Классный час 2 класс «Природа-наш дом»
расширить знания о природе;
раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение
природы в жизни людей и желание беречь и
охранять природу;
формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.
Оборудование:
- запись “Птичьи голоса”;
- рисунки цветов, грибов, ягод, животных;
- Красная книга Марий Эл;
- корзины с ягодами, орехами, шишками;
- плакаты:
Лес – наше богатство.
Помни! Мы в лесу не хозяева, а гости.
Звучит стихотворение С. Погореловского “Лес”: (читает ученик)
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не упускай:
Ты же видишь, мы свои.
Учитель: (на фоне птичьих песен, взятых из пластинки “Голоса птиц”).
– Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Тихо в лесу и сумрачно. Но остановись и прислушайся, присмотрись: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны.
Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Здесь свои праздники, несчастные случаи. Там есть герои и разбойники.
Итак, я открываю первую страницу устного журнала. Она называется:
Что в лесу растёт, кто в лесу живёт”
1 ученик:
– Лес – это многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения, птицы, звери и насекомые. В лесу растут деревья, кусты, травы. А вот знаете вы их или нет. Угадайте, что это?
Игра “Дерево, кусты, цветы”. Ведущий называет растения. Если дети слышат цветок, они хлопают в ладоши, если куст – топают ногами, а если дерево – прыгают.
(Ландыш, шиповник, сосна, ель, роза, сирень, дуб, липа, одуванчик, ромашка, малина, клён, мать-и-мачеха, тополь, жасмин.)
2 ученик:
– В мире растений есть любовь и ненависть.
Не все растения могут жить мирно друг с другом. Нарциссы не любят соседства ландышей, а тюльпаны – незабудок. Сирень не любит жить рядом с фиалками. Бузина и акация стараются расти подальше от липы. А вот рябина, липа, сосна и берёза живут рядом в дружбе и согласии.
3 ученик:
– Много в лесу домов. Это норы, гнёзда, дупла. Угадайте, кто в них живёт:
- Он любит забавы, музицирует, любит мёд. (Медведь)
- Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на зиму. Меняет шубку на зиму. (Белка)
- Меньше белки, зимой спит, по телу (спине) идут полосы. (Бурундук)
- Похож на собаку, но больших размеров, хищник. (Волк)
- Лесной доктор. (Дятел)
- Лесной санитар. (Муравей)
4 ученик:
Бежит тропинка через лес,
Ныряет вправо, влево.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
(Рисунки цветов)
– Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, но с каждым годом цветов становится меньше.
5 ученик:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали…
Учитель:
– Ребята, надо ли рвать цветы?
(Ответы детей.)
Читает стихотворение азербайджанского поэта Самуа Вергуна:
Я должен над цветами поклониться
Не для того, чтоб рвать, или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
– Помните это, дети!
2 страница – “Дары леса”
6 ученик:
– Лес – это скатерть самобранка. А на ней голубика, малина, ежевика, орехи и грибы. А знаете ли вы, что грибы заменяют мясо?!
- Может ли гриб съесть дом? (Да, это домовый гриб. Он разрушает древесину.)
- Какие птицы едят грибы? (Глухари)
- У этого гриба много названий: дедушкин табачок, галкина баня, чёртов табачок. Каково название этого гриба? (настоящее) (Гриб-дождевик)
- Какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки)
7 ученик:
– А вот и ягодные адреса:
- Земляника – у пней, где светло, на вырубках.
- Черника – в еловом бору.
- Брусника – сосновый бор и смешанный лес.
- Малина – опушка, вырубка, овраги.
- Клюква – болото.
– Берите корзинки и в лес – угощайтесь!
3 страница – “Лесная аптека”
Медсестра:
– В лесу своя аптека, которая помогает нам, людям, избавиться от многих болезней:
Болезни сердца лечит настой валерианы и ландыша. Из 100 г сухого ландыша получается 1 литр лекарства.
- Кашель, бронхит лечит настой из мать-и-мачехи.
- Капли зверобоя убивают микробы, лечат дёсна, затягивают ранки.
- Сок брусники пьют при повышенном кровяном давлении.
- Сок пастушьей сумки останавливает кровотечение.
- Корень одуванчика лечит заболевания печени, желтуху, гастрит.
– Этот список можно ещё долго продолжать. Пользуйтесь дарами леса, ребята, укрепляйте своё здоровье.
4 страница – “Красная книга”
Учитель показывает “Красную книгу”.
– Эта книга с каждым годом становится всё толще. Многих животных и растений, занесённых в неё, увидеть можно только на картинке (показываю и называю):
– А сейчас я назову животных и растения, занесённые в Красную книгу Якутии:
- одуванчик якутский;
- черёмуха;
- речной бобр;
- чёрный аист;
- серая цапля;
- белый медведь;
- благородный олень;
- мак снежный.
– Неужели наступит весна без пения птиц, лето – без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.
– Открываем последнюю 5 страницу нашего журнала “Как вести себя в лесу, на лугу, в поле?”
(Говорят дети.)
– Не кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.
– Не рви цветы. За тобой пройдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.
– Не ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.
– Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
– Не сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверёк –
Будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба –
Скажет: “Ты – мой друг!
Спасибо”
Учитель:
– Белла Дижур написала “Жалобную книгу природы”. Это грустная книга. А многие её страницы – даже страшные. “Рыбные кладбища. SOS! – кричат реки”. Таковы названия некоторых глав. И всё-таки писательница заканчивает свою книгу с надеждой. Она верит, что разум и доброта победят.
