Конспект открытого занятия в средней группе «Зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель : Закрепить знания детей о зиме, формировать представление о сезонных изменениях зимой.
Уточнить знания детей об изменениях в природе зимой. Продолжать знакомить со свойствами снега.
Развивать речь детей, умение правильно формулировать свои мысли, умение устанавливать взаимосвязи: стало холодно — земля покрылась снегом — трава исчезла – насекомые спрятались – некоторые птицы улетели на юг.
Воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к природе. Воспитание культуры общения в процессе совместной деятельности.
Воспитание бережного отношения к природе, способности замечать красоту зимней природы.
Беседа, чтение стихотворений о зиме, рассматривание иллюстрации о зиме, наблюдение за природными явлениями (снегопад), рассматривание снежинок во время прогулки, знакомство с загадками и пословицами о зиме, настольная игра – лото: «Времена года», дидактическая игра: «Когда это бывает?».
Белый, холодный, пушистый, рассыпчатый, мягкий, блестящий, белая, холодная, морозная, снегопад.
Методы и приемы: игровой (сюрпризный) момент, словесный (художественное слово, разгадывание загадок, беседа, словесная дидактическая игра «Зимние слова», вопросы детям, индивидуальные повторения, поощрение), наглядный (демонстрация картинок)
Материал и оборудование: Коробочка со снежинками и загадками, картинки с изображением птиц, «Времена года», «смайлики – снежинки». Запись музыкальных фрагментов о зиме, ноутбук.
Станьте дети, станьте в круг,
Станьте в круг, станьте в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Молодцы ребята! Ну а теперь садитесь все на стульчики.
Посмотрите ребята, какая интересная коробочка, хотите узнать, что там?
Посмотрите, что это? (снежинки)
А снежинки непростые, на них загадки:
Всё, что видит на пути… (снег)
Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки.
Что вы можете рассказать о зиме? Какая она? (белая, холодная, морозная).
Зимой холодно, морозно, дует холодный ветер, солнышко реже светит и почти не греет, дни стали короче, а ночи длиннее, деревья сбросили листву, земля покрылась снегом — трава исчезла – насекомые спрятались – некоторые птицы улетели на юг, есть, которые остаются на зиму.
Назовите их (синица, голубь, воробей, дятел). И что надо делать, что бы птицы не погибли? (подкармливать их).
Как стали одеваться люди с приходом зимы? (стали одевать теплую одежду).
Воспитатель: Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы его послушайте и скажите о чём оно?
Воспитатель : Скажите, что такое снег?
Дети: Много, много снежинок.
Воспитатель: Что можно сказать о снеге? Какой снег?
Дети: Белый, холодный, пушистый, рассыпчатый, блестящий, мягкий.
Воспитатель: Когда с неба падает снег, это явление называется – снегопад.
Давайте повторим это красивое слово: снегопад.
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили («кормим птичек «)
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели («едим суп»),
спать легли (ладошки под щечку).
Воспитатель: О зиме написано много стихотворений и песен. А вы, ребята, знаете стихи о зиме? Сейчас Маша прочитает нам стихотворение о зиме, слушайте внимательно.
Воспитатель: Зима – это веселое время года для ребят. Она приносит нам много игр и забав. Ребята кто любит зиму? За что Вы любите зиму?
Свои высказывания начнем со слов: Я люблю зиму, потому что … (можно кататься на санках, коньках, лыжах, можно играть в снежки, лепить снеговиков, потому, что кругом снег, потому что Новый год и Рождество, потому что у меня день рождения, потому, что после зимы придёт весна!)
Воспитатель: Я люблю её за то, что она восхищает своей красотой, радует праздниками и развлекает снежными забавами. Зима, прекрасное время года.
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
(Снежинка, мороз, Новый год, жара, санки, стрекоза, лед, рукавички, одуванчик, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, дождь, загорать, снегопад, лыжи, самокат, санки, метель, трава, снег, цветы, муравей).
Молодцы, все были очень внимательны .
Мы на улицу выходим ходьба друг за другом
Снег мы в руки набираем наклоны, имитация скатывания снежных
И комочки покатаем. комочков
Мы комочки покатали, выпрямились, руки в стороны
Снеговик уже подрос, руки вверх, показывают нос
Снеговик нас подожди, ходьба на месте
Дидактическая игра «Назови ласково»
Дидактическая игра «Продолжи предложение»
— На поселке, на лужок выпал беленький … (снежок) .
— Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки) .
