Бинарная оппозиция человек природа

Является ли бинарной оппозицией следующая пара: Природа – культура?

Культура- способ познания мира и себя, как неотъемлемой его части, то, как мы пытаемся объяснить всё происходящее вокруг.

О человеке мы говорим как о существе био-социальном. В течение жизни он растёт, развивается, социализируется, начинает к чему-то стремиться, чего-то достигать, что-то у него получается, а что-то ему «не дано», пробует, бросает, теряется, снова пробует, и так всю жизнь.

Если бы человек не научился находить объяснение тем процессам и явлениям, которые его окружали, фокусы психики давно свели бы его с ума. Так,на мой взгляд, и появилась религия(от первоначальных её истоков в виде анимизма, тотемизма и т.д., до того, что мы имеем сейчас). Или, к примеру, наука – такой же способ познания мира, только объяснение его устройства другим способом.

А почему человеку необходимо находить ответы на поставленные вопросы? Ответ кроется в природе самого человека — нам сложно находиться в неопределённости.

Если бы человек не научился петь, играть на музыкальных инструментах, писать стихи, вязать куклы, ремонтировать машины и т.д. все негативные эмоции, страшные мысли давно бы взяли над ним вверх. Сублимация негативного в искусство есть естественная потребность человека.

Однако, не каждый находит выход в этом. Кто-то спивается, кто-то начинает колоться, кто-то сходит с ума, не в состоянии взять ответственность за жизнь в свои руки, кто-то становится озлобленным на весь мир, кто-то начинает страдать психо — соматическими болячками, а кто-то продолжает медленно плыть по течению, как будто это крест, который он должен нести всю свою жизнь.

Культура есть природа. Природа её двигатель, её первоисток.

Это то, как я вижу любое проявление человеком своей индивидуальности, того, что мы можем назвать искусством. То, что помогает одинокому в этом мире человеку почувствовать себя всемогущим и всезнающим; то, что даёт уверенность в происходящем и держит нас «на плаву».

Читайте также:  Дольник непослушное дитя природы

Поэтому так важно уметь сублимировать свои чувства, не только неопределённые, негативные, но и те, что несут позитив, во что-то большее, чем просто боязнь перед неизвестностью.

А) Ф.Ницше. Я уверена наверняка, что для Ницше пара Природа-Культура являлась бинарной. В своих трудах он утверждал, что человек либо творец(культура), либо материал для творчества(природа). Высокая культура может возникнуть лишь там, где есть полярные друг другу касты: каста работающих и праздных, каста принудительного или свободного труда.

Борьба дионисийского начала, как начала чувственного(культура) и аполоновского, как рационального(природа), является двигателем культура. И культура развивается благодаря противоборству двух начал.

Б)Для З.Фрейда, я уверена, эта пара тоже представлялась бинарной. В его концепции об уровнях человеческой психики он выделят два противополжных друг другу элемента:ОНО И СУПЕР-Я.

ОНО- первичные влечения человека, имеющие природное происхождение, слепые инстинкты.

Сверх-я –выработанные временем моральные стандарты, моральная сила личности, стремление к идеалу, духовное развитие, то есть культура.

Несмотря на то, что обе эти составляющие всегда находятся в тесной взаимосвязи, это противополжные друг другу элементы, имеющие разные источники развития.

В)К.Г.Юнг пришёл к выводу о том, коллективное бессознательное(не только индивидуальное в человеке) имеет не природный, а культурный характер. Здесь нет никаких сомнений, что пара Природа-Культура является для него бинарной.

Для Юнга источник культура –сознательное и бессознательное, взаимодополняющие друг друга. А опыт предыдущих поколений, память о природной среде зепечатлены в коллективном бессознательном.

