Сочинение на тему «Бессмертная птица-феникс. Лирика Марины Цветаевой»
Судьба выдающейся русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой, трагически завершившей свой жизненный путь 31 августа 1941 года, до сих пор, даже по прошествии более шестидесяти лет, редко оставляет равнодушным любого, пусть и не слишком эмоционального человека, который хотя бы поверхностно знаком с ее биографией и творчеством. Родилась Марина Цветаева 26 сентября 1892 года. Через все свою непростую жизнь пронесла Цветаева безмерную любовь к Москве, цикл стихов, посвященных городу ее детства и непревзойденным поэтическим произведениям, когда-либо написанных об этом городе. Жизнью Марины Цветаевой с раннего детства правило воображение. Воображение, которое пробуждали в ней прочитанные книги и их герои: вымышленные и реальные. Без различия эпох и времен, к которым они принадлежали, а так же независимо от того, существовали они действительно или были придуманы, — все они равноправно жили в душе юной Марины. Знание французского и немецкого языков расширяло границы проникновения поэта, а неведомые эпохи и характеры. Дом профессора Цветаева был пронизан духом Древней Эллады и великого Рима.
Первый сборник стихов был издан в конце октября 1910 года и увидел свет под названием «Вечерний альбом». Это юношеские стихи, ведь Марине недавно исполнилось только 18 лет. Выбор жизненного пути был определен однажды и навсегда. Здесь необходимо отметить, что сквозной линией всего творчества Цветаевой является конфликт духа и тела, быта и бытия. Для уже зрелого мастера любимой темой становится благородное назначение поэта, его служение «своему небу». Это «небо» не пустые высоты, а «высоты огненные».
Это оттуда снисходит на поэтов «легкий огонь, над кудрями пляшущий: дуновение вдохновения». Земная примета поэта, по Цветаевой, — «лба осиянный свод», обладатель которого одновременно живет в двух мирах: один мир — наша реальность, другой — «огненное небо». Романтический аскетизм цветаевской Музы — «божественное двуострой дружбы обморочная круть». Главная страсть Марины Ивановны, как следует из ее стихов, поэм и автобиографических эссе, — это высокая заоблачная страсть. Наивысшей точкой ее поэтических откровений можно с уверенностью назвать «Поэму воздуха», которая была написана уже за пределами России, во французской эмиграции, где оказалась сама Цветаева, ее родившийся в Чехии сын, старшая дочь и муж Сергей Эфрон. Гениальная, но очень трудная для восприятия поэма, в которой описания физических ощущений переплетены с философско-поэтическими озарениями. В первых строках автор поместил себя в одиночную кабину самолета, дверь которой отделяет его от неведомой стихии, куда через несколько мгновений вступит: «Дверь явно затихла, / Как дверь, за которой гость / Стоявший — так хвоя / У входа, спросите вдов / Был полон покоя…» В «Поэме воздуха» дано первое ощущение и первое осмысление вселенной — вселенной поэта.
Происходит освобождение от последних пут воздуха, и лирический герой попадает уже в беспредельность. Перевоплощаясь в своего Гения вдохновения ( в ту самую цветаевскую Музу), автор начинает сам открывать истинный смысл и тайны мироздания. Марина Ивановна всегда искренне ( авозможно, небезосновательно) верила в то, что постижение научным путем, но и с помощью творческих прозрений и поэтической интуиции. В одном из стихотворений 1934 года, которое начиналось словами: «Тоска по родине! / Давно разоблаченная морока!» — как показатель мироощущения автора проступает весь набор отличительных черт поэта Цветаевой: безразличие к миру и к своему в нем существованию, горечь собственного рождения в мир, горечь от своей «вытолкнутости» из круга людей, от сиротства этой жизни «как она есть». Все перечисленное является у Марины Ивановны ее врожденным, данным ей еще в колыбели свойством. Именно понимание такого положения вещей, невозможность «жить и быть как все» пробуждает настоящих поэтов честно нести нелегкий крест своего предназначения. Хлесткий, и не имеющий себе равных по правдивости цветаевский стих также непостижим в своей философской безмерности. Ни современникам, ни потомкам, пожалуй, не удалось и не удастся понять до конца причудливую метафоричность, многозначительность образного ряда поэта Цветаевой. Она принадлежит уже самой вечности, но никак не отдельной России и периоду, который приято называть «серебряный век русской поэзии».