— Словно в белый пуховик нарядился (снеговик) .
— Рядом-снежная фигурка, это девочка — … (снегурка).
— С неба все скользят пушинки – серебристые … (снежинки) .
— Тихо-тихо, как во сне, падает на землю … (снег) .
Воспитатель: Посмотрите на мольберте картинки, на которых изображены времена года. Вы должны подойти к тому времени года, про которое мы сейчас с Вами говорили. По каким признакам, вы решили, что здесь изображена зима?
О каком времени года мы говорили?
Что мы делали на занятии? (отгадывали загадки, играли, читали стихи, рисовали).
Вы сегодня все хорошо позанимались, я очень рада! И я вам дарю вот такие замечательные «смайлики – снежинки». Вы все молодцы.
Источник
Беседа о зиме
план-конспект занятия по окружающему миру
1. Углубить представление детей о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы. Расширять знания о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых, об особенностях существования растений зимой.
2. Развивать связную речь, умение говорить правильно.
3. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.
1.Организационный момент. (2 мин)
Организация рабочего места.
Чтение стихотворения «Вы узнаете зиму?»
На лыжах мчимся мы с горы,
-Расскажите, дети, по каким же признакам вы узнали зиму?
-Как изменилась природа зимой?
-Сравните с природой осенью.
-Какая погода была осенью, а какая зимой?
-Знаете ли вы, как зимуют растения?
-Почему мы не встречаем насекомых?
-Почему мало птиц? И каких птиц мы видим сейчас?
-Что изменилось в жизни птиц зимой, в их поведении?
-Чем питаются зимующие птицы?
-Как зимуют домашние и дикие животные?
-Как заботятся люди зимой о птицах и зверях?
-А как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы?
-Что их спасает от зимней стужи? Не страшен ли им холод?
-Чем питается зимой заяц, белка?
-Как лиса выслеживает зимой добычу?
-Почему к зиме барсук, медведь накапливают жир, белка запасает корм, а заяц и лиса нет?
-Как можно помочь лесным зверям, птицам, рыбам зимой?
-Как изменился труд людей зимой?
(Произвольная имитация движений.)
3. Основная часть. Беседа. (15 мин)
Белая и холодная пришла на землю зима. Зима – владычица трёх месяцев. Это декабрь, январь и февраль. Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи. Солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нём облака, тучи, из которых идёт снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает позёмка, метели, вьюги. На окнах мороз рисует причудливые узоры.
Реки, озёра покрываются льдом. Подо льдом живут рыбы. Они уходят на дно и спят. Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зелёные иголки. Под снегом зимуют семена трав, луковицы цветов, корни. Растения зимой не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Потому как, зимой мало влаги, света, питательных веществ, столь необходимых растениям.
Насекомые не летают, они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю. Некоторые бабочки улетели в тёплые края, как перелётные птицы.
Птиц очень мало, большинство из них живёт около жилья человека. Люди подкармливают птиц, помогают им выжить в это голодное время года. Синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири – ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле. Перелётные птицы улетели в тёплые края.
По-разному в лесу живут звери. Звери зимы не боятся. От лютой стужи их спасает тёплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Не страшен зверям и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их ещё летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спит и барсук в своей норе. Живут они в это время за счёт жира, который накопили в своём теле ещё летом и осенью. Ёжик тоже спит. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасали. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму. О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовья, дают корм.
Но как бы там ни было, зверям и птицам нередко бывает и голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи, желуди. Делают кормушки для птиц. Трудно зимой бывает и рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду, и рыбы часто погибают от его недостатка, поэтому зимой во льду надо проделывать проруби. Мы с вами тоже обязательно должны помогать зверям, рыбам и птицам.
Как же изменился труд людей зимой? Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины. На полях делают снегозадержание. А вот ребятам зима нравится! Ведь сколько много зимних развлечений! Это санки, лыжи, снежки, катание с горы, постройки из снега.
-Давайте придумаем, дети, красивые слова- определения к слову зима.
Зима – волшебница, кудесница, кружевница, красавица! Ведь зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов — сочинять музыку, поэтов-стихи.
4. Закрепление материала. (8 мин)
-А сейчас, ребята, мы с вами на некоторое время должны стать художниками и изобразить в рисунке радостные зимние впечатления. А перед рисованием мы немного отдохнём. Положите головки на парты, закройте глазки и послушайте стихотворение.
И вместе с травкой бархатной
-Итак, ребята, принялись за работу.
Источник