Послегегелевская философия
Гегель – последний гигант философской мысли, оставивший систематическое учение по всем отраслям философии. Нет такого философа, который мог бы сравниться с ним по широте и глубине охвата философских понятий-проблем.
После Гегеля философская мысль разделилась на два непримиримых направления. С одной стороны, традиционный рационализм вкупе с эмпиризмом приобрел форму сциентизма. Это и позитивизм, и марксизм, и эмпириокритицизм, и прагматизм, и логический позитивизм, и постпозитивизм, и аналитическая философия (отчасти), и философия науки. С другой, возникла мощная оппозиция рационализму в виде иррационализма и антисциентизма. Это направление представлено такими течениями как философия жизни, экзистенциализм, постмодернизм. К нему же относятся разные формы религиозной и мистической философии.
Философская мысль этого периода отличается гигантским разнообразием идей, взглядов, направлений. Этот период дал десятки имён очень интересных мыслителей, каждый из которых внес свой вклад в развитие философии. Например, для этого периода характерна детальная разработка основ (методологии) научного знания в разных аспектах. Это и позитивизм Конта, Милля, Спенсера, и эмпириокритицизм (Мах, Авенариус), и логический позитивизм, и феноменология, и аналитическая философия, и философия науки. Здесь есть серьезные достижения.
С другой стороны, в философии началась реакция отторжения рационализма, рационалистического оптимизма, просветительства и стали появляться в большом количестве философы, которым надоело рассуждать о мире, разуме, порядке, вообще на какие-то вселенские темы. Они все больше акцентировали внимание на конкретных проблемах, присущих человеку-индивиду. Философы увидели глубокие противоречия в том, как познает человек, как влияют на него знания. Философия последних 170 лет очень скептически относится к идее прогресса: социального, культурного, духовного. Философы и ученые стали все больше сознавать, что развитие человечества протекает по весьма сложному пути.
Людвиг Фейербах (1804 – 1872) — немецкий философ.
Одной из самых заметных попыток перевернуть Гегеля «с головы на ноги» стала философия Людвига Фейербаха. После обучения в Гейдельбергском и Берлинском университетах, с 1828 по 1830 г., Фейербах преподавал в Эрлангене, откуда был уволен после публикации вольнодумных «Мыслей о смерти и бессмертии». Оставив университет, Фейербах вел уединенную жизнь «свободного философа». Именно в этот период он создает свои главные труды: «Сущность христианства» (1841), «Основные положения философии будущего» (1843), «Лекции о сущности религии» (1851).
Подобно Гегелю, Фейербах уделял много внимания теологическим вопросам. Однако он не считал, что Бог обладает реальным существованием. Дух вообще вторичен, первична же Природа. Божественный дух есть лишь проекция родовой человеческой сущности, образуемой разумом, волей и «сердцем», т. е. эмоциями. Отчуждение человеком своей собственной сущности происходит в несколько этапов. Осознав зависимость своей жизни от неизвестных природных сил, древние люди чувствовали необходимость как-то совладать с ними. Антропоморфизировав их, они пытались наладить диалог с природой. Поначалу божественные сущности, стоящие за природными явлениями, мыслились людьми в грубой телесной форме. Постепенно, однако, они очищали представления о богах от случайных элементов, и в божественном все больше проступала бесконечная единая родовая сущность человека. Этот процесс достиг апогея в христианстве и обслуживающей его философии Гегеля.
Совершенствование представления о Боге, считал Фейербах, не проходит бесследно для человека. Чем более совершенным мыслится Бог, тем менее совершенным кажется себе человек. Религия в своем развитии словно вычерпывает человеческую природу из человека, превращая его почти в ничто, сосуд греха и тления. Однако этот процесс не может длится вечно. Наступает время, когда люди начинают понимать, что Бог есть их собственная сущность, исторгнутая из них и помещенная ими же на небеса. И осознание этого обстоятельства создает предпосылки для преодоления отчуждения человека от самого себя. Отчужденная человеческая сущность должна быть совлечена с небес и возвращена самому человеку. Это не означает отказа от религии. Она остается, но становится религией человека.
Человек должен стать Богом другому человеку. Божественность человека может проявиться лишь в «диалектике Я и Ты», выявляющей его родовую природу. Главным «родовым» отношением между людьми Фейербах считал любовь между мужчиной и женщиной. Он придавал любви фундаментальное значение. Именно любовь, по мнению Фейербаха, лучше всего опровергает солипсизм, т. е. может свидетельствовать о существовании бытия за пределами Я. Любовь как главное чувство должна стать смыслом жизни. Мышление вторично и должно учиться у чувств. Спекулятивное же мышление, по Фейербаху, вообще бесполезно. «Моя философия, – говорил он, – в том, чтобы не иметь никакой философии». Иными словами, «истинная философия заключается не в том, чтобы создавать книги, а в том, чтобы создавать людей» note 19. Антропология Фейербаха стала переходным пунктом от спекулятивной метафизики первой трети XIX в. к марксизму и философии жизни, доминировавшей наряду с позитивизмом в культурном пространстве Европы второй половины XIX столетия.Анализируя христианские представления, различные формы религии, пришел к критическому переосмыслению религии как типа сознания и далее, к критике философского идеализма. Главное сочинение Фейербаха – «Сущность христианства». Он не просто подверг критике веру в Бога, не просто декларировал атеизм. Он искал корни возникновения идей, связанных с верой в Бога. С его точки зрения идею Бога породили страх и невежество. Бессилие человека перед силами природы в конечном счете вылилось в идею всемогущего существа, которое управляет поведением человека и от которого на человека исходит благодать или испытания. Фейербах считал, что Бог – это абсолютизированный обобществленный человек. Он выдвинул тезис: «Человек – человеку Бог». Каждый человек – это Бог, т.е. для каждого из нас любой человек, наделенный всеми самыми хорошими качествами, является Богом.
