Анализ поэтического сборника Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина» :: сочинение по литературе на Спринт-Олимпик.Ру
Константин Бальмонт – одно из первых имён, прогремевших в русском символизме XX века. Этот поэт известен как создатель многочисленных стихов, переводов, эссе, статей по теории искусства. Почти целое десятилетие Бальмонт властвовал над русской поэзией. В каждом своём проявлении – слове, шаге, жесте, взгляде – этот индивидуалист не просто похож на поэта, — он сам есть поэт от природы, перед которым, по его же словам, другие стихотворцы – предтечи.
Как истинный символист, Бальмонт, прежде всего, мыслитель. Возносящийся над действительностью, он наполняет каждую новую поэтическую строку вдохновенной мечтой, мечта обрастает символом, символ – образом, образ – вселенской философией. Бальмонт Бог в символизме, на фоне которого многим поэтам приходилось отстаивать своё место на литературной арене двадцатого столетия. Текст за текстом, сборник за сборником он, словно питаясь энергией собственной литературной славы, наращивает свой успех у ценителей поэтического слога. Так было в период с 1894 по 1906 годов – времени заслуженной популярности у читателя. А дальше… явился миру новый поэтический сборник под парадоксальным названием «Жар-птица. Свирель славянина», ставший особенной, неповторимой, страницей в творческой биографии Бальмонта.
Бальмонтовские стихи многолики, как и сам автор, причудливо сочетавший в своём характере привлекательную детскую непосредственность и отпугивающую бесовщинку, холодное изысканное актёрство и лавину трепещущих чувств, врождённую интеллигентность и площадную дерзость. И нет, наверное, другого человека, так искренне упоённого собственным талантом. Бальмонт дерзнул провозгласить себя основоположником славянского лирического самосознания, которое, как он сам пишет в своём письме к Валерию Брюсову, в «Жар-птице…» появилось впервые. Седьмой поэтический сборник «Жар-птица…» увидел свет в 1907 году, благодаря издательству «Скорпион».
В этой книге слышна перекличка с неославянофильскими отголосками в символизме второй половины столетия. Автора словно и притягивает, и отталкивает стремление от символов к мифам, к желанному проникновению в тайну души народной. А мистические бездны то раскрывают перед ним свои объятия, то не принимают его. Уже известные тропы в русском символизме Бальмонта не привлекают, и он начинает поиски своего Я-пути в поэзии. Его стихи не спутать ни с чьими другими.
В «Жар-птице…» автор определяет для самого себя сложнейшую задачу: по известным отрывкам былин народных, заговоров, мифов языческих, как мозаику, собрать психологический портрет древних славян с их психологией и мировоззрением. Бальмонт стремится к созданию образа Новой России, в которую он свято верил всегда. Верил он и в то, что настанет час свободы славянина, который из золотой узорной чаши станет наслаждаться светлым мёдом позии, становясь ближе к истинному искусству. Вдохновлённый народной идеей автор отправляет своё детище в Москву, веря в успех нового сборника.
Книга состоит из четырёх разделов: о народных заговорах – «Ворожба», о славянских легендах и преданиях – «Зыби глубинные», о русских былинах – «Живая вода», о языческих мифах славян – «Тени богов светлоглазых». Каждый из разделов открывается читателю эпиграфом, представляющим собой символ-знак в виде камня – хризолита, горного хрусталя, рубина, изумруда. Их четыре, и в этом поэт видит символическую философию и желанное четверогласие.
Не обошлось и без фольклорных корней «Жар-птицы…» – сказаний о семейном быте славянских предков, русских древних стихотворений Кирши Данилова, сборника Рыбникова с текстами народных песен. Сам образ «Жар-птицы» — сказочный образ, воплощающий в себе мечту народа о светлом будущем и жаркую славянскую душу, гостеприимно открывающуюся навстречу правде, вере, любви и надежде. Свирель у Бальмонта не просто музыкальный инструмент, это символ с истинно славянскими корнями, отражающий врождённый талант русского народа, причастного к пониманию настоящего искусства…
Таков был глубинный замысел Бальмонта. Но отзывы корифеев поэзии оказались неприветливы: автора обвинили в излишней «причёсанности» народных текстов, которые Бальмонт сделал более художественными в ущерб самобытности.
Таким образом, седьмой сборник, отнявший у автора много душевных сил и воплотивший его мечту, в литературно-критических кругах был назван пародией на народную поэзию и явился примером неудачного литературного эксперимента талантливого поэта-символиста.
