Бальмонт жар птица 1907

Бальмонт жар птица 1907

Жар-птица. Свирель славянина [1]
1906. Лето (
фрагменты)

Народные поверья –
Неполные страницы,
Разрозненные перья
От улетевшей птицы.

Она вот тут сидела
На камне самоцветном,
И пела здесь так смело
О сне своём заветном.

О том заморском крае,
Где Море с Небом слито,
Где дума, в вечном Мае,
Цветами перевита.

Где светов зарожденье,
Где завершенье мраков,
Где видит ум сплетенье
Всего как вещих знаков.

Пропела, улетела.
Пред взором лишь зарница,
Лишь видишь – здесь блестела
Воистину Жар-Птица.

Из цикла 3 «Живая вода»
МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

Ай же ты, Микула Селянинович, Мужик,
Ты за сколько тысяч лет к земле своей привык?
Сколько долгих тысяч лет ты водил сохой?
Век придёт, и век уйдёт, вечен образ твой.
Лошадь у тебя была, некрасна на вид,
А взметнётся да заржёт, облако гремит.
Ходит, ходит, с бороздой борозда дружна.
Светел Киев, – что мне он? Пашня мне нужна.
Сколько долгих тысяч лет строят города,
Строят, нет их, – а идёт в поле борозда.
И Микула новь святит, с пашней говорит,
Ель он вывернул, сосну, в борозду валит.
Ехал тут какой-то князь, витязь что ли он,
Подивился, посмотрел, – гул в земле и стон.
«Кто ты будешь?» говорит. «В толк я не возьму.
Как тебя, скажи, назвать?» говорит ему.
А Микулушка взглянул, лошадь подхлестнул,
Крикнул весело, – в лесу стон пошёл и гул.
На нарядного того поглядел слегка,
На таких он чрез века смотрит свысока.
«Вот как ржи я напахал, к дому выволочу,
К дому выволочу, дома вымолочу.
Наварю гостям я пива, кликнут гости в торжество:
Век крестьянствовать Микуле, мир – его, земля – его!»

Я видел всю Волгу во время разлива,
От самых истоков
До Каспия гордого, чей хорош изумруд.
О, Волга повсюду красива,
В самом имени светлой царицы так много намёков,
И её заливные луга, расцветая, победно цветут.
Это — гордость Славян, это — знаменье воли для вольных,
Для раздольных умов, теснотой недовольных.
Волга, Волга, воспетая тысячи раз,
Ты качала, в столетьях, мятежников, нас.
Ты, царица всех рек, полновластно красива,
Как красив, ставший звучною былью, разбой,
Как красива гроза в высоте голубой.
Но желанней мне кротко-шуршащая жёлтая нива
Над родною Владимирской тихой рекою Окой.
И да памятно будет,
Что над этой рекою рождён был любимец веков,
Кто в былинных сердцах — и ещё — много песен пробудит,
Сильный, силы не раб, исполинский смиренник лесов.
Тот прекрасный меж витязей всех, богатырь справедливый,[3]
Кто один не кичился могучею силой своей,
И на подвиги вскормленный скудною нивой,
Был за тех, чья судьба — ждать и ждать хлебоносных стеблей.
Как заманчив он был, когда с сильным и наглым схватился,
И, его не убив, наглеца лишь взметнул в вышину,
И упавшего сам подхватил, чтобы тот не убился,
Но вперёд научился не силу лишь ведать одну.
Как заманчив он был и другой, Соловья победитель,
Разметавши надменных с их Киевской гриднею той,[4]
Кроткий, мог он восстать, как разгневанный мечущий мститель
Мог быть тихой рекой, и разливной рекою Окой.
И заманчив он был, как, прощаясь с родною рекою,
Корку чёрного хлеба пустил он по водам её,
И вскочил на коня, в три прыжка был он с жизнью иною
Но в нарядностях дней не забыл назначенье своё.

Читайте также:  Акашево птичники карта птичников

ЦЕЛЕБНАЯ КРИНИЦА

Конь Ильи копытом звонким бьет – рождается криница[5],
Ключ лесной освободился из подземного жерла.
Сам Илья в тот миг стремился, улетал в простор, как птица,
А целебная криница до сих пор в лесах светла.

