Жар-птица
Реконструкция Андриса Лиепы (1994)
Декорации и костюмы Анны Нежной, Анатолия Нежного
на основе оригинальных эскизов Александра Головина, Льва Бакста и Михаила Фокина
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Егор Карташов
Краткое содержание
Среди скал, на горе, стоит замок злого царя Кащея Бессмертного. Чтобы никто не проник к Кащею, не похитил из замка его пленных красавиц царевен, чтобы никто не украл золотых плодов из волшебного сада, замок обнесен золотою резною решеткой, а сад – высокой каменной стеною.
Жар-птица летает по саду. Иван-Царевич в погоне за птицей проникает в сад через высокую каменную ограду.
В глубине сада видит Иван целый забор из окаменелых витязей. Это юноши, проникшие в страшное царство, чтобы освободить, чтобы спасти своих невест, похищенных злым Кащеем. Все они погибли, все стоят недвижными камнями, мохом обросли. Но забывает об этих ужасах Иван-царевич, ослепленный Жар-птицей. Сперва он хочет подстрелить ее, а потом решает поймать живьем. Когда Жар-птица подлетает к дереву с золотыми яблоками и начинает клевать их, ловит ее царевич. Трепещет, бьется в руках его птица, молит отпустить. Царевич держит крепко, не пускает. Но птица-дева так жалобно просит, так стонет, что доброму Ивану становится ее жалко. Выпускает он птицу на волю, а она за это дарит ему огненное перо. «Оно тебе пригодится», – говорит Жар-птица и улетает. Прячет перо за пазуху царевич и уже хочет уйти, лезет через забор, но открываются двери в замке и появляются двенадцать прекрасных царевен, а за ними самая красивая – царевна Ненаглядная Краса. Тайком от злого царя, при свете луны выбегают ночью они в сад порезвиться, с яблоками поиграть, не видят девушки царевича, яблоками перебрасываются, смехом заливаются. Залетело яблочко царевны Ненаглядной Красы в куст. Она за ним, а из куста царевич выходит, кланяется, яблочко подает. Пугаются девушки, отбегают. Но уж очень красив царевич, и учтив, и скромен. Полюбился он девушкам, а особенно – Ненаглядной Красе, и принимают они его в свои игры-хоровод. Не замечают, как наступает рассвет.
Светлеет. Переполошились девушки, убегают в замок. Царевич за ними. Но Ненаглядная Краса останавливает его, предупреждает, что ждет его гибель, если пройдет он через золотые ворота, закрывает их и убегает. Но царевич так полюбил, Ненаглядную Красу, что решает проникнуть за нею, ничего не боится. Как только он разрубает ворота своей саблей, раздаются волшебные трезвоны, все царство просыпается, и из замка, по горе катятся всякие страшилища, слуги Кащея. Хватают царевича. Силен Иван, стряхивает с себя гадов, но несметная сила поганого царства облипает его, одолевает. Появляется сам Кащей, старый, страшный. Зовет Ивана к допросу. Смиряется царевич, шапку снимает, но как увидел противную рожу колдуна, не выдержал – плюнул. Взвизгнуло, зарычало все поганое царство. Ставят царевича к стене. Выбегает царевна, просит царя простить Ивана, но Кащей начинает его уже в камень превращать. Погиб бы Иван, да вспомнил о пере огненном. Хватает перо, машет, и прилетает ему на помощь Жар-птица. Всех она ослепляет, всех крутит, в пляс бросает. Пляшут уроды, удержаться не могут. Сам царь Кащей пляшет. Всех до упаду уморила Жар-птица, на землю шлепнула, а потом плавно над ними, лежащими, в колыбельной колышется. С боку на бок поганые переваливаются, все с царем своим засыпают. Жар-птица подводит царевича к дуплу. В дупле – ларец, в ларце – яйцо, а в яйце – смерть Кащея. Достает царевич яйцо, жмет его – Кащея корежит; с руки в руку перебрасывает – Кащей со стороны в сторону летает; разбивает яйцо о землю – Кащей рассыпается.
