alindomik
25 июня 1910 года в парижском Гранд-опера состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Жар-птица».Балет «Жар-птица» – одно из ранних произведений Игоря Стравинского и первый балет на русскую тему в антрепризе выдающегося организатора «Русских сезонов» в Париже Сергея Дягилева. Идея создания сценического произведения такой тематики возникла в среде художников, театральных и литературных деятелей, связанных с антрепризой Сергея Дягилева, которые считали, что для поднятия престижа русского балета необходимо создать и показать в Париже русскую балетную сказку.
Хореограф Михаил Фокин в своих «Мемуарах» так рассказывает о возникновении замысла балета: «Не хватало балета из русской жизни или на тему из русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные обработки русской сказки были уже использованы для сцены (главным образом Римским-Корсаковым в его операх).Все образы народной фантазии уже прошли на сцену. Только образ Жар-птицы оставался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица – самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету.
Я взялся соединить различные народные сказки и сочинил по ним либретто».
Дягилев предложил композитору Анатолию Лядову написать музыку на либретто Михаила Фокина на сюжет «Жар-птицы», который был создан в свою очередь по мотивам русских сказок. Тот согласился, но вскоре потерял к работе интерес, а в результате подвел своих заказчиков. Времени оставалось совсем мало. И тогда Дягилев решил рискнуть и доверил эту работу молодому композитору Игорю Стравинскому, которым заинтересовался еще раньше, услышав его «Фантастическое скерцо».Стравинский опасался, что не справится с работой и не оправдает ожиданий Дягилева. Тот, в свою очередь, не сомневался в успехе. Вскоре молодой композитор создал одноактный балет в двух картинах.
Премьера балета под названием L\\\\\\\\’Oiseau de feu состоялась 25 июня 1910 г. во время Русских сезонов в Париже на сцене Гранд-опера. В подготовке парижской премьеры балета участвовали Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Лев Бакст, Александр Бенуа. Костюмы Жар птицы и Царевны Ненаглядной красы были созданы художником Львом Бакстом, декорации и остальные костюмы – Александром Головиным. Оформление Головина, стилизованное в духе эстетических идей «серебряного века», привело в восхищение парижского зрителя.Жар-птицу танцевала Тамара Карсавина, Ивана-царевича сам Фокин, царевну Ненаглядную красу – Вера Фокина, Кащея Бессмертного – Алексей Булгаков.
Фокин четко разделил образы Жар-птицы, царевен и Поганого царства. Жар-птица танцевала на пуантах, ее танец строился на движениях классического танца; земной пластикой были наделены царевны они танцевали босиком, а для свиты в «Поганом плясе» балетмейстер использовал уродливую, противоестественную пластику. Танцы различных групп сопровождались различными музыкальными инструментами. Новые выразительные средства по-новому раскрывали образы. Например, Жар-птица не очеловечивалась, а, наоборот, противопоставлялась людям – царевнам и приближалась к фантастическим, сказочным существам из русской народной поэзии.Оркестром дирижировал французский композитор и дирижер Анри Констан Габриель Пьерне.
Успех балета превзошел все ожидания. Экзотичностью, красочностью, таинственностью «Жар-птица» ошеломила и околдовала Париж, который рукоплескал русскому балету. Парижские журналисты в самых восторженных словах описывали спектакль, подчеркивая органическое соединение музыки, живописи и хореографии.Балет признали «чудом восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами», началом новой эпохи в музыке и хореографии балетного театра. В едином ключе работали здесь композитор и балетмейстер. Это сказалось на музыкально-пластическом решении спектакля: образы хореографические и музыкальные дополняли в нем друг друга.На спектакль собралось высшее артистическое общество. Были писатели Марсель Пруст, Жан Жироду, актриса Сара Бернар, композиторы Клод Дебюсси, Рихард Штраус.Несмотря на то, что в этом произведении еще очень велико влияние музыки Римского-Корсакова, парижскую публику покорила как раз яркость и красочность самобытного стиля Игоря Стравинского.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
В современном варианте:Хореография — Б.ЭйфманГ.Комлева, В.Бударин, А.Иваненко — 1978
Источник
Балетный спектакль жар птица
И. Стравинский балет «Жар-птица»
«Жар-птица» – это яркий и красочный балет И.Ф. Стравинского на сказочную тему, который был написан по заказу С.П. Дягилева для «Русских сезонов» . Основная часть либретто была создана талантливейшим балетмейстером М. Фокиным , однако, многократно вносились изменения, и для этого было привлечено много талантливых художников, писателей и даже знатоков словесности.
