Берегите природу публицистический стиль

Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения в публицистическом стиле на тему «Берегите природу!»

3) углубить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, расширить кругозор, знания по экологии; подготовить к написанию сочинения в публицистическом стиле.

Литература: Е.Евтушенко «Сборник стихов», К.Паустовский «Душистый колокольчик», «Энциклопедический словарь», «Словарь русского языка» С.Ожегова.

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал.

2. Формулирование темы. Целеполагание.

У: — Сегодня урок развития речи. На уроке будут помощники, ребята, которым были даны индивидуальные задания.

-Вы спросите, на какую тему? Попробуйте догадаться, определить, о чём пойдёт речь на уроке, сами. Может, ему подскажет эпиграф?

(на экране появляется эпиграф) Слайд № 2

Наша планета хрупка и ранима,

Все ли мы помним об этом, друзья?

Мир наш беречь просто необходимо

От наших с вами следов бытия.

Что мы потомкам желаем оставить?

Грязные реки? Отравленный лес?

Может, не поздно ещё нам исправить

Действия монстра по кличке Прогресс ?

— думаю, что мы будем говорить о природе и о человеке

— мне кажется, что обсуждать мы будем проблему «Природа и человек»

— я думаю, что речь пойдёт о том, что человек должен беречь и любить природу)

— Правильно, тема урока «Берегите природу!», а наша цель – подготовиться к написанию домашнего сочинения в публицистическом стиле. Эти знания и умения для вас очень важны, т. к. они пригодятся на ГИА , ЕГЭ . (Слайд №3 с темой и целью урока) Оформление тетрадей: число, сочинение, тема.

3. Активизация знаний.

— Прежде, чем перейти непосредственно к теме, давайте вспомним какие стили и типы речи вы знаете. Укажите признаки стиля. (Развитие устной монологической речи)

А) Работа с ТЕКСТОМ №1 (Слайд №4)

Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод – ягода; опыляется при помощи насекомых.

Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространён в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов эфирное масло применяется в парфюмерии.

Текст 1 – научное описание ландыша. Нет ни авторской оценки описываемого предмета, ни отношения автора к излагаемому материалу.

— язык научный, строгий, точный. Есть специальная лексика (термины): семейство лилейных, эллипсоидальные, медицина, парфюмерия. (выписать термины в тетрадь)

Б) Работа с ТЕКСТОМ № 2 (Слайд № 5)

В лесу под зелёными сводами деревьев разлит чудный аромат – это цветёт белый, душистый колокольчик – ландыш. Пойдёмте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы – это всё ландыш!

Читайте также:  Живая природа примеры растения

— Это художественное описание ландыша. В тексте много эпитетов: чудный аромат, душистый колокольчик, нежная зелень.

— Это описание яркое, художественное. Автор любуется ландышем, выражает свои эмоции с помощью предложений распространённых, восклицательных)

В) Работа с ТЕКСТОМ № 3 (Слайд №6)

Всякое растение – живое существо, оно выделяет в воздух кислород, задерживает пыль. Там, где много растений, легко дышится. Что за чудный запах? Ландыш! Какой красивый цветок с белыми жемчужинками!

Стой, мой друг! Не рви цветов в лесу! Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придёт следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. Помни: ландыш, колокольчик, фиалка занесены в Красную книгу.

— в публицистическом. Автор призывает бережно относиться к цветам, не рвать их).

У: Убедил ли вас автор, почему не надо этого делать?

-Есть в тексте те языковые особенности публицистического стиля, о каких мы говорили?

-Молодцы. Давайте обобщим особенности публицистического стиля в таблице. Такая же таблица у вас на партах, приклейте в свои справочники. (Слайд 7)

Цель публицистического стиля — воздействовать на слушателя, читателя, привлечь его внимание к актуальным проблемам общества.

Очерки, статьи в газетах, журналах, в интернете и др.

Актуальность, логичность, эмоциональность, оценочность

Обращение, побудитель-ные, восклицательные предложения, сравнения, метафоры, лексические повторы

4. Работа над темой сочинения, основной мыслью. Особенности публицистического стиля.

Итак, цель публицистического стиля — воздействовать на слушателя, читателя, привлечь его внимание к актуальным проблемам общества.

— Ребята, как вы думаете проблема «Природа и человек» является актуальной? Почему?

— Давайте обратимся к прекрасным строкам поэта Евгения Евтушенко.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже каждую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

— Вам понятно, о каких зверях говорит поэт?

Звери внутри природы – это различные обитатели леса, водоёмов, степей…

А звери внутри себя – это жестокость, равнодушие, злоба)

У: Ребята, есть ли в этом тексте языковые особенности публицистического стиля?

-да. В тексте есть обращение «люди», есть глаголы в повелительном наклонении «берегите», «убивайте» ,восклицательные предложения, побудительные, лексические повторы)

— Итак, наша с вами задача – написать сочинение в публицистическом стиле: это может быть заметка в школьную газету или небольшая статья о бережном отношении к природе. Ваша цель — воздействовать на читателя, слушателя.