Он летел, не размышляя о зиждительности бега,
Без мышленья сердцем зная, как свобода хороша.
И доныне среброводна освежительная нега,
И поет хрустальность в чащах: «Приходи испить, душа».

ТРАВА-КОСТЁР

Есть трава – растёт
Возле тихих рек.
И не каждый год
Та трава цветёт,
А когда придёт
Человек.

Рост её – стрела,
И красив узор.
Та трава была
Много раз светла,
Снова расцвела,
Как костёр.

И горит огонь
Возле тихих рек.
Мчится красный конь,
Ржет, поёт: Не тронь,
Не хватай огонь,
Человек.

С ржаньем конь скакал,
Убежал в простор.
Ярко промелькал.
Был расцветно ал,
Возле рек сверкал
Цвет-костёр.

И светла была
Влага тихих рек.
В мире весть прошла,
Что трава цвела: –
Был здесь, в мире зла,
Человек.

Богатыри родные,
В вас светят небеса,
В вас водные, степные,
Лесные голоса.

Вы детство укачали,
Как зимняя метель
Качает в снежной дали
Загрезившую ель.

Вы в отрочестве жили
Как отсвет вечных сил,
Как стебель давней были,
Который тьму пробил.

Вы юность обвенчали
С нарядною мечтой,
С глубинностью печали,
С улыбкой золотой.

Когда мечта хотела
Быть в яркой зыби дней,
Вы поглядели смело,
Жар-Птицу дали ей.

Когда в затон мечтанъя
Вошла, как тень, печаль.
Вы сделали страданье
Прозрачным, как хрусталь.

Мгновенья потонули,
Но, жезл подъявши свой,
Вы молодость вернули,
И смех, с водой живой.

И где сошлись дороги,
Ваш образ – как звезда.
Богатыри, вы боги,
Вам жить и жить всегда.

Из цикла 4 «Тени Богов светлоглазых»
СВАРОГ

Небо, носящее имя Сварога,
Небо, верховная степь голубая,
Небо, родившее Солнце, Дажьбога,
Как хорошо ты в ночах, засыпая.

Искрятся звёзды, судеб наших свечи,
Камни горят, что всегда самоцветны,
С душами ждут светозарности встречи,
С душами могут ли быть безответны.

Небо, носящее имя Сварога,
Бездна верховная, глубь голубая,
Каждую ночь мы стоим у порога,
В час как уходит Дажьбог, засыпая.

День в голубые отходит пустыни,
День наш со свитой несчётных явлений,
Свечи судеб засветились и ныне,
Будем в безгласности ждать откровений.

Небо, носящее имя Сварога,
Звёзды раскинулись к краю от краю,
Сердце, как радостно чувствовать Бога,
Сердце, ты мысль не обманешь, я знаю.

В венке из весенних цветов,
Цветов полевых,
Овеян вещаньями прошлых веков,
В одеждах волнистых, красиво-живых,
На белом коне,
Тропою своей,
Я еду, Ярило, среди Белорусских полей,
И звёздные росы сияют на мне,
Погаснут, и снова зажгутся светлей,
Под рокот громов,
В венке из весенних цветов,
Цветов полевых.

По сёлам, за мной, хороводами, девы,
«Ярило», поют, «озари нам напевы»,
Яриле слагают свой стих,
Играют мне песни, на игрищах пляшут,
Сердца расцветают в миг пляски мирской,
Там где-то работают, где-то там пашут,
А игрища – в уровень с белой сохой.
Горсть жёлтых колосьев, колосья ржаные,
Я левой рукою держу,
И маки горят, васильки голубые
Роняю я в рожь, расцвечаю межу.
По сёлам, в их избах, и тесных, и узких,
В полях беспредельных, по имени – Русских,
Являюсь я взору, и грёзе во сне.
Я между живых – как дающий забвенье.
Для них – я виденье
На белом коне,
Миг страсти, бог счастья, бог отдыхов пленных,
И вновь пробуждений и игрищ живых.
В венке из весенних цветов, не надменных,
Но вечно желанных цветов полевых.

