Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения в публицистическом стиле на тему «Берегите природу!»
3) углубить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, расширить кругозор, знания по экологии; подготовить к написанию сочинения в публицистическом стиле.
Литература: Е.Евтушенко «Сборник стихов», К.Паустовский «Душистый колокольчик», «Энциклопедический словарь», «Словарь русского языка» С.Ожегова.
Оборудование: ИКТ, раздаточный материал.
2. Формулирование темы. Целеполагание.
У: — Сегодня урок развития речи. На уроке будут помощники, ребята, которым были даны индивидуальные задания.
-Вы спросите, на какую тему? Попробуйте догадаться, определить, о чём пойдёт речь на уроке, сами. Может, ему подскажет эпиграф?
(на экране появляется эпиграф) Слайд № 2
Наша планета хрупка и ранима,
Все ли мы помним об этом, друзья?
Мир наш беречь просто необходимо
От наших с вами следов бытия.
Что мы потомкам желаем оставить?
Грязные реки? Отравленный лес?
Может, не поздно ещё нам исправить
Действия монстра по кличке Прогресс ?
— думаю, что мы будем говорить о природе и о человеке
— мне кажется, что обсуждать мы будем проблему «Природа и человек»
— я думаю, что речь пойдёт о том, что человек должен беречь и любить природу)
— Правильно, тема урока «Берегите природу!», а наша цель – подготовиться к написанию домашнего сочинения в публицистическом стиле. Эти знания и умения для вас очень важны, т. к. они пригодятся на ГИА , ЕГЭ . (Слайд №3 с темой и целью урока) Оформление тетрадей: число, сочинение, тема.
3. Активизация знаний.
— Прежде, чем перейти непосредственно к теме, давайте вспомним какие стили и типы речи вы знаете. Укажите признаки стиля. (Развитие устной монологической речи)
А) Работа с ТЕКСТОМ №1 (Слайд №4)
Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод – ягода; опыляется при помощи насекомых.
Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространён в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов эфирное масло применяется в парфюмерии.
Текст 1 – научное описание ландыша. Нет ни авторской оценки описываемого предмета, ни отношения автора к излагаемому материалу.
— язык научный, строгий, точный. Есть специальная лексика (термины): семейство лилейных, эллипсоидальные, медицина, парфюмерия. (выписать термины в тетрадь)
Б) Работа с ТЕКСТОМ № 2 (Слайд № 5)
В лесу под зелёными сводами деревьев разлит чудный аромат – это цветёт белый, душистый колокольчик – ландыш. Пойдёмте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы – это всё ландыш!
— Это художественное описание ландыша. В тексте много эпитетов: чудный аромат, душистый колокольчик, нежная зелень.
— Это описание яркое, художественное. Автор любуется ландышем, выражает свои эмоции с помощью предложений распространённых, восклицательных)
В) Работа с ТЕКСТОМ № 3 (Слайд №6)
Всякое растение – живое существо, оно выделяет в воздух кислород, задерживает пыль. Там, где много растений, легко дышится. Что за чудный запах? Ландыш! Какой красивый цветок с белыми жемчужинками!
Стой, мой друг! Не рви цветов в лесу! Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придёт следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. Помни: ландыш, колокольчик, фиалка занесены в Красную книгу.
— в публицистическом. Автор призывает бережно относиться к цветам, не рвать их).
У: Убедил ли вас автор, почему не надо этого делать?
-Есть в тексте те языковые особенности публицистического стиля, о каких мы говорили?
-Молодцы. Давайте обобщим особенности публицистического стиля в таблице. Такая же таблица у вас на партах, приклейте в свои справочники. (Слайд 7)
Цель публицистического стиля — воздействовать на слушателя, читателя, привлечь его внимание к актуальным проблемам общества.
Очерки, статьи в газетах, журналах, в интернете и др.
Актуальность, логичность, эмоциональность, оценочность
Обращение, побудитель-ные, восклицательные предложения, сравнения, метафоры, лексические повторы
4. Работа над темой сочинения, основной мыслью. Особенности публицистического стиля.
— Итак, цель публицистического стиля — воздействовать на слушателя, читателя, привлечь его внимание к актуальным проблемам общества.
— Ребята, как вы думаете проблема «Природа и человек» является актуальной? Почему?
— Давайте обратимся к прекрасным строкам поэта Евгения Евтушенко.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
— Вам понятно, о каких зверях говорит поэт?
Звери внутри природы – это различные обитатели леса, водоёмов, степей…
А звери внутри себя – это жестокость, равнодушие, злоба)
У: Ребята, есть ли в этом тексте языковые особенности публицистического стиля?
-да. В тексте есть обращение «люди», есть глаголы в повелительном наклонении «берегите», «убивайте» ,восклицательные предложения, побудительные, лексические повторы)
— Итак, наша с вами задача – написать сочинение в публицистическом стиле: это может быть заметка в школьную газету или небольшая статья о бережном отношении к природе. Ваша цель — воздействовать на читателя, слушателя.
