Балеты фокина жар птица

Балет «Жар-птица» — «чудо восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами»

История создания балета и четыре варианта постановки.

Балет «Жар-птица» – одно из ранних произведений Игоря Стравинского и первый балет на русскую тему в антрепризе выдающегося организатора «Русских сезонов» в Париже Сергея Дягилева.

Идея создания сценического произведения такой тематики возникла в среде художников, театральных и литературных деятелей, связанных с антрепризой Сергея Дягилева, которые считали, что для поднятия престижа русского балета необходимо создать и показать в Париже русскую балетную сказку.

Хореограф Михаил Фокин в своих «Мемуарах» так рассказывает о возникновении замысла балета: «Не хватало балета из русской жизни или на тему из русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные обработки русской сказки были уже использованы для сцены (главным образом Римским-Корсаковым в его операх).

Майами Сити Балет-это захватывающая новая постановка любимой классики. Вдохновленное русским фольклором, это уникальное видение раскрывает всю драматичность и волшебство, лежащие в основе одной из величайших сказок мира.

Все образы народной фантазии уже прошли на сцену. Только образ Жар-птицы оставался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица – самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету. Я взялся соединить различные народные сказки и сочинил по ним либретто».

Дягилев предложил композитору Анатолию Лядову написать музыку на либретто Михаила Фокина на сюжет «Жар-птицы», который был создан в свою очередь по мотивам русских сказок. Тот согласился, но вскоре потерял к работе интерес, а в результате подвел своих заказчиков. Времени оставалось совсем мало. И тогда Дягилев решил рискнуть и доверил эту работу молодому композитору Игорю Стравинскому, которым заинтересовался еще раньше, услышав его «Фантастическое скерцо».

Нина Ананиашвили, Андрис Лиепа
(Балет Большого Театра, Андрей Чистяков, 1997)

Стравинский опасался, что не справится с работой и не оправдает ожиданий Дягилева. Тот, в свою очередь, не сомневался в успехе. Вскоре молодой композитор создал одноактный балет в двух картинах.

Премьера балета под названием L’Oiseau de feu состоялась 25 июня 1910 г. во время Русских сезонов в Париже на сцене Гранд-опера. В подготовке парижской премьеры балета участвовали Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Лев Бакст, Александр Бенуа. Костюмы Жар‑птицы и Царевны Ненаглядной красы были созданы художником Львом Бакстом, декорации и остальные костюмы – Александром Головиным. Оформление Головина, стилизованное в духе эстетических идей «серебряного века», привело в восхищение парижского зрителя.

Читайте также:  Ао аграрная группа птицефабрика

Жар-птицу танцевала Тамара Карсавина, Ивана-царевича сам Фокин, царевну Ненаглядную красу – Вера Фокина, Кащея Бессмертного – Алексей Булгаков.

Члены Королевского Датского балета,
хореография Глена Тетли,
Королевский датский оркестр, дирижер Пол Йоргенсен

Фокин четко разделил образы Жар-птицы, царевен и Поганого царства. Жар-птица танцевала на пуантах, ее танец строился на движениях классического танца; земной пластикой были наделены царевны ‑ они танцевали босиком, а для свиты в «Поганом плясе» балетмейстер использовал уродливую, противоестественную пластику. Танцы различных групп сопровождались различными музыкальными инструментами. Новые выразительные средства по-новому раскрывали образы. Например, Жар-птица не очеловечивалась, а, наоборот, противопоставлялась людям – царевнам и приближалась к фантастическим, сказочным существам из русской народной поэзии.

Оркестром дирижировал французский композитор и дирижер Анри Констан Габриель Пьерне.

Успех балета превзошел все ожидания. Экзотичностью, красочностью, таинственностью «Жар-птица» ошеломила и околдовала Париж, который рукоплескал русскому балету. Парижские журналисты в самых восторженных словах описывали спектакль, подчеркивая органическое соединение музыки, живописи и хореографии.

Морис Бежар (балет Парижской оперы)

Балет признали «чудом восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами», началом новой эпохи в музыке и хореографии балетного театра. В едином ключе работали здесь композитор и балетмейстер. Это сказалось на музыкально-пластическом решении спектакля: образы хореографические и музыкальные дополняли в нем друг друга.

На спектакль собралось высшее артистическое общество. Были писатели Марсель Пруст, Жан Жироду, актриса Сара Бернар, композиторы Клод Дебюсси, Рихард Штраус.

Несмотря на то, что в этом произведении еще очень велико влияние музыки Римского-Корсакова, парижскую публику покорила как раз яркость и красочность самобытного стиля Игоря Стравинского.

Рубрики: Музыка/Классическая музыка
Танец/Балет
Музыка/История известных произведений

Метки: Стравинский Жар-птица история создания

Процитировано 9 раз
Понравилось: 20 пользователям

Источник

Балет «Жар-птица» — «чудо восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами»

История создания балета и четыре варианта постановки.

