- 31.Антропогенез и его комплексный характер. Философия о биосоциальной духовной природе человека. Природа человека в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса.
- 26.Антропогенез и его комплексный характер. Философия о биосоциальной и духовной природы человека. Природа человека в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса.
- 27. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность».
- Биосоциальная природа человека
31.Антропогенез и его комплексный характер. Философия о биосоциальной духовной природе человека. Природа человека в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса.
Человек — сложная целостная система, которая в свою очередь явл. компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Это обусл. тем, что чел-к явл. существом биосоциальным. Антропогенез— учение о происхождении чел-ка, его формир. как биосоциального существа. До 19 века в Европ. мысли господствовалатеистическая антропологич. концепция, согласно которой человек есть сущ-во, сотворенное Богом. Человек создан по образу и подобию божьему. Признание человека как отблеска высшего света и объясняет, почему чел. стремится к этому отблеску. Согласно этой теории, чел. не имеет развития и истории. Здесь отсутствует объяснение естеств. причин и закономерностей появления и развития мира и чел-ка. Научное осмысление проблемы антропогенеза нач. в 19 веке. Главное достижение —эволюционная теория Ч.Дарвина. Эволюция осущ. в результате 3 осн. факторов: изменчивости, наследственности, естеств. отбора. Дарвин не включил в нее влияние социального фактора, не затронул роль труда в процессе антропогенеза. На эту роль было обращено внимание в трудовой теории антропогенеза (Энгельс) Начало трудовой деятельности привело к изменению телосложения (прямохождение, развитие руки, речи, мозга, мышления). Орудия труда — к сплочению коллектива, закрепл. и передачи коллективного опыта. Возникают соц-нравственные отношения (возникают табу), прорыв в более конструктивное будущее. Итак, становление человека и общества — взаимосвяз. процесс и важнейшая роль принадл. в нём труду. Символический аспект – не менее важна роль символов в ходе стоновл. общества. Сущ. след. теории эволюции: мутационная (Фриз), синтетическая (Четвериков), теория самоорганизации систем и эволюц. Теория антропогенеза (де Шарден — выявил человека синантропа). Природу человека выражают:1)человек-земное творение;2)входя в природу, чел. возвыш. над ней;3)чел.имеет психику,разум,ценности;4)ему присущи противоречия между сознательным и бессознат.5)его бытие социально;6)изменяя условия сущ.,чел.творит мир культуры и совершенствует себя. Человек — сущ. биосоциальное.1)он есть дитя природы, не может выйти за её рамки. Биологическое в человеке выражается в генотипе и др. процессах его организма. Соц. и биологич. находятся в чел. в неразрывном единстве, сторонами которого явл. личность как соц. качество, организм как природная основа. Следует избегать 2 крайних точек зрения : абсолютизм соц. фактора (чел. как абсолютный продукт соц. среды) и абсолютизм биологич. фактора (расистские теории, утвержд. природное превосход. одной расы над другой). Тесная взаимосвязь биологического и социального. Биологическое в чел. осуществляется и удовлетворяется в соц форме( продолжение рода, еда, питьё и т. д ).Младенец в стае животных даже если выживает физически, никогда не станет человеком. Для этого надо пройти период социализации. Но очеловечивание природы на практике не всегда благоприятно. Общество способно пагубно влиять на окружающую среду. Это становится глобальной проблемой, её решение связано с выживанием самого человека.
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник
26.Антропогенез и его комплексный характер. Философия о биосоциальной и духовной природы человека. Природа человека в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса.
Антропогенез — процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида. Поскольку возникновение физического типа человека происходило одновременно с образованием общества как надприродной системы связей между индивидами, проблема антропогенеза в философии и науке интерпретируется одновременно и как проблема антропосоциогенеза и антропокультурогенеза.
На сегодняшний день антропогенез изучается целым комплексом наук, где исследования строятся преимущественно на анализе гоминидной триады, под которой понимаются генетически закрепленные признаки, составляющие специфику человечества как биологического вида. К последним относятся: прямохождение; кисть, приспособленная к изготовлению орудий труда; высокоразвитый мозг, обеспечивающий возможность абстрактного мышления и языка.
Статус этой проблемы в философии определяется тем, что решение ее во многом приближает нас к разгадке сущности человека. Тенденции интерпретации антропогенеза в философии могут быть разделены на две основные группы: креационистские и эволюционные.
Креационизм рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Основное отличие креационизма от других моделей определяется пониманием человека как принципиально иного по сравнению с остальной природой образования, соответственно для его появления необходимо участие надприродных, сверхъестественных сил, Бога.
Научно-технический прогресс прочно укоренился в нашей сегодняшней жизни. Современный человек с молоком матери впитывает представление о его несомненной пользе. Ощущение движения вперед поддерживается еще и тем, что внедрившиеся в нашу жизнь достижения научно-технического прогресса кажутся нам жизненно важными. Ложность этого ощущения легко увидеть на примерах новинок научно-технического прогресса, освоенных в обиходе в самое последнее время. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский написал все свои сочинения от руки, великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому посчастливилось дожить до пишущих машинок, а сейчас каждый первоклассник печатает «мама мыла раму» на компьютере и искренне уверен, что без компьютера он не сможет приготовить уроки.
