Голубая Птица и Принцесса Флорина — герои какой сказки? И как они попали в балет «Спящая красавица»?
Замысел балета по сказке Шарля Перро «Красавица спящего леса» (1697) принадлежал И. А. Всеволожcкому, который в 1881-1899 годах был директором императорских театров. Всеволожскому хотелось воссоздать придворный балетный спектакль Франции XVI-XVII веков. В таком балете происходили выходы всевозможных персонажей, выезжали колесницы, декорированные как замки, горы или лодки, церемониальные шествия перебивались фигурными танцами.
Петипа охотно откликнулся на заказ Всеволожского. Они вместе разработали сценарий, предельно упростив сюжет и сохранив неторопливую повествовательность волшебной сказки: в спектакле господствовал принцип медленно развертывающейся панорамы. Каждый из четырех актов получил краткий сюжетный предлог для волшебных превращений и живописно расцветающих танцев. Не новый для Петипа принцип теперь утверждался сполна. Больше того, он таил опасность: зрелищность могла стать самоцелью, явиться всего лишь поводом для демонстрации испытанных художественных приемов. Этого не произошло потому, что Всеволожский пригласил Чайковского сочинить музыку нового балета. Весной 1888 года директор театров писал композитору о желании дать зрелище в стиле балетов Людовика XIV, с музыкой «в духе Люлли, Баха, Рамо», с непременной кадрилью всех сказок Перро в дивертисменте последнего акта. Чайковский не изменил ни одной подробности предложенного ему сценария. Но привлекла его не стилизация под старину, а поэзия сказки, которой стилизация не мешала: незатейливый сюжет предполагал высокую обобщенность образов и обстоятельств. Чайковский недаром утверждал: «Ведь балет та же симфония». И благодаря его гению спектакль «Спящая красавица» родился как хореографическая симфония. Партитура «Спящей красавицы» помогла Петипа перевести в новый идейно-философский план опыты симфонизации балетного танца. С другой стороны, именно эти поиски подготовили для музыки свободу симфонических обобщений в разработке балетного сюжета.
Балет» Спящая красавица»
Постановка Национального академического Большого театра балета Республики Белорусь
Тема балета симфонии завершалась в третьем акте. Он походил на многие последние акты балетов Петипа и, по желанию севоложского, изображал свадьбу героев, поздравить которых пришли герои других сказок. Однако идея симфонического развития балета внесла новое организующее начало в традиционный дивертисмент.
Прекрасный дуэт Анна Дорош (Аврора) и Максим Чепик (Дезире)
Тема любви завершалась в кульминации акта — в адажио Авроры и Дезире: чувство обрело зрелость, законченность, полноту. А в дивертисменте, построенном по принципу сюиты, каждый номер варьировал в миниатюре сквозную тему балета. Детство напоминало о себе в танце Людоеда, Мальчика с пальчика и его братьев, в дуэте Красной шапочки и Серого волка. Юношеское чувство возникало в музыке Золушки и принца Фортюне, расцветало в pas de deux принцессы Флорины, и Голубой птицы, забавно преломлялось в любовной ссоре Белой кошечки и Кота в сапогах. Эта сюита стала вершиной творчества Петипа. Музыкальность, богатство фантазии, опыт старого мастера выразились тут до конца. Симфоническая образность танца была, наконец, обретена в содружестве с великим композитором-симфонистом Чайковским
Принцесса Флорина и Голубая птица гости на свадьбе Свадьба Дезире и Авроры.
Голубая Птица и Принцесса Флорина — герои сказки мадам Мари Катрин д’Онуа «Голубая птица» . Трогательная история о верном возлюбленном, который силой злого колдовства был превращен в птицу и прилетал в башню к одинокой Флорине
Полонез. В торжественном танце-шествии проходят сказочные персонажи: Синяя борода и его жена. Кот в сапогах и его хозяин маркиз де Карабас со своими лакеями (Ш. Перро. «Кот в сапогах») .Златокудрая красавица и принц Авенан (Из сказки «Красавица — Золотые кудри». Автор — французская сказочница, современница Перро, графиня д’Онуа. Принц Авенан (Приветливый) с помощью своих друзей — карпа, ворона, совы — выполняет все поручения Красавицы и этим завоевывает ее сердце). Ослиная кожа и принц Шарман (Ш. Перро. «Ослиная кожа». Сюжет, родственный известной сказке о Золушке. «Ослиная кожа» — прозвище красавицы-принцессы, вынужденной из-за преследований отца жить в нищете. Ее спасителем является принц Шарман), Красавица и Чудовище (Лепренс де Бомон (1711 — 1780) «Красавица и чудовище». Один из многочисленных вариантов античной сказки об Амуре и Психее), Золушка и ее возлюбленный — принц Фортюне
(Ш. Перро. «Золушка, или Хрустальная туфелька» ), Голубая птица и принцесса Флорина Д’Онуа. «Голубая птица». Трогательная история о верном возлюбленном, который силой злого колдовства был превращен в птицу и прилетал в башню к одинокой Флорине), Красная шапочка и Волк (Ш. Перро «Красная шапочка»), принц Хохлик и принцесса Эме (повидимому, из сказки Перро «Рике с хохолком»: умный, но некрасивый принц полюбил красивую, но очень глупую принцессу. Он одаряет ее умом, а сам становится красавцем), Мальчик с пальчик и его братья, а за ними Людоед и Людоедка (Ш. Перро «Мальчик с пальчик»), фея Карабос на своей тачке, запряженной мышами, наконец, добрые феи: Кандид, Виолант, фея Канареек и фея Сирени со своими свитами.
Pas de quarte — танец четырех. Выступают Золушка и принц Фортюне, Голубая птица и принцесса Флорина. Вначале исполняется общее Адажио с мелодией, подражающей пению фантастической птицы (дуэт флейты и кларнета)..
Поставлен балет впервые на сцене Мариинского театра в Петербурге 3. 01. 1890 г. балетмейстер М.Петипа, художники Г.Левот, И.П.Андреев, К.М.Иванов, М.А.Шишков, М.И.Бочаров (декорации), И.А.Всеволожский (костюмы), дирижер Р.Дриго; Аврора — К.Брианца, Дезире — П.А.Гердт, фея Сирени — М.М.Петипа.
Источник