Читайте также:  Болезнь томатов птичий глаз

Балет «Жар-птица» – одно из ранних произведений Игоря Стравинского и первый балет на русскую тему в антрепризе выдающегося организатора «Русских сезонов» в Париже Сергея Дягилева.

Идея создания сценического произведения такой тематики возникла в среде художников, театральных и литературных деятелей, связанных с антрепризой Сергея Дягилева, которые считали, что для поднятия престижа русского балета необходимо создать и показать в Париже русскую балетную сказку.

Хореограф Михаил Фокин в своих «Мемуарах» так рассказывает о возникновении замысла балета: «Не хватало балета из русской жизни или на тему из русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные обработки русской сказки были уже использованы для сцены (главным образом Римским-Корсаковым в его операх).

Майами Сити Балет-это захватывающая новая постановка любимой классики. Вдохновленное русским фольклором, это уникальное видение раскрывает всю драматичность и волшебство, лежащие в основе одной из величайших сказок мира.

Все образы народной фантазии уже прошли на сцену. Только образ Жар-птицы оставался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица – самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету. Я взялся соединить различные народные сказки и сочинил по ним либретто».

Дягилев предложил композитору Анатолию Лядову написать музыку на либретто Михаила Фокина на сюжет «Жар-птицы», который был создан в свою очередь по мотивам русских сказок. Тот согласился, но вскоре потерял к работе интерес, а в результате подвел своих заказчиков. Времени оставалось совсем мало. И тогда Дягилев решил рискнуть и доверил эту работу молодому композитору Игорю Стравинскому, которым заинтересовался еще раньше, услышав его «Фантастическое скерцо».

Нина Ананиашвили, Андрис Лиепа
(Балет Большого Театра, Андрей Чистяков, 1997)

Стравинский опасался, что не справится с работой и не оправдает ожиданий Дягилева. Тот, в свою очередь, не сомневался в успехе. Вскоре молодой композитор создал одноактный балет в двух картинах.

Премьера балета под названием L’Oiseau de feu состоялась 25 июня 1910 г. во время Русских сезонов в Париже на сцене Гранд-опера. В подготовке парижской премьеры балета участвовали Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Лев Бакст, Александр Бенуа. Костюмы Жар‑птицы и Царевны Ненаглядной красы были созданы художником Львом Бакстом, декорации и остальные костюмы – Александром Головиным. Оформление Головина, стилизованное в духе эстетических идей «серебряного века», привело в восхищение парижского зрителя.

Читайте также:  Вид кровеносной системы птицы

Жар-птицу танцевала Тамара Карсавина, Ивана-царевича сам Фокин, царевну Ненаглядную красу – Вера Фокина, Кащея Бессмертного – Алексей Булгаков.

Члены Королевского Датского балета,
хореография Глена Тетли,
Королевский датский оркестр, дирижер Пол Йоргенсен

Фокин четко разделил образы Жар-птицы, царевен и Поганого царства. Жар-птица танцевала на пуантах, ее танец строился на движениях классического танца; земной пластикой были наделены царевны ‑ они танцевали босиком, а для свиты в «Поганом плясе» балетмейстер использовал уродливую, противоестественную пластику. Танцы различных групп сопровождались различными музыкальными инструментами. Новые выразительные средства по-новому раскрывали образы. Например, Жар-птица не очеловечивалась, а, наоборот, противопоставлялась людям – царевнам и приближалась к фантастическим, сказочным существам из русской народной поэзии.

Оркестром дирижировал французский композитор и дирижер Анри Констан Габриель Пьерне.

Успех балета превзошел все ожидания. Экзотичностью, красочностью, таинственностью «Жар-птица» ошеломила и околдовала Париж, который рукоплескал русскому балету. Парижские журналисты в самых восторженных словах описывали спектакль, подчеркивая органическое соединение музыки, живописи и хореографии.

Морис Бежар (балет Парижской оперы)

Балет признали «чудом восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами», началом новой эпохи в музыке и хореографии балетного театра. В едином ключе работали здесь композитор и балетмейстер. Это сказалось на музыкально-пластическом решении спектакля: образы хореографические и музыкальные дополняли в нем друг друга.

На спектакль собралось высшее артистическое общество. Были писатели Марсель Пруст, Жан Жироду, актриса Сара Бернар, композиторы Клод Дебюсси, Рихард Штраус.

Несмотря на то, что в этом произведении еще очень велико влияние музыки Римского-Корсакова, парижскую публику покорила как раз яркость и красочность самобытного стиля Игоря Стравинского.

Рубрики: Музыка/Классическая музыка
Танец/Балет
Музыка/История известных произведений

Метки: Стравинский Жар-птица история создания

Процитировано 9 раз
Понравилось: 20 пользователям

Источник

Оцените статью