Исчезает поганое царство. На месте его город христианский вырастает, замок в храм превращается. Каменные витязи оживают. Каждый из них находит свою невесту – царевну, ту, за которой к страшному Кащею проник, за которую лютую смерть принял. Находит и Иван-царевич свою возлюбленную, царевну Ненаглядную Красу. Объявляет ее своей женой – царицей освобожденного царства. Михаил Фокин
С этого балета началась карьера Игоря Стравинского. Первый заказ на сочинение, дебют на театральной сцене и сразу шумное внимание к дебютанту. Никому не известный начинающий композитор после парижской премьеры «Жар-птицы» встал в один ряд с главными ньюсмейкерами передового европейского искусства. Счастливый билет – предложение написать балет для «Русских сезонов» – Стравинский получил от Дягилева, не дождавшегося к назначенному сроку партитуры от проверенного в русской сказочной теме композитора Лядова. А веру в начинающего Стравинского чуткому на таланты импресарио вселило знакомство с его Фантастическим скерцо для симфонического оркестра, музыка которого «горела, пылала, бросала искрами», как вспоминал хореограф Фокин, задумавший «огневой образ» Жар-птицы. Стравинский сочинял музыку балета по уже готовому либретто, выполняя пожелания ясно видевшего будущий спектакль Фокина. Сочная красочность тем Жар-птицы, русская женственность хоровода царевен и ритмическое буйство «Поганого пляса Кащеева царства» рождались в совместных обсуждениях композитора, хореографа и художников спектакля, Головина и Бакста. В 1910 году они сочиняли русскую сказку на экспорт и покорили ею Париж. А в России «Жар-птица» Стравинского впервые прозвучала только в 1921 году в авангардной постановке Федора Лопухова. Спектакль в хореографии Фокина, для которого и писалась партитура Стравинским, появился в репертуаре Мариинского театра лишь в конце ХХ века. Ольга Макарова
Источник
Балет «Жар-птица» Стравинского. Редкие фото первой постановки
100 лет назад состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Жар-птица». Балет был впервые показан 25 июня 1910 года на сцене парижской «Гранд-опера». Этот день можно считать точной датой начала мировой славы Стравинского.
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанк 100 лет назад состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Жар-птица». Балет был впервые показан 25 июня 1910 года на сцене парижской «Гранд-опера». Этот день можно считать точной датой начала мировой славы Стравинского.
На фото: Тамара Карсавина (слева) и Адольф Больм (справа) в балете Стравинского «Жар-птица».
100 лет назад состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Жар-птица». Балет был впервые показан 25 июня 1910 года на сцене парижской «Гранд-опера». Этот день можно считать точной датой начала мировой славы Стравинского.
На фото: Тамара Карсавина (слева) и Адольф Больм (справа) в балете Стравинского «Жар-птица».
© РИА Новости | Перейти в медиабанк Замысел балета «Жар-птица» не принадлежал самому Стравинскому. Балет был заказан ему Сергеем Дягилевым, когда либретто было уже готово.
На фото: 1921 год. балетмейстер Сергей Дягилев (справа) и композитор Игорь Стравинский (слева).
Замысел балета «Жар-птица» не принадлежал самому Стравинскому. Балет был заказан ему Сергеем Дягилевым, когда либретто было уже готово.
На фото: 1921 год. балетмейстер Сергей Дягилев (справа) и композитор Игорь Стравинский (слева).
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанк Либретто было написано Бенуа, Ремизовым, Головиным и Бакстом. Хореографом первой постановки выступил Михаил Фокин.
На фото: Сцена из балета Игоря Стравинского «Жар-Птица». Исполняют артисты Михаил Фокин (на заднем плане) и Тамара Карсавина (на переднем плане).
Либретто было написано Бенуа, Ремизовым, Головиным и Бакстом. Хореографом первой постановки выступил Михаил Фокин.
На фото: Сцена из балета Игоря Стравинского «Жар-Птица». Исполняют артисты Михаил Фокин (на заднем плане) и Тамара Карсавина (на переднем плане).
© РИА Новости | Перейти в медиабанк Ведущую партию в этом балете должна была танцевать Анна Павлова, но по ряду причин её отношения с Дягилевым испортились, и она покинула труппу. В «Жар-птице» Павлову заменила Тамара Карсавина.