Вторая причина заключается в том, что премудрость человеческих творений, каких бы высот она ни достигала, есть ничто по сравнению с непостижимой до конца для человека премудростью Божиего мироустройства.
27. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность».
Человек — это понятие относится к человеческому роду в целом и выражающее те социальные характеристики, которые отличают его от животного. Биологическая сторона в чел.-ке присутствует в снятом виде. Индивид — отдельный представитель чел-го рода. Личность — это действительность индивида, как соц-ого феномена, это субъект общественных отношений, реализующий себя в соц-ой деятельности. Индивидуальность — это конкретная личность в её неповторимом сочетании социальных и психофизиологических особенностей. Положение о том, что человек существо биосоциальное, при сохранение биол-го в нем существенно меняет его и позволяет перейти к качественно новому бытию. Общество как система человеческих отношений для каждого индивида одновременно выступает и внешней соц-ой средой и внутренним условиям его жизнедеятельности.
Человек — индивид, личноcть, индивидyaльноcть.
Индивид (от лат. individuum — неделимое), первоначально — лат. Перевод греч. понятия ‘атом’ (впервые у Цицерона), в дальнейшем — обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.
Индивидуальность — неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.
Личность — общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Человека ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ. словиями его функционирования и развития, с деят-тью, в ходе к-рой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.
Ч. — совокупность всех обществ. отношений.
1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч.
2) натуралистич. (биологич.) понимание ч.
развитая индивидуальность->многообразие соц. качеств
Источник
Биосоциальная природа человека
Вопрос о происхождении человека – это начало всех суждений о его природе. В решении этого вопроса можно выделить несколько основных подходов. Креационизм рассматривает человека как творение Бога. В этом своем качестве он выступает как несовершенное отображение всесовершенной божественной личности.
Уфологический подход атстаивает идею неземного, космического происхождения человека и основывается на трудностях и догадках, с которыми сталкивается наука в решении проблемы антропосоциогенеза.
Натурально-эволюционный подход трактует происхождение человека как объективно-закономерный результат природной и социальной эволюции.
Схематически научные представления об антропосоциогенезе можно представить следующим образом. Примерно 3,5 – 5,5 млн.лет назад природно-климатические изменения на Земле (геомагнитные инверсии, изменение температурного режима планеты, изменение флоры и фауны) привели к формированию гоминид с атропоморфными признаками (прямохождение, специфическое строение рук и сложная организация мозга). Вместе они и составляют природно-биологические предпосылки формирования человека. Эти факторы дополнялись зарождающимися социальными факторами: эволюцией и и регулированием семейно-брачных отношений, табу, членораздельной речью, что вело к развитию трудовой деятельности, формирования социальных программ поведения и возникновению культуры. Процесс этот выглядит так: 3,5 – 5,5 млн. лет – гоминиды, австралопитековые; 0,5 млн. лет – архантропы (питекантропы и синантропы); 50 -40 тысяч лет назад появились неандертальцы; 45 – 15 тысяч лет – краманьонцы как родоначальники современного типа человека. Было принято считать, что на этом биологическая эволюция человека завершилась и началась его социальная эволюция.
Одна из основных проблем природы человека – это проблема души и тела, их взаимоотношений. Бытие отдельного человека есть непосредственно данным единством духа и тела. С этой точки зрения человек представляет собой комплексную материально-духовную, объективно-субъективну реальность. При этом духовное и субъективное значат не меньше, чем материальное и объективное. Философские поиски человека – это, прежде всего, поиски связи между телои и духом, телом и мыслью, переживанием, волей – тем, что традиционная философия и теология называли душой, а современная наука определяет как психику. Проблема души и тела – это известная психо-физиологическая проблема, которая на разных этапах истории человечества решалась анимистическими, религиозными, философскими средствами. Во второй половине ХІХ в. эта проблема выделилась из философии и стала основанием особой науки – психологии. В философии же она проявлялась как проблма идеального, как вопрос о взаимосвязи биологического и социального в человеке.
Человека можно рассматривать как биологическое существо. В этом своем качестве он является организмом, частью природы. Человека можно рассматривать и как социальное образование, тогда он предстает как личность. В реальной жизни реального человека отделить одно от другого невозможно. Биологическое в человеке – это совокупность телесных свойств, развившихся от животных предков и изменявшихся под воздействием социальных факторов.Биологические качества являются необходимой предпосылкой и условием существования человека и составляют природные основания для формирования личности. Они, таким образом, выступают основой социальной жизни человека.
Социальное – это все то, что человек приобретает в процессе антропосоциогенеза, что возникает в онтогенезе в результате отношений человека с другими людьми. С этой точки зрения человек – это социально детерминированная и социально интегрированная система, биологические особенности которой контролируются социальными качестваами. Наиболее отчетливым проявлением социальности человека выступает его интенциональность, связанная с желаниями, склонностями, интересами, идеалами, нормами, оценками, убеждениями, мировоззрением. Поведение человека детерминировано не природными законами, а специфически человеческими мотивами и оценками и осуществляется на основе цели как ценностно ориентированной интенциональности.
Человек, таким образом, – это биосоциальное существо, существование которого обусловлено двумя программами: биологической и социокультурной.
Источник