Философию Фейербаха называют антропологической, антропологическим материализмом или натурализмом. Природу он рассматривал через призму отношения к ней человека. Человек для него не только духовное, но и телесное существо. Дух и материя слиты, нераздельны в человеке. Более того, он утверждал: «Бытие – это субъект, а мышление – предикат (нечто вторичное)». Мышление – свойство бытия.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
Человек-хозяин природы,и почему мы бессильны перед природными катаклизмами?
Ну, не совсем бессильны, всё-таки. Особенно если посмотреть по сравнению с тем, что было ещё каких-нибудь 200 лет назад.
Многому уже можно помешать, в целом спрогнозировать, уменьшить количество жертв и разрушений, оказать помощь пострадавшим.
Безусловно, ещё есть куда расти. И не только в случае с теми же землетрясениями, извержениями вулканов или лесными пожарами, но и со многими другими проявлениями природных стихий.
Начать контролировать их по-настоящему — вот действительно достойная задача. В которой смогут проявить себя и умы самые неординарные, и личности физически крепкие, и руководители настойчивые, и вообще все-все-все.
Вот это, думается, вполне перспективное приложение сил на сотни лет вперёд. Задачи интересные, проблемы сложные, работёнки хватит выше крыши. Однако проблема в том, что курс на позитивную деятельность как-то не очень задаётся, и не первое десятилетие уже барахлит, прямо скажем. Это не говоря о том что большую часть своего прежнего существования человечество было занято, в целом, скорее ерундистикой.
Сколько сил на схоластику и на её современную ипостась — философию — перевели. Сколько умственного труда потрачено не на защиту от стихий и не на улучшение среды обитания в целом, а на попытки втюхать потребителям конкретные марки автомобилей или иных товаров, и ладно бы что-то полезное, а то во многих случаях вовсе всякое барахло.
Сколько было уже случаев бездарного, непродуктивного растрачивания человеческих сил вообще на всяческую чепуху.
Источник
20 доказательств, что человек бессилен перед разрушительной силой природы
Мы подготовили подборку фото, которые показывают наихудшую катастрофу в истории Техаса и разрушительную силу природы.
1. Собака во время наводнения в Хьюстоне. Она была спасена!
2. Техасцы отказываются оставлять домашних животных на верную погибель.
3. Ураган «Харви» в одном фото.
4. Этот спасатель вернулся домой после 50-часовой смены.
5. Между этими снимками Хьюстона разница в 24 часа.
6. Люди используют лодки для эвакуации из затопленных районов.
7. Джо Гарсия спас свою собаку Хайди из подтопленного дома.
8. Ураган на побережье Техаса.
9. Эта собака была оставлена в Хьюстоне без надежды на спасение.
10. Соседи помогают спасти пожилую соседку.
11. Затопленное кладбище в Пэрленде.
12. Люди толкают машину через затопленную улицу. Вместе — сила!
13. Вот как изменился дом этой женщины во время урагана.
14. Без комментариев.
15. Жизнь человека — наивысшая ценность.
16. Полиция блокирует дорогу, ведущую в Хьюстон.
17. Женщина не может сдержать слез, увидев свой разрушенный дом.
18. Машина, на которую свалилось огромное дерево.
19. В магазинах нет самого необходимого.
20. Женщина услышала последние новости о своих друзьях.
Природа в очередной раз решила показать свою чудовищную силу и напомнить нам, что люди ничтожны перед ее величием.
Мы мысленно находимся со всеми пострадавшими и надеемся, что это ужасающее явление не повторится больше никогда.
Поделитесь этим постом с друзьями
Источник
12 поразительных фото, которые доказывают, что человек беспомощен перед непоколебимой силой природы
Мы люди привыкли считать себя повелителем мира. Но природа каждый раз доказывает нам обратное. То, что подвластно ей, не подвластно никому. И как бы человек ни старался сопротивляться ее законам, природа всегда заметет следы и даст ответный удар.
Мы в редакции Интересно знать собрали серию поразительных фотографий, которые доказывают, что человек бессилен перед непоколебимой силой природы.
Брошенный отель в Колумбии
Покинутый город на Тайване
Церковь в Беларуси
Тоннель любви, Украина
Заброшенный отель, Япония
Покинутый город, Намибия
Природу не остановить
Источник