Читайте также:  Clayton посуда птичий двор

Из цикла 3 «Живая вода»:

Из цикла 4 «Тени Богов светлоглазых»:

1. Сборник «Жар-птица. Свирель славянина» , в котором Бальмонт развивал национальную тему, вышел в 1907 году в Москве (издательство «Скорпион»).
Книга вышла в качестве 7-го тома Полного собрания стихов (часть тиража, с обложкой работы К. Сомова, была оформлена как отдельное издание) и больше не переиздавалась. В неё вошли 119 стихотворений, написанных в большинстве летом 1906 г. в Бретани в местечке Примель.
Книга состоит из 4-х частей:
1. Ворожба
2. Зыби Глубинные
3. Живая вода
4. Тени Богов светлоглазых. (вернуться)

2. «Жар-птица» – это стихотворение предваряет 4 части книги.
Сторонники мифологической школы рассматривали традиционный фольклор, обряды и суеверия как «остатки» некогда существовавшей стройной системы мифов, отражающей языческие воззрения человека на природу, прежде всего на небесные и метеорологические явления и на растительный мир. Из этого следовало, что, собирая и изучая народную дохристианскую культуру под таким углом зрения, можно реконструировать сначала «основной миф», а затем и всю языческую славянскую мифологию. Теория Бальмонта вполне соответствовала взглядам мифологов. Поэт сравнил «основной миф славянства» с Жар–птицей, от которой остались лишь перья: «Народные поверья — / Неполные страницы, / Разрозненные перья, / От улетевшей птицы. ». Основным научным пособием для поэта стали «Поэтические воззрения славян на природу» А. Н. Афанасьева. (вернуться)

3. Любимец веков. богатырь справедливый – Илья Муромец, популярнейший герой русского былинного эпоса. (вернуться)

4. Гридня – приёмная палата в княжеском дворце; здесь в смысле: княжеская дружина. (вернуться)

5. Криница – ключ, родник. (вернуться)

Источник

«Жар-птица» К. Бальмонт

  • Народные поверья…

Ворожба

  • Заговор на посажение пчёл в улей
  • Заговор на зелёную дуброву
  • Заговор против Змеи
  • Заговор ратника
  • Заговор от погасших
  • Заговор хмеля
  • Заговор любовный (В чисто поле я пойду…)
  • Заговор семи ветров
  • Заговор на тридцать три тоски
  • Заговор красной девицы
  • Заговор матери
  • Заговор охотника
  • Заговор на утихание крови
  • Заговор на путь-дорогу
  • Заговор от чёрной немочи
  • Заговор Громов
  • Заговор от сглаза
  • Заговор против смерти
  • Заговор от металлов и стрел

Зыби Глубинные

  • Между огнём и водой
  • В начале времён
  • Глубинная книга
  • Море всех морей
  • Видение царя Волота
  • Три Неба
  • Чернобыль
  • Наваждение (Жил старик со старухой, и был у них сын…)
  • Тайна сына и матери
  • Горе
  • Добрыня и Смерть
  • Стих о Горе
  • Стих про Онику Воина
  • Отчего перевелись витязи на Руси
  • Загадка
  • Три сестры
  • Нежные зори
  • Четыре источника
  • Решение Месяцев
  • Жернова
  • Колос (Рёк Атлант: Пшеничный колос – дар Венеры, как пчела…)
  • Лён (Странный сон мне ночью снился: будто всюду лён…)
  • Зарина

Живая вода

Тени Богов светлоглазых

  • Четверократность
  • Славянское древо
  • Сварог
  • Руевит
  • Ярило
  • Богиня Громовница
  • Радуга (Радуга – лук…)
  • Стрибоговы внуки
  • Стих о величестве Солнца
  • Свадьба Месяца
  • Перун (У Перуна рост могучий…)
  • Пробуждение Перуна
  • Гусли-самогуды
  • Триглав
  • Белбог и Чернобог
  • Царь Огненный Щит
  • Облачные девы
  • Велес
  • Колос Велеса
  • Праздник Зелёной Недели
  • Праздник Лады
  • Праздник весны
  • Морское Чудо
  • Морская Пани
  • Мария Моревна
  • Бог Погода
  • Берегиня
  • Бог Посвист
  • Водяной
  • Болотняник
  • Домовой
  • Солнце, Ветер и Мороз
  • Сказка Рек
  • Весёлая затворница
  • Лес
  • Лесные царьки
  • Дивьи жёны
  • Полудницы
  • Лесунки
  • Водная панна
  • Огненный дух
  • Райские птицы
  • Птицы Чернобога
  • Ворон (Ворон и дуб…)
  • Сова
  • Птица Сирин
  • Птица Стратим
  • На Камне солнцевом
  • Световит
Читайте также:  Баклан птица азовское море

