широкой аудитории..

В Риме эпикуреизм нашел своего поэта. Это был Тит Лукреций Кар (родился около 98 г., умер в 55 г.), автор поэмы «О природе вещей»

поэма его, не получившая окончательной отделки, была издана затем Цицероном. Выбирая для философского трактата форму дидактической поэмы. Для последователя Эпикура стихотворная форма изложения является несколько неожиданной.

Но в действительности поэма Лукреция отнюдь не является только философским трактатом. Это — подлинное художественное произведение, открывающее своим четким и конкретным видением

Лукреций выступает не как ученый теоретик, а как просветитель, страстный борец с религией и ее суевериями, провозвестник научно-материалистического миросозерцания. Освободить человечество от гнета тяготеющих над ним предрассудков, от страха перед богами и смертью — такова задача поэмы Лукреция. Предметом своего изложения он берет не этику «наслаждения» и «безмятежности», конечную цель всей философии Эпикура, а естественно-научную часть системы, направленную ‘против веры в божественное управление миром и в загробную жизнь. учение Эпикура :Боги существуют, но ведут блаженную жизнь в «межмировых пространствах» и не имеют никакого отношения к мировому процессу, совершающемуся по механическим законам. Эту же точку зрения принимает Лукреций. Алчность, борьба честолюбии, жажда власти, готовность к любым преступлениям и бесцельному кровопролитию — характерные черты современного общества в изображении Лукреция. Источник социального зла Лукреций усматривает в ложных мнениях людей, а самым опасным из ложных мнений представляется ему страх перед смертью, вытекающий из религиозных представлений о загробной жизни души..

Читайте также:  Все духи живой природы

Поэма составлена в гексаметрах. Она состоит из шести книг. Поэт, ставящий себе целью опровергнуть ‘представления о божественном управлении миром, не счел возможным обойтись без традиционного обращения к божеству в начале произведения. В качестве божества-покровителя поэмы о природе Лукреций избрал Венеру, которую он прославляет с большим воодушевлением, как зиждительную силу мира. Но немедленно же после этого обращения поэт возвещает об антирелигиозной установке своего произведения.

Религия — источник не только заблуждений, но и всевозможных преступлений; она — мрак, «потемки души», которые должны быть рассеяны с помощью яркого света, возженного учением Эпикура.

последовательно развертывает механистическую картину мира,

По естественным законам, без всякого участия богов, одни предметы сменяются другими в вечном обращении природы. : ничто не разрушимо

«природа ничему не дает без смерти другого родиться.»

Бесконечное количество невидимых малых телец, атомов, и безграничное пустое пространство исчерпывают природу; никакой третьей сущности, помимо материи и пустоты, в природе нет.

Третья книга содержит учение о душе и духе. Лукреций различает «душу», как центр жизни, и «дух» («ум»), местопребывание сознания, но указывает на их теснейшую взаимосвязь. смерть не имеет к нам никакого отношения; пока мы живы, нет смерти, когда наступает смерть, нет нас. Страх перед смертью вызван грубыми суевериями, непониманием законов природы, неуменьем использовать жизнь и уйти от нее наподобие гостя, насытившегося пиршеством.

разбирается вопрос о любви. Эпикуреизм вполне последовательно осуждал бурную страсть, нарушающую покой души и создающую ложные представления о мнимых достоинствах любимой;.

он пишет в старинном стиле, с длинными фразами, Архаизующий язык придаёт поэме известный характер торжественности. обеспечили ей в античности полное признание. Даже христианские авторы, при всей своей враждебности к «безбожному» учению Эпикура, пользовались материалами Лукреция

антирелигиозная установка его вызывала многочисленные нарекания со стороны представителей церкви

Источник

Оцените статью