Смотрите также:
Источник
Читать онлайн «Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица-феникс»
Со времени выхода моей книги «Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества. 1910–1922» прошло десять лет. В 1992 году должна была выйти вторая книга о Марине Цветаевой, где повествование доходило до конца: смерти поэта. Однако по вине санкт-петербургских издателей книга, полностью прошедшая все стадии подготовки к печати, так и не увидела свет.
За это время появились, разумеется, новые документы, материалы и свидетельства о жизни и судьбе Цветаевой, и я постоянно вносила в свою работу уточнения и дополнения.
В своем труде, который нужно считать итоговым, я пыталась впервые по возможности полно отразить жизненный и творческий путь одного из крупнейших русских поэтов двадцатого века — с момента выхода в Москве первого цветаевского сборника «Вечерний альбом» (конец 1910 года) — вплоть до кончины поэта 31 августа 1941 года в Елабуге.
По моему убеждению, самое важное и необходимое, но и самое трудное — проникнуть в творческую и житейскую психологию творца, рассказать о его быте и бытии, о его трудах и днях одномоментно, не отделяя одно от другого, а сливая воедино, — как всегда бывает в жизни. Только таким образом можно хотя бы в какой-то мере достоверно воскресить живую жизнь и судьбу любой творческой личности. Притом, я считаю, следует возможно больше предоставлять слово «герою» повествования: читателю ведь важно почувствовать, узнать и понять в первую очередь личность того, о ком пишет исследователь, и только потом — точку зрения самого исследователя, — а не так, как это десятилетиями насаждалось в нашем дурном литературоведении.
Стремление явить, говоря словами моей «героини», живое о живом я считаю своей главной задачей. И успех ее осуществления, безусловно, зависит от того, насколько непрерывно, без пропусков и умолчаний ведется рассказ.
Несмотря на то, что цветаевский архив закрыт до начала следующего столетия, я старалась написать книгу таким образом, чтобы все изложенное в ней было выстроено в последовательную, вплоть до месяцев, а подчас и дней, — панораму творений и жития поэта.
Я использовала материалы о Цветаевой, продолжавшие выходить постоянно, вплоть до дня, когда пишу эти строки. Все материалы, как опубликованные, так и не видевшие свет, тщательно выверены.
Чтобы не утяжелять текст, я не даю отсылок на источники, однако в конце книги приводится список основных материалов, использованных мной в работе.
Сердечно благодарю за помощь: М. И. Белкину, Н. Н. Бунина, Р.
Источник
Читать онлайн «Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица-феникс»
Со времени выхода моей книги «Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества. 1910–1922» прошло десять лет. В 1992 году должна была выйти вторая книга о Марине Цветаевой, где повествование доходило до конца: смерти поэта. Однако по вине санкт-петербургских издателей книга, полностью прошедшая все стадии подготовки к печати, так и не увидела свет.
За это время появились, разумеется, новые документы, материалы и свидетельства о жизни и судьбе Цветаевой, и я постоянно вносила в свою работу уточнения и дополнения.
В своем труде, который нужно считать итоговым, я пыталась впервые по возможности полно отразить жизненный и творческий путь одного из крупнейших русских поэтов двадцатого века — с момента выхода в Москве первого цветаевского сборника «Вечерний альбом» (конец 1910 года) — вплоть до кончины поэта 31 августа 1941 года в Елабуге.
По моему убеждению, самое важное и необходимое, но и самое трудное — проникнуть в творческую и житейскую психологию творца, рассказать о его быте и бытии, о его трудах и днях одномоментно, не отделяя одно от другого, а сливая воедино, — как всегда бывает в жизни. Только таким образом можно хотя бы в какой-то мере достоверно воскресить живую жизнь и судьбу любой творческой личности. Притом, я считаю, следует возможно больше предоставлять слово «герою» повествования: читателю ведь важно почувствовать, узнать и понять в первую очередь личность того, о ком пишет исследователь, и только потом — точку зрения самого исследователя, — а не так, как это десятилетиями насаждалось в нашем дурном литературоведении.
Стремление явить, говоря словами моей «героини», живое о живом я считаю своей главной задачей. И успех ее осуществления, безусловно, зависит от того, насколько непрерывно, без пропусков и умолчаний ведется рассказ.