Источник

Бальмонт жар птица 1907

Бальмонт, Константин Дмитриевич (1867-1942).
Жар-птица : Свирель славянина / К.Д. Бальмонт. — Москва : Скорпион, 1907. — 234, [4] с.; 22.

На обороте шмуцтит.: «Рис. обложки работы К. Сомова. Надпись М. Добужинского. Исполнено в 12 красок хромолитографией И. Кадущиным в Спб.»
Шифр хранения:
FB D 21/348
FB V 532/35
FB A 204/322
FB U 30/807
OMF Ф 1-79/12672
FB Рб 10/151
MK XII А 7/8
MK МК Тар.
MFK 801-19/664

Marc21

LDR 01815nam#a22003251i#4500
001 003731956
005 20190221122219.0
008 071130s1907####ru#####||#####|||#||rus#d
017 ##
$a VII-5307
035 ##
$a (NLR)rc\1798816
040 ##
$a RuMoRGB
$b rus
$c Prosoft-M
$e rcr
041 0#
$a rus
100 1#
$a Бальмонт, Константин Дмитриевич
$d 1867-1942
245 10
$a Жар-птица :
$b Свирель славянина
$c К.Д. Бальмонт
260 ##
$a Москва
$b Скорпион
$c 1907
300 ##
$a 234, [4] с.
$c 22
500 ##
$a На обороте шмуцтит.: «Рис. обложки работы К. Сомова. Надпись М. Добужинского. Исполнено в 12 красок хромолитографией И. Кадущиным в Спб.»
533 ##
$a Имеется микрофильм
$b Москва
$c Российская государственная библиотека
$d 2019
$e черно-белый, галогенидосеребр., безопасная основа, 1 рулон, 35 мм, норм. кратность
$n A 204/322
$3 негатив, мастер-копия, используется в технологических целях
700 1#
$a Сомов, Константин Андреевич
$d 1869-1939
$e ил.
700 1#
$a Добужинский, Мстислав Валерианович
$d 1875-1957
$e ил.
700 1#
$a Кадущин, И.
$e ил.
852 4#
$a РГБ
$b FB
$j D 21/348
$x 90
852 4#
$a РГБ
$b FB
$j V 532/35
$x 90
852 4#
$a РГБ
$b FB
$j A 204/322
$x 90
852 4#
$a РГБ
$b FB
$j U 30/807
$x 90
852 4#
$a РГБ
$b OMF
$j Ф 1-79/12672
$x 81
852 4#
$a РГБ
$b FB
$j Рб 10/151
$x 90
852 4#
$a РГБ
$b MK
$j MK XII А 7/8
$x 81
852 7#
$a РГБ
$b MK
$h МК Тар.
$x 81
852 ##
$a РГБ
$b MFK
$j 801-19/664
$x 82

Описание

Автор
Заглавие Жар-птица : Свирель славянина
Коллекции ЕЭК РГБ Каталог документов с 1831 по настоящее время
Дата поступления в ЭК 30.11.2007
Каталоги Микроформы
Сведения об ответственности К.Д. Бальмонт
Выходные данные Москва : Скорпион, 1907
Физическое описание 234, [4] с.; 22
Примечание На обороте шмуцтит.: «Рис. обложки работы К. Сомова. Надпись М. Добужинского. Исполнено в 12 красок хромолитографией И. Кадущиным в Спб.»
Язык Русский
Места хранения FB D 21/348
FB V 532/35
FB A 204/322
FB U 30/807
OMF Ф 1-79/12672
FB Рб 10/151
MK XII А 7/8
MK МК Тар.
MFK 801-19/664

Источник

Оцените статью