Тип 1 № 40
1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту текста Н. И. Сладкова.
Передайте главное содержание текста. Напишите сжатое или развёрнутое изложение (по выбору экзаменуемого). Изложение можно писать как от первого, так и от третьего лица.
Объём развёрнутого изложения — не более 300 слов. Объём сжатого изложения — от 40 до 100 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Почему надо беречь природу?
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Сколько бы я ни встречался со своими читателями-ребятами, непременно кто-нибудь да спросит: почему я пишу о природе? Действительно, почему? Вот мне уже пятьдесят лет, а я не только не собираюсь писать о чём-то ином, а, наоборот, природа, обитатели лесов, степей, пустынь, гор увлекают меня всё больше и больше.
Первая, и главная, причина, почему я пишу о природе, это, конечно, потому, что я её очень люблю. А люблю я её за красоту, за загадки, которые она нам загадывает, за мудрость её, за её бесконечное разнообразие.
Писать можно и о том, что тебя очень волнует. А волнует меня то, что мы, люди, не научились ещё прекрасную и благодатную нашу природу уважать и беречь. А если мы не будем природу уважать и беречь, то можем остаться у разбитого корыта.
Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей, даже без общения со зверьками и птицами. Именно поэтому люди устраивают зоопарки, ботанические сады, держат птиц, зверушек, рыб, ящериц у себя дома и проводят с пользой и удовольствием долгие часы, наблюдая за своими любимцами.
Это наши земляки, мы вместе с ними живём на Земле. И пока что никому не известно, есть ли ещё где-либо в огромной Вселенной жизнь. Как же не интересоваться существами, которых нигде больше нет? Как же их не беречь, не охранять?
Первая часть работы — изложение.
1. Писателя часто спрашивают, почему он пишет о природе.
2. Первая причина — любовь к природе.
3. Вторая причина кроется в волнении за судьбу природы.
4. Люди не могут обойтись без природы.
Вторая часть работы — сочинение.
Приведём пример сочинения.
Быть хозяином земли — это значит, не только брать, это значит, заботиться о ее сохранении, делать все, чтобы сберечь землю для будущих поколений.
Природа щедро отдает нам свои дары. Она кормит, одевает, радует. Но природа может и наказывать. Если бездумно строить заводы, засорять реки, вырубать леса, то зверушки будут погибать, воду из рек нельзя будет пить, а кислород вырубленные леса уже не выработают никогда.
«Не руби сук, на котором сидишь», — гласит русская пословица. Нам надо помнить об этом и беречь природу.
Критерии оценки сжатого изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для изложения, верно отразив все микротемы
Экзаменуемый не передал основное содержание текста для изложения
Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста
Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (единый критерий для оценки изложения и творческого задания)
– допущено не более одной логической ошибки, последовательность изложения не нарушена;
допущено более одной логической ошибки,
Максимальное количество баллов за изложение по критериям ИК1 — ИК3
Соответствие сочинения формулировке задания
Экзаменуемый в той или иной форме даёт ответ на вопрос
Отражение собственного мнения экзаменуемого
Экзаменуемый выразил собственное мнение по сформулированной проблеме
Аргументация экзаменуемым собственного мнения
Экзаменуемый не смог аргументировать собственное мнение
Максимальное количество баллов за выполнение творческого задания по критериям КТ1 — КТ3
Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более двух ошибок
Допущено шесть и более ошибок
Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более трёх ошибок
Допущено четыре-пять ошибок
Допущено шесть и более ошибок
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущено три ошибки
Допущено четыре-пять ошибок
Допущено шесть и более ошибок
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх ошибок
Допущено четыре-пять ошибок
Допущено шесть и более ошибок
Фактическая точность письменной речи
Источник