На фото: танцовщица Тамара Карсавина в костюме Жар-птицы в балете Игоря Стравинского «Жар-птица».
Ведущую партию в этом балете должна была танцевать Анна Павлова, но по ряду причин её отношения с Дягилевым испортились, и она покинула труппу. В «Жар-птице» Павлову заменила Тамара Карсавина.
На фото: танцовщица Тамара Карсавина в костюме Жар-птицы в балете Игоря Стравинского «Жар-птица».
© РИА Новости / Озерский | Перейти в медиабанк Фокин использовал высокий прыжок Карсавиной. Ее Жар-птица разрезала сцену как молния, и, по словам Бенуа, походила на «огненного феникса». А когда птица оборачивалась девой, в ее пластике появлялась восточная истома, ее порыв как бы таял в изгибах тела, в извивах рук. «Жар-птица» Тамары Карсавиной стала одним из символов своего времени.
На фото: Тамара Карсавина в роли Жар-птицы в балете Игоря Стравинского «Жар-птица».
Фокин использовал высокий прыжок Карсавиной. Ее Жар-птица разрезала сцену как молния, и, по словам Бенуа, походила на «огненного феникса». А когда птица оборачивалась девой, в ее пластике появлялась восточная истома, ее порыв как бы таял в изгибах тела, в извивах рук. «Жар-птица» Тамары Карсавиной стала одним из символов своего времени.
На фото: Тамара Карсавина в роли Жар-птицы в балете Игоря Стравинского «Жар-птица».
На фото: 1910 год. Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Игоря Стравинского «Жар-птица».
На фото: 1910 год. Леон Бакст. Эскиз костюма к балету Игоря Стравинского «Жар-птица».
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанк В 1931 году оформлением этого балета, в постановке того же Михаила Фокина, занимался Иван Билибин. Спектакль был поставлен для театра Colon в Буэнос-Айресе.
На фото: русский график и театральный художник Иван Билибин в мастерской скульптора Поповой среди художников и портных, выполнивших по его эскизам костюмы и маски к балету Игоря Стравинского «Жар-птица».
В 1931 году оформлением этого балета, в постановке того же Михаила Фокина, занимался Иван Билибин. Спектакль был поставлен для театра Colon в Буэнос-Айресе.
На фото: русский график и театральный художник Иван Билибин в мастерской скульптора Поповой среди художников и портных, выполнивших по его эскизам костюмы и маски к балету Игоря Стравинского «Жар-птица».
© РИА Новости / Леон Дубильт | Перейти в медиабанк В 60-х годах ХХ века Большой театр обратился к наследию Михаила Фокина. На сцене Кремлевского дворца съездов (ныне — Государственный Кремлевский дворец) был поставлен знаменитый балет «Жар-птица».
На фото: 1965 год. Сцена из балета Игоря Стравинского «Жар-птица» в постановке Государственного академического Большого театра.
В 60-х годах ХХ века Большой театр обратился к наследию Михаила Фокина. На сцене Кремлевского дворца съездов (ныне — Государственный Кремлевский дворец) был поставлен знаменитый балет «Жар-птица».
На фото: 1965 год. Сцена из балета Игоря Стравинского «Жар-птица» в постановке Государственного академического Большого театра.
© РИА Новости / Леон Дубильт | Перейти в медиабанк Спустя почти полвека после первой постановки главную партию в балете «Жар-птица» исполнила Майя Плисецкая.
На фото: Народная артистка СССР Майя Плисецкая в роли Жар-птицы в сцене из балета Игоря Стравинского «Жар-птица».
Спустя почти полвека после первой постановки главную партию в балете «Жар-птица» исполнила Майя Плисецкая.
На фото: Народная артистка СССР Майя Плисецкая в роли Жар-птицы в сцене из балета Игоря Стравинского «Жар-птица».
Версия 2023.1 Beta
© 2023 МИА «Россия сегодня»
Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года.
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Правила использования материалов
Политика конфиденциальности
Главный редактор: Гаврилова А.В.
Адрес электронной почты Редакции: internet-group@ria.ru
По вопросам размещения пресс-релизов и рекламы: sales@ria.ru
Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601
Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.
Источник