Проектная работа «Биоритмы — внутренние часы человека»
Данная работа позволит изменить свою учебную и трудовую деятельность, пересмотреть свой режим дня и, как результат, улучшить свои учебные достижения.
Просмотр содержимого документа
«Проектная работа «Биоритмы — внутренние часы человека»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Южа,
Южский район, Ивановская область
Индивидуальный итоговый проект по биологии на тему
«Биоритмы — внутренние часы человека»
Красильщикова Татьяна Николаевна, учитель биологии
Глава 1 Биоритмы как живые часы человека 1.1 Понятие биологического ритма ………………………………………5
1.2 Классификация биоритмов. …………………………………………..6
1.3. Влияние биоритмов на работоспособность человека ……………..10
1.4. Нарушение биологических ритмов …………………………………11
Глава 2 Определение биоритма
2.1 Практическая часть по определению хронотипов ……………..13
«Подходящий момент не выбирают, не предполагают и не определяют: он заложен в нас, в наших генах и работает от момента пробуждения до погружения в сон, а также каждую секунду между ними»
Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и заканчивая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время. Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Каждый орган организма, его клетка имеет свой собственный ритм, измеряющийся в секундах, часах, днях, неделях.
В настоящее время в нашей стране и за рубежом проводятся большие работы по исследованию биоритмов человека. Управление внутренними ритмами человека имеет важное значение, не только, для нормализации ночного сна, но и для устранения ряда заболеваний нервной системы, имеющих функциональный характер (например, неврозов). Установлено, что суточное изменение внутренних ритмов, свойственных здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются.
Цель работы: Изучить особенности индивидуальных биоритмов членов моей семьи и выяснить, как они связаны с в природными ритмами (лунными, суточными)
- Проанализировать и изучить литературу по данной теме
- Определить к какому типу биологического ритма относятся члены моей семьи.
- частично-поисковый,
- аналитический.
- Биоритмы как живые часы человека
- правильное чередование сна и бодрствования;
- работа в часы наибольшей активности, согласно индивидуальным биоритмам;
- прием пищи в одно и то же время;
- ежедневные прогулки, занятия физкультурой и спортом;
- подбор профессиональной деятельности, согласно генетическим особенностям биоритмов;
- борьба со стрессом, применениеметодов релаксации и медитации.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Биоритм
- www.knigikratko.ru
- https://cyberleninka.ru/article/n/fiziologicheskaya-harakteristika-lits-s-razlichnymi-hronotipami
- https://www.softportal.com/get-915-bioritmi.html
- https://mobywin7.com/?s=52&ref=wp_w58879p157_eldrdrbt&url=register&click_id=2n3bkv93iapgc
- http://sites.reformal.ru/stanzdorovei.ru/
- https://school-science.ru/5/1/33922
- https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=821135
- https://lyna.info/circadies/
- Сеть Интернет, Википедия.
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица 1
Дата | Время измерений | Температура тела, t | Частота пульса, уд./мин. | |||||
Ольга Владимировна | Сергей Игоревич | Настя | Ольга Владимировна | Сергей Игоревич | Настя | |||
6.02.2021г. | 10:00 12:00 14:00 16:00 18:00 | 36/6 36/7 36/6 36/6 36/3 | 36/5 36/6 36/6 36/7 36/6 | 36/4 36/5 36/7 36/8 36/6 | 67 68 66 65 65 | 64 66 67 74 67 | 65 67 67 68 66 | |
7.03.2021г. | 10:00 12:00 14:00 16:00 18:00 | 36/6 36/7 36/6 36/6 36/5 | 36/5 36/5 36/6 36/7 36/6 | 36/5 36/6 36/6 36/7 36/7 | 68 70 66 66 65 | 65 67 66 69 68 | 66 67 67 68 67 | |
8.03.2021г. | 10:00 12:00 14:00 16:00 18:00 | 36/6 36/7 36/6 36/6 36/5 | 36/5 36/5 36/6 36/8 36/7 | 36/5 36/6 36/7 36/8 36/7 | 68 69 68 66 65 | 65 66 67 75 66 | 67 67 68 69 68 |
Хронотипы | Пик активности | Спад активности
———————————————
«Жаворонок» — 8-10 ч утра — 5-7 ч вечера
«Голубь» —— 12-4 ч дня —- ясного спада нет
«Сова» ——- 4-6 ч вечера — 7-11 ч утра
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Определение типа суточной работоспособности по тесту Остберга 1. Трудно ли Вам вставать рано утром? а) да, почти всегда; б) иногда; в) редко; г) крайне редко. 2. Если бы у Вас была возможность выбора, в какое время Вы бы ложились спать: а) после 1 часа ночи; б) с 23.00 до 1.00 в) с 22.00 до 23.00 г) до 22.00 3. Какой завтрак Вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения? а) плотный; б) менее плотный; в) можете ограничиться варенным яйцом или бутербродом; г) достаточно чашки чая или кофе. 4.Если Вы вспомните Ваши последние размолвки на работе (в школе) или дома, в какое время они преимущественно происходили? а) в первой половине дня; б) во второй половине дня. 5. От чего Вы могли бы отказаться с большей легкостью? а) от утреннего чая или кофе; б) от вечернего чая. 6. Насколько точно Вы можете оценить промежуток времени, равный 1 минуте ? а) меньше минуты; б) ровно или больше минуты. 7. Насколько легко нарушаются Ваши привычки, связанные с принятием пищи, во время отпуска (каникул)? а) очень легко; б) достаточно легко; в) трудно; г) остаются без изменений. 8. Если рано утром предстоят важные дела, насколько времени раньше Вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком? а) более чем на 2 часа; б) на час-два раньше; в) меньше, чем на час; г) как обычно. Анализ теста Утренний тип – «жаворонки» — 7-8 баллов. Промежуточный тип — «голуби» — 8-13 баллов. Вечерний тип работоспособности – «совы» — более 14 баллов. Ключ теста Остберга
№ | А | Б | В | Г |
1. | 3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
2. | 3 | 2 | 1 | 0 |
3. | 3 | 2 | 1 | 0 |
4. | 1 | 0 | ||
5. | 2 | 0 | ||
6. | 0 | 2 | ||
7. | 0 | 1 | 2 | 3 |
8. | 3 | 2 | 1 | 0 |
Источник