Безусловно, вопрос Природа-Культура как бинарная оппозиция не может быть просто разрешён, и в каждой теории есть свои веские доводы. Однако я считаю, что начало у всего, что может происходить с человеком, является момент его рождения, его природа, и его интуитивное стремление к познанию мира.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Читайте также:  Виды природных ресурсов таблица заполненная

Найдите 2 минуты и прочитайте про:

Виды толкования норм права Существует несколько видов толкования. В юридической литературе различают толкование по объему и толкование по субъекту. Толкование.
Особенности медицины в Древнем Риме История Древнего Рима ведет свое нача­ло от 753 г. до н.э. — года основания города Рима. Этапы истории Древнего Рима.
КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ Содержание §1. КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ §2 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ РЯДЫ С.
Типовые билеты с ответами по физике для 11 класса Б№ 1 1• Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение.
Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения Тема 6. Чрезвычайные ситуации Основные понятия и определения Известно.

Источник

§2. Бинарные оппозиции.

Бинарная оппозиция (лат. binarius — двойной, двойственный, состоящий из двух частей) — тип отношений в семиотических системах, в рамках которого знак приобретает свое значение и смысл только через отношение со знаком, стоящим к нему в оппозиции. Принцип бинаризма сформировался в лингвистике, а затем получил распространение в семиотике, где основной стала оппозиция «означающее — означаемое». В рамках бинаризма отношения противоположностей, возникших в результате дихотомического разделения, приобретают статус организующего центра, обеспечивающего упорядоченность и устойчивость структуры. В теории структурализма бинаризм из частного приема превращается в фундаментальную категорию и сущностный принцип природы и культуры. Согласно классическому структурализму, все отношения между знаками сводимы к бинарным структурам — к модели, в основе которой находится наличие или отсутствие определенного признака. Леви-Строс использовал бинарные отношения типа «природа — культура», «растительное — животное», «сырое — вареное» и им подобные при анализе социального устройства, культурной и ментальной жизни первобытных племен.

Важность принципа биполярности при восприятии мира подчеркивают многие исследователи, полагая, что уже первобытный человек пытался упорядочить окружающий мир, категорируя его с помощью множества бинарных оппозиций: жизнь — смерть, небо — земля, солнце — луна, день — ночь, огонь — вода, животное — человек, мужчина — женщина, старший — младший, свой — чужой, счастье — несчастье, правое — левое, светлое — темное и т.п. Причем парность категорий сопровождалась у него абсолютизацией их противоположности.

Читайте также:  Дикая природа острова ява

Причина изначальной дуалистичности человеческого мышления состоит в том, что архаичный человек остро ощущал внутреннюю конфликтность мира. В настоящее время не все исследователи рассматривают биполярность в качестве универсального принципа категоризации. Одни, анализируя мышление современного человека, выделяют однополюсные смысловые конструкты, для которых характерно отсутствие семантических оппозиций.

По мнению Леви-Строса, именно использование бинарных оппозиций при категоризации мира свидетельствует о том, что между научным и мифологическим мышлением не существует качественных различий, так как в обоих случаях работает одна и та же логика. Прогресс произошел не в мышлении, а в мире, окружающем человечество, которое в процессе долгой истории сталкивалось со все новыми явлениями. Согласно концепции Леви-Строса, функция мышления на любых этапах истории человечества состоит в категоризации мира с помощью бинарных оппозиций. Неприрученная мысль, как и мысль современного человека, является логической. Но если в мифологическом мышлении классификации осуществляются на уровне чувственно воспринимаемых свойств предметов и полученные знания построены из знаков, то научное мышление обращено к абстрактным качествам, и знания состоят из понятий.

Многие этнологи утверждают, что бинарные оппозиции вовсе не являются внутренне присущими всем явлениям, которые Леви-Строс анализирует, а представляют собой часть созданной им концептуальной схемы. Сам же Леви-Строс так отвечает на критику: «Так как мое мышление и мышление южноафриканских индейцев не имеют качественных различий, не важно, моя ли мысль придала определенную форму мысли индейцев, или их мысль повлияла на созданную мной концепцию».

Источник

Оцените статью