Сочинения Анализ стихотворения Бальмонта «Завет бытия» :: сочинение по литературе на Спринт-Олимпик.Ру
Сочинения Анализ поэтического сборника Бальмонта «Зелёный вертоград. Слова поцелуйные» :: сочинение по литературе на Спринт-Олимпик.Ру
Источник
Сборник Жар-птица. Свирель славянина
Произведение Жар-птица. Свирель славянина полностью
Читать сборник Жар-птица. Свирель славянина онлайн
Константин Бальмонт. ЖАР-ПТИЦА. Свирель славянина. 1906 — Лето | ||
«Народные поверья…» | 09.04.13 | |
ВОРОЖБА. Знак: ХРИЗОЛИТ | 09.04.13 | |
ЗЫБИ ГЛУБИННЫЕ. Знак: ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ | 09.04.13 | |
ЖИВАЯ ВОДА. Знак: КРАСНЫЙ РУБИН | 09.04.13 | |
ТЕНИ БОГОВ СВЕТЛОГЛАЗЫХ. Знак: ИЗУМРУД | 09.04.13 |
ПОСВЯЩЕНИЕ Солнечной Нинике, с светлыми глазками — Этот букетик из тонких былинок. Ты позабавишься Фейными сказками, После блеснешь мне зелеными глазками,— В них не хочу я росинок. Вечер далек, и до вечера встретится Много нам, гномы, и страхи, и змеи, Чур, не пугаться,— а если засветятся Слезки, пожалуюсь Фее. К. Бальмонт Sillamä ggi Estl. 1905. Sept. 7.
Настоящий том представляет собой антологию русской поэзии начала XX века (дооктябрьского периода). Стихи расположены или в порядке, как они были опубликованы в авторских сборниках, из которых они перепечатаны, или в хронологическом порядке. Под каждым названием книги стихов поэта указывается дата ее первой публикации. Если это возможно, под стихотворением указывается дата его создания — авторская или (в угловых скобках) установленная исследователями творчества поэта.
В сборник вошли следующие стихи:»Соперники», «Осень», «Я вольный ветер, я вечно вею. «, «Кто кого», «Безглагольность», «Я мечтою ловил уходящие тени. «, «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце. «, «Я люблю далекий свет от весла. «, «Ветер», «Я с ужасом теперь читаю сказки. «, «Дурной сон», «Минута», «Я не знаю мудрости», «Нет дня, чтоб я не думал о тебе. «, «Мой друг, есть радость и любовь. «, «Долины сна», «Фантазия», «Уходит светлый май», «Камыши», «Челн томленья», «Я буду ждать. «, «Лунный свет», «О, женщина, дитя, привыкшее играть. «, «Ковыль», «Лебедь», «Другу», «Люби», «Смотри, как звезды в вышине. «, «Солнце удалилось. «, «Утром встав, вопрошаю. «, «Чертовы качели», «Скорпион»,…
«Будем как солнце. Книга символов» — шестой поэтический сборник К. Д. Бальмонта, вышедший в 1903 году в московском издательстве «Скорпион». Книга «Будем как солнце» явилась (согласно М. Стаховой) попыткой создать космогоническую картину мира, в центре которого находится Солнце, вечный источник всего живого. Весь сборник был проникнут пантеистическими мотивами поклонения стихийным силам — Луне, звёздам, ветру, огню, воде («Гимн огню», «Воззвание к океану», «Ветер», «Завет бытия» и др.). Наряду с космогоническими мотивами в сборнике нашла отражение столь излюбленная поэтом теория мига, волшебного мгновения (У мысли нет орудья измерить глубину / Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну. / Лишь есть…
Так больше продолжаться не могло. Лучше что бы то ни было, лишь бы не это. Последняя степень падения и немощи. Лучше смерть. И смерть желанна. Я ждал избавления от каждого дня и каждого часа, но оно не приходило. Я ждал какой-то вести, какого-то прихода. Думал, что вот дверь откроется, и мои терзания окончатся. Ничего, никого. Ничего.
«… К. Бальмонт по праву считается одним из лучших русских поэтов. Порывистый, увлекающийся и увлекающий, он обогатил русскую поэзию целым рядом новых чувств, образов и мыслей. Брошенные им девизы продолжают жить до сих пор. …» (Н.Гумилев)«… Бальмонт прежде всего – „новый человек“. К „новой поэзии“ он пришел не через сознательный выбор. Он не отверг „старого“ искусства после рассудочной критики; он не поставил себе задачей быть выразителем определенной эстетики. Бальмонт кует свои стихи, заботясь лишь о том, чтобы они были по-его красивы, по-его интересны, и если поэзия его принадлежит „новому“ искусству, то это сталось помимо его воли. Он просто рассказывает свою душу, но душа у него из тех,…
Источник