В основе сюжета «Жар-птицы» лежат русские сказки о Кощее Бессмертном, а также Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке. Помимо этого, балетмейстер добавил хороводы плененных девушек из произведения Ф. Сологуба «Ночные пляски».
Краткое содержание балета Стравинского «Жар-птица» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица
Краткое содержание
Иван-царевич отправляется на поиски украденной невесты по имени Краса Ненаглядная. Он узнал, что она находится в замке Кощея Бессмертного. Отважный юноша находит это место и проникает внутрь. Там он встречает сказочную Жар-птицу, которая прилетела полакомиться золотыми яблочками. Иван-царевич не растерялся и схватил огненную птицу за хвост. Жар-птица стала просить отпустить ее на волю, что юноша и сделал. В знак благодарности, диковинная птичка помогла Ивану-царевичу одолеть Кощея, погибель которого таилась в иголке, спрятанной в яйцо. Как только со злодеем было покончено, развеялись его чары и Иван-царевич выпустил всех узников, в том числе и свою любимую невесту Красу.
Продолжительность спектакля |
I Акт |
50 мин. |
Интересные факты
- Удивительно, но с балетом «Жар-птица» связано много интересных фактов. Так, например, Игорь Стравинский – это третий по счету композитор, который приступил к написанию партитуры балета, так как два предыдущих – А. Лядов и Н. Черепнин не справились с этим заказом. В результате, Дягилев был вынужденно искать нового музыканта и выбор пал на Стравинского. Сам Игорь Федорович отмечал в своих мемуарах, что это было весьма лестное предложение, на которое он тут же согласился, несмотря на ограниченные сроки.
- Кстати о сроках, балет И. Стравинский закончил вовремя, однако, к заявленной дате все же не все было готово. Тогда Дягилев решил пойти на небольшую хитрость и, несмотря на заявленную «Жар-птицу», на сцене исполнялся номер из « Спящей красавицы», который был практически неизвестен парижской публике. Об этом обстоятельстве знали лишь близкие и люди, работавшие с Дягилевым.
- Партитура балета имеет посвящение Андрею, сыну Римского-Корсакова, так как Стравинский работал над своим произведением на даче у этого известного семейства.
- Музыка спектакля начинается очень необычно, с очень тихого и вкрадчивого звучания оркестра. Такой прием раскритиковал композитор Р. Штраус, заметив, что начинать произведение надо ярко, смело заявив о себе. Однако, Стравинский не стал ничего менять в партитуре.
- На первой премьере «Жар-птицы» случайно произошел конфуз. Дягилеву пришло в голову оживить спектакль и вывести на сцену лошадей. Животные, оказавшись в центре, начали ржать и совершенно не слушались. Все бы ничего, но одна из лошадок, видимо от большого страха, оставила после себя дурно пахнущую визитку, что вызвало бурный хохот у зрителей. К слову, в зале на тот момент собралась только фешенебельная публика, в числе которых было много знаменитостей.
- Тамара Туманова, некогда исполнявшая роль Жар-птицы в Мельбурне, поддерживала дружеские отношения с известными живописцами Пабло Пикассо и Марком Шагалом.
- Несколько эскизов костюмов для премьерной постановки разработал известный художник Л.С. Бакст.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Игорь Стравинский «Жар-птица»
- Симфоническая музыка
- Балет
- Классические балеты
- Баядерка
- Дон Кихот
- Жар-птица
- Жизель
- Корсар
- Лебединое озеро
- Ромео и Джульетта
- Спартак
- Эсмеральда
- Гаянэ
- Раймонда
- Петрушка
- Сильфида
- Весна священная
- Шопениана
- Медный всадник
- Красный мак
- Ярославна
- Кармен-сюита
- Марко Спада
- Светлый ручей
- Коппелия
Копирование материалов допускается только с ссылкой на страницу сайта
Copyright © 2020 soundtimes.ru. All Rights Reserved
Источник
- Классические балеты