5. Собирание языкового материала к сочинению.
Создание проблемной ситуации (беседа по проблеме)
У: Продолжаем работать над темой нашего сочинения. Ребята, вы, наверное, не раз слышали выражение «Земля – наш общий дом». Какое же место в этом доме занимает человек?
— Согласны ли вы с другим выражением: «Человек – царь природы»? Нет? Почему?
У: Да, в последнее время всё чаще звучит, что человек всё же не царь природы, а её составная часть. Вам знакомо слово «экология»?
( Работа с толковым словарем.)
Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.
— В каких же отношениях человек с природой? Приносит ли он пользу или вред окружающему миру?
Активизация деятельности учащихся (самостоятельная работа) ; 2 человека на доске
Работа в парах. Составьте таблицу – сопоставление (Уч-ся зачитывают)
-мусор, хлам переработка мусора Слайд 6
-выхлопные газы очистительные системы
-дым заводов, фабрик посадка деревьев
-жидкие отходы цветочные клумбы
-химические удобрения охрана водоёмов,
-высокотоксичные и лесов от браконьерства
радиоактивные вещества заповедники
-браконьерство Красная книга
— Как губительно влияет мусор на почву?
( почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожена почти 4-ая часть плодородных почв) . Сообщение уч-ся
— Сколько мусора приходится на каждого жителя планеты?
( на каждого из 6 млрд жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год! А если этот мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу – образовалась бы гора высотой с Эльбрус! (5642 м) . Сообщение уч-ся
— Сколько вредных веществ попадает в водоёмы?
( за каждый год во всём мире столько, что можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов) . Сообщение уч-ся
— А в водах Арктики нашли остатки стирального порошка!
У: Какую же пользу может принести природе каждый из нас? Подумайте и напишите в своих сочинениях.
Когда-то природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает быть или не быть природе.
— Вот группа туристов пришла на отдых. Это, пожалуй, горе-туристы, прислушайтесь к ним.
1. Сегодня мы пришли гулять,
Лес большой, он всё вместит!
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!
Всё здесь наше – лес и воды!
У: Вот от таких отдыхающих устаёт природа, страдает, гибнет.
— Будут ли дышать прохладой прозрачные родники, плескаться рыба в чистой воде озёр, рек? От каждого в отдельности это зависит.
Развитие письменной речи (самостоятельная работа)
— Давайте попробуем защитить наш окружающий мир. Выполним такое задание по группам :
Представьте себе группу отдыхающих в лесу (1 группа) и на берегу реки (2 группа). Вот они пришли к месту отдыха, а перед ними стенд с правилами «Как вести себя в лесу» ( на берегу). Ребята, составьте эти правила с использованием частицы НЕ:
Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?
— Прочитайте составленные правила для отдыхающих групп.
— Сравните с этими правилами (слайд 18)
Как вести себя в лесу? Как вести себя на берегу?
-не ломай ветви деревьев — не бросай в воду
и кустарников! использованную посуду!
— не повреждай кору деревьев! — не бей стеклянную
— не рви цветов в лесу и на лугу! посуду на берегу!
— не вытаптывай траву и почву! — не пугай водоплаваю-
-не разводи костёр в лесу! щих птиц!
-не тревожь лесных обитателей! — не загрязняй воду!
-не кричи! Не шуми! — не оставляй на берегу
-не разоряй муравейников! беспорядок!
У: Некоторые советы вы можете использовать в своих сочинениях: они будут звучать призывом, побуждением к действию.
Помните, что автор (вы) неравнодушный человек, авторское неравнодушие к проблеме должен почувствовать читатель заметки, статьи. (Возвращение к эпиграфу)
— Ещё раз прочитаем эпиграф. Соответствовал он теме урока?
— Выпишите некоторые словосочетания или предложения, которые понравились вам, используйте их в своём сочинении.
У: Теперь, я думаю, вы и сами понимаете, как важно относиться к природе бережно, помнить, что всё зависит от нас, от каждого из нас. Ведь любовь к природе – это любовь к Родине, к своему народу. Слайды
Пора бы человечеству понять,
Природные богатства разрушая,
Что Землю тоже нужно охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто, же под защиту всё возьмет?
Пусты ручьи, в лесу нет места галке.
Пора задуматься: а что нас дальше ждёт?
Ручаюсь ребята, что хватит всем дел,
Творите добро, кто еще не успел, —
Любите животных, людей и цветы,
Прошу вас не прячьте своей доброты.
Бездушье, безделье – гоните вы прочь!
Планета в беде! – вы должны ей помочь.
Конечно, задачи совсем не просты,
Но в каждом сердечке есть луч доброты.
Интересным на уроке было…
Особенно мне понравилось…
Эти знания я смогу применить…
Источник