Стихотворение Станислава Куняева читают дети:
Я люблю тебя большое время,
Но прошу – прислушайся ко мне:
Не губи последнего тайменя,
Пусть гуляет в тёмной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на земле осталось что-то
От чего щемит в моей груди.
Учитель:
– Человек многое может, но он – сын природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом.
Звучит песня “Солнечный круг”. Дети поют, взявшись за руки.
Ведущие угощают зрителей из больших корзинок дарами леса. ( ^ Ягоды, орехи, шишки)
– Вот и закрыта последняя страница нашего журнала. Каждый из вас понял, что природу надо беречь и помогать ей, как другу.
Источник
«Природа- наш дом». Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса
план-конспект на тему
Мероприятие проведено в рамках зачета, посвященного закреплению знаний воспитанников о природе родного края. Формированию основ экологической грамотности и любви к окружающей природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Козьмодемьянская школа — интернат «
Занятие разработала и провела
Батыгина Валентина Николаевна
первая квалификационная категория
Цель: формирование экологического сознания, навыков экологической культуры.
- Обобщить знания о значении слова «Природа».
- Закрепить знания детей о природе родного края.
- Формировать у детей познавательный интерес и экологическую культуру.
Коррекционно-развивающие задачи:
1 . Коррекция психических процессов: слуховое внимание, мышления, памяти.
2 . Коррекция эмоционально-волевой сферы.
3. Расширение кругозора и объема словаря.
- Воспитывать желание и умение видеть красоту окружающего мира.
- Прививать любовь к природе.
- Учить работать в коллективе, помогать друг другу.
1. Повторение пословиц и поговорок о природе.
2. Беседа о растительном и животном мире республике, Красной книги.
3. Дидактические игры «Что лишнее?», «Кто это?», «Что это?»
Получение и расширение знаний о животном и растительном мире родного края. Повышение уровня экологической культуры и экологического сознания воспитанников.
Дети входят в класс, занимают свои места.
Воспитатель : — Ребята, давайте посмотрим на доску и все вместе прочитаем, что там написано.
Воспитатель : Поднимите, пожалуйста, руку те, кто согласен с этим утверждением.
Как вы понимаете это слово? Что для вас значит Природа?
Воспитатель: Да! Действительно, Природа — наш дом.
Природа не только наш дом , посмотрите пожалуста вокруг, вспомните и скажите, кто еще живет на нашей планете Земля и является частью нашей Природы? ( это животные, растения, птицы, рыбы и т. д)
Всем и всему на Земле есть место. Рыбе – вода. Зверю – лес, горы. Птице – воздух. Природа — наш общий дом.
Не стоит забывать, что каждый из нас является неотъемлемой частью природы. Однако только человек, а именно и мы с вами должны — хранить жизнь, беречь и умножать красоту родной природы, а это мы сможем сделать, если будем хорошо знать наших соседей по планете.
Сегодня на занятии вы сможете показать свои знания о природе родного края, и узнаете, что — то новое.
Цель: способствовать развитию восприятия живой природы посредством прослушивания голосов животных и птиц.
Воспитатель : Хороший знаток природы может определить любое животное не только по внешнему виду, но и по тем звукам, которые оно издает.
Звуки животных в природе занимают большое место среди всех других. Они отличаются разнообразием и порой удивляют человека своей выразительностью и непредсказуемостью.
Ребята, скажите, пожалуйста, голоса, каких животных вы сейчас услушали.
Как, одним словом можно назвать этих животных? ( Это домашние животные )
Как, одним словом можно назвать этих животных? ( Это дикие животные)
Голос животного это не только определенный звук. Голос – это общение и сигнал опасности или тревоги, голос это призыв и благодарность. Понять значение голоса животного – это способность и порой призвание только для самого доброжелательного человека.
Под музыку из сказки «Красная шапочка» в класс вбегает девочка с корзиночкой в руках.
Воспитатель : Ой, ребята! Кто же это к нам пришел?
Красная шапочка : Здравствуйте, ребята! А как вы догадались, что это я?
Дети: шапочка красного цвета .
По заметной красной шапке
Хоть бабушка живет в лесу,
— Отгадайте, где я была? ( дома, у бабушки )
Я была в лесу. Ведь дорога к моей бабушке лежит через лес. Я очень люблю гулять по лесу. Сколько там чудес! А для вас у меня есть загадки.
Задание 2. «Загадки природы»
Цель: Формирование познавательного интереса и экологической культуры, знания детей о природе родного края.
Ветви только на макушке» (Сосна)
А в иголках круглый год» (Ель)
Целый день стоит как статуя. (Цапля)
- Самое крупное лесное животное республики Марий Эл. (Лось)
- Назовите наиболее ядовитое растение нашего края. (Волчья ягода)
- Назовите дерево, которое зацветает самым последним. (Липа)
- Разные деревья цветут в разное время. Назовите дерево, которое зацветает самым первым. (Черёмуха)
Могут быстро в небо взвиться.
В книжках — дом для бегемота.
— Из водных растений – водяной орех или чилим
Красная шапочка : Спасибо дорогие ребята! Вы отгадали все мои загадки.
Воспитатель : Спасибо и тебе красная шапочка!
Отгадывая загадки, ребята вспомнили, какие виды редких животных и растений нуждаются в особой защите человека и занесены в Красную книгу.
Дело охраны природы касается каждого живущего на Земле человека, а значит и нас с вами.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом. ( Л.Дайнеко)
На ней мы с тобою родились,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Источник