Читайте также:  Живая природа осенью растения

5. Собирание языкового материала к сочинению.

Создание проблемной ситуации (беседа по проблеме)

У: Продолжаем работать над темой нашего сочинения. Ребята, вы, наверное, не раз слышали выражение «Земля – наш общий дом». Какое же место в этом доме занимает человек?

— Согласны ли вы с другим выражением: «Человек – царь природы»? Нет? Почему?

У: Да, в последнее время всё чаще звучит, что человек всё же не царь природы, а её составная часть. Вам знакомо слово «экология»?

( Работа с толковым словарем.)

Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.

— В каких же отношениях человек с природой? Приносит ли он пользу или вред окружающему миру?

Активизация деятельности учащихся (самостоятельная работа) ; 2 человека на доске

Работа в парах. Составьте таблицу – сопоставление (Уч-ся зачитывают)

-мусор, хлам переработка мусора Слайд 6

-выхлопные газы очистительные системы

-дым заводов, фабрик посадка деревьев

-жидкие отходы цветочные клумбы

-химические удобрения охрана водоёмов,

-высокотоксичные и лесов от браконьерства

радиоактивные вещества заповедники

-браконьерство Красная книга

— Как губительно влияет мусор на почву?

( почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожена почти 4-ая часть плодородных почв) . Сообщение уч-ся

— Сколько мусора приходится на каждого жителя планеты?

( на каждого из 6 млрд жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год! А если этот мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу – образовалась бы гора высотой с Эльбрус! (5642 м) . Сообщение уч-ся

— Сколько вредных веществ попадает в водоёмы?

( за каждый год во всём мире столько, что можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов) . Сообщение уч-ся

— А в водах Арктики нашли остатки стирального порошка!

У: Какую же пользу может принести природе каждый из нас? Подумайте и напишите в своих сочинениях.

Когда-то природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает быть или не быть природе.

— Вот группа туристов пришла на отдых. Это, пожалуй, горе-туристы, прислушайтесь к ним.

1. Сегодня мы пришли гулять,

Лес большой, он всё вместит!

В речку скинем все бутылки –

В море пусть плывут посылки!

Всё здесь наше – лес и воды!

У: Вот от таких отдыхающих устаёт природа, страдает, гибнет.

— Будут ли дышать прохладой прозрачные родники, плескаться рыба в чистой воде озёр, рек? От каждого в отдельности это зависит.

Читайте также:  Заставка экрана компьютера природа

Развитие письменной речи (самостоятельная работа)

Давайте попробуем защитить наш окружающий мир. Выполним такое задание по группам :

Представьте себе группу отдыхающих в лесу (1 группа) и на берегу реки (2 группа). Вот они пришли к месту отдыха, а перед ними стенд с правилами «Как вести себя в лесу» ( на берегу). Ребята, составьте эти правила с использованием частицы НЕ:

Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?

— Прочитайте составленные правила для отдыхающих групп.

— Сравните с этими правилами (слайд 18)

Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?

-не ломай ветви деревьев — не бросай в воду

и кустарников! использованную посуду!

— не повреждай кору деревьев! — не бей стеклянную

— не рви цветов в лесу и на лугу! посуду на берегу!

— не вытаптывай траву и почву! — не пугай водоплаваю-

-не разводи костёр в лесу! щих птиц!

-не тревожь лесных обитателей! — не загрязняй воду!

-не кричи! Не шуми! — не оставляй на берегу

-не разоряй муравейников! беспорядок!

У: Некоторые советы вы можете использовать в своих сочинениях: они будут звучать призывом, побуждением к действию.

Помните, что автор (вы) неравнодушный человек, авторское неравнодушие к проблеме должен почувствовать читатель заметки, статьи. (Возвращение к эпиграфу)

— Ещё раз прочитаем эпиграф. Соответствовал он теме урока?

— Выпишите некоторые словосочетания или предложения, которые понравились вам, используйте их в своём сочинении.

У: Теперь, я думаю, вы и сами понимаете, как важно относиться к природе бережно, помнить, что всё зависит от нас, от каждого из нас. Ведь любовь к природе – это любовь к Родине, к своему народу. Слайды

Пора бы человечеству понять,

Природные богатства разрушая,

Что Землю тоже нужно охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто, же под защиту всё возьмет?

Пусты ручьи, в лесу нет места галке.

Пора задуматься: а что нас дальше ждёт?

Ручаюсь ребята, что хватит всем дел,

Творите добро, кто еще не успел, —

Любите животных, людей и цветы,

Прошу вас не прячьте своей доброты.

Бездушье, безделье – гоните вы прочь!

Планета в беде! – вы должны ей помочь.

Конечно, задачи совсем не просты,

Но в каждом сердечке есть луч доброты.

Интересным на уроке было…

Особенно мне понравилось…

Эти знания я смогу применить…

Источник

Оцените статью