Несмотря на то, что цветаевский архив закрыт до начала следующего столетия, я старалась написать книгу таким образом, чтобы все изложенное в ней было выстроено в последовательную, вплоть до месяцев, а подчас и дней, — панораму творений и жития поэта.
Я использовала материалы о Цветаевой, продолжавшие выходить постоянно, вплоть до дня, когда пишу эти строки. Все материалы, как опубликованные, так и не видевшие свет, тщательно выверены.
Чтобы не утяжелять текст, я не даю отсылок на источники, однако в конце книги приводится список основных материалов, использованных мной в работе.
Сердечно благодарю за помощь: М. И. Белкину, Н. Н. Бунина, Р.
Источник
ПТИЦА-ФЕНИКС
Т олько что вышла новая книга Анны Саакянц о Марине Цветаевой. В ее основу лег труд того же автора «Марина Цветаева. Жизнь и творчество» (М., «Эллис Лак», 1997, 1999; см. нашу рецензию в «РМ» *4163). Однако книгу, о которой идет речь, во многом можно считать новой. Дело не только в новых фактах, включенных в нее, но порой и в новой подаче содержания, в освобождении от некоторых чересчур объемных литературоведческих анализов и в предпочтении живого биографического материала. Материал этот взят в основном из двух появившихся в последние годы книг Цветаевой, вышедших в том же «Эллис Лаке» в серии «Неизданное»: «Сводные тетради» (1997) и «Семья. История в письмах» (1998). Значение этих материалов трудно переоценить. Так, в неожиданных подробностях открываются взаимоотношения Цветаевой с разными людьми: с князем С.Волконским, Б.Бессарабовым, Н.Плуцер-Сарной, К.Родзевичем. «Высвечивается» образ прелестного умного сына поэта, маленького Георгия «Мура».
И , конечно, личность самой Марины Цветаевой поворачивается новыми гранями.
В ыявлена и исправлена неточность, допущенная в книге «Марина Цветаева. Жизнь и творчество». На основании прежде доступных материалов автор полагал, что Цветаева приступала к поэме «Егорушка» дважды: в 1920 и 1928 гг. и дважды бросала замысел. На самом деле трижды: второй раз она принялась за поэму в 1923 г.; в «Сводных тетрадях» приведено продолжение поэмы, переписанное Цветаевой и использованное автором в новой книге. Можно в связи с этим в очередной раз выразить возмущение по поводу недоступности и по сей день цветаевского архива в Москве. Не говоря уже о том, что «Сводные тетради» беловые и обязаны были храниться в открытом доступе после того, как архив был обработан.
К недостаткам данного издания следует отнести, на мой взгляд, некоторое его упрощение. Так, в целях экономии места отсутствует список основной литературы, использованной автором, указатель имен, упоминаемых в текстах Цветаевой, ее литературных вечеров и т.д.
Т ем не менее книга Анны Саакянц сегодня по-прежнему представляет собой наиболее полное и современное повествование о жизни и творчестве Цветаевой.
© «Русская мысль», Париж,
N 4352, 8 февраля 2001 г.
ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »» : . |
Источник
Купить Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица-феникс, Анна Саакянц
Книга Анны Саакянц повествует о жизни известной русской поэтессы Марины Цветаевой. На основании уникальных, во многом ранее не опубликованных материалов автор повествует о трудной судьбе поэтессы, о ее творчестве, личных драмах, надеждах и разочарованиях.Судьбе, закончившейся самоубийством поэтессы, оставшейся в 1941 году одинокой в далеком городе Елабуге на Урале. Показать
Если Вы не читали книгу «Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица-феникс», Вы можете купить её в магазинах:
Внимание! Если Вы заметили значок с подарком — рядом с блоком цены магазина, кликните на него и получите информацию о том, как получить существенную скидку!
Вы можете приобрести книгу Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица-феникс дешевле, чем в обычных магазинах, для этого выберите наиболее подходящий для Вас интернет-магазин и перейдите по ссылке «Купить». Вы сможете использовать различные варианты оплаты товара, наиболее удобные для Вас.
Информацию о способах оплаты и доставки Вы сможете узнать на странце каждого магазина, после того, как перейдете по ссылке Купить книгу Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица-феникс.
Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица-феникс
- Издательство: Центрполиграф
- Год: 2002
- ISBN: 9781561009374
Источник