- Конспект урока в 6 классе «Биологическое и социальное в человеке»
- 1. Биосоциальная сущность человека
- Презентация на тему «Человек биосоциальное существо» презентация к уроку по обществознанию (6 класс)
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Человек как биологическое и социальное существо. Наследственность
- Чем человек отличается от животных?
- Человек как биологическое и социальное существо
- Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?
- Можно ли влиять на наследственность?
- Часто задаваемые вопросы
Конспект урока в 6 классе «Биологическое и социальное в человеке»
3.воспитательная – способствовать росту личностного самосознания ученика.
План изучения нового материала:
1.Что такое человек? Происхождение человека
2.Биологическое и социальное в человеке.
3.Наследственность – биологическая сущность людей
4.Роль общества в формировании человека.
I . Организационный момент. Проверка домашнего задания ( рассказ “Мое знакомство с обществознанием)
II. Мотивационный этап.
Предлагаю начать урок со стихотворения
Когда хороший человек рождается на свет,
На нём отметки « хорошо » нигде, конечно, нет.
Но он живёт, растёт, творит, он делает добро,
И каждый, встретившийся с ним, сказал: » Мне крупно повезло! «
Мне повстречался человек отзывчивый такой,
С большой и светлою душой и умной головой.
И если б каждый был таким, жилось бы так светло.
Сама Земля сказала б им: » Мне крупно повезло «.
-Как вы понимаете смысл стихотворения?
-Что значит «хороший человек»?
-Почему, если встретился в жизни такой человек, то значит «повезло»?
-Хорошим человеком рождаются или становятся?
Ученики формулируют ответы, пытаются дать точные определения , в результате вступительной беседы приходят к выводу о существовании в человеке черт, данных природой и черт, полученных в результате воспитания и влияния других людей.
Т ема нашего урока « Биологическое и социальное в человеке ».
-Что означает данная формулировка?
-Какие вопросы мы должны с вами рассмотреть, чтобы разобраться в данной теме?
Проблемный вопрос урока — Что такое «Человек»? Чем человек отличается от животных?
-Вспомним, когда появился человек на планете? Как изменился в процессе эволюции? Что отличало человека от животных?
Учитель вместе с учениками вспоминает изученное на истории в 5 классе .Ученики дополняют друг друга.
Материал для воспоминания:
С момента появления на Земле и до начала XXI в. века человек прошел длительный путь развития. Если мы мысленно посмотрим весь пройденный путь человечества, то увидим, какие огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике, формах общения и в окружающей среде. Ученые уверены, что ни одно живое существо на планете за это время так сильно не изменилось. Только человек смог столь значительно преобразиться сам и преобразовать окружающий мир. Существует множество версий появления человека на Земле. Наиболее распространенными из них являются божественная, космическая и эволюционная теории.
Божественная теория утверждает, что человек, как и все живое на нашей планете, был создан Богом. Космическая теория говорит о том, что жизнь на нашу планету была привнесена из космоса, из иных миров.
Эволюционная теория отмечает, что человек возник в ходе естественной и длительной эволюции жизни на Земле. Но, несмотря на такое многообразие теорий по проблеме происхождения человека, наука с достаточной степенью достоверности утверждает, что древнейшие люди появились на Земле около 2 миллионов лет тому назад в Африке. При этом, первобытный человек значительно отличался от современных людей. Он не умел говорить, а лишь издавал звероподобные звуки, его внешний вид сильно напоминал обезьяну (низкий, скошенный лоб, выдающаяся вперед челюсть, сильно выраженные надбровные дуги, сутулость), объем его мозга был значительно меньше, чем у человека нашего времени. Но при этом, древнейшие люди жили и трудились сообща и отличались от животных умением изготовлять и использовать простейшие орудия труда. По мнению ученых, именно трудовая деятельность способствовала выделению человека из мира животных.
Формирование человека современного вида шло следующими путями:
3) совершенствование мозга;
4) формирование трудовых навыков.
Такой человек (в науке его называют «homo sapiens» — «человек разумный») появился около 40 тыс. лет тому назад. К этому времени человек научился говорить, добывать огонь, шить одежду и строить жилище. В коллективной трудовой деятельности человек развивался как существо общественное, социальное.
Источник
1. Биосоциальная сущность человека
Желание многих исследователей понять сущность человека породило множество предположений и рассуждений на эту тему. Однако на данном этапе развития науки преобладает понимание человека как биосоциальной сущности .
Биосоциальное в человеке — соотношение биологического , то есть того, что обусловлено процессами, происходящими в природе, и социального (общественного).
При этом отсутствие жёсткой программы биологических свойств наделяет человека способностью адаптироваться к разным условиям жизни. Например, детёныши животных с рождения руководствуются инстинктами. Выживают благодаря подсказкам, заложенным самой природой (что можно кушать, а что нет, кого стоит бояться и т. д).
Человеческое дитя, в сравнении с остальными живыми существами, после рождения максимально неприспособленно к самостоятельной заботе о себе. И именно в семье и обществе происходит становление человека. Ведь родители учат жизни в обществе, передают свои знания об окружающем мире, показывают как трудиться.
Общество является главным условием для приобретения качеств, которые отличают человека от животного, ведь именно в нём человек проходит процесс социализации .
Становление начинается с малого: узнавание голоса родных, постепенное коммуницирование с окружающим миром, а далее осуществляются действия, благодаря которым восприятие становится более осознанным. Наступает осознание себя и всего, что окружает ребёнка в этом мире. Лишь после этого, когда социальная сторона становится ярко выраженной, стоит говорить о нём как о человеке, как о существе биосоциальном.
у каждого человека есть рот и уши, но научиться мыслить и общаться он может только во взаимодействии с обществом.
Таким образом, человек является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом . Это тесная зависимость говорит нам о биосоциальной сущности человека.
Источник
Презентация на тему «Человек биосоциальное существо»
презентация к уроку по обществознанию (6 класс)
Сознание – это высший уровень психической деятельности, который позволяет человеку воспринимать окружающий мир и происходящие в нем события, осмысливать их и оценивать. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Личность э то совокупность качеств человека , которые приобретаются в процессе жизни в обществе , в результате деятельности и в процессе общения с другими людьми . Только личность обладает сознанием
Социальные роли личности Самосознание – это понимание человеком сути собственной личности, осознание своего места в обществе и целой картины мира. Самореализация человека — это процесс выявления и применения в определённой деятельности способностей и талантов личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Биосоциальная природа человека»
Презентация к уроку в 11 классе.
Презентация «Человек-биосоциальное существо»
Презентация «Человек-биосоциальное существо». Учебная дисциплина «Обществознание».
Презентация «. Кажется, эта сказка существовала всегда»
Презентацию можно использовать для проведения внеклассного мероприятия, посвященного творчеству П.П. Ершову.
урок в 5 классе по теме «Человек-биосоциальное существо. Наследственность.»
урок в 5 классе по теме Человек-биосоциальное существо. Наследственность.Цель: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследст.
Презентация на тему » Изумительные существа» 5 класс
научиться составлять сообщение по теме «Удивительные животные»;познакомиться с интересными фактами жизни диких животных;расширить знания об использовании настоящего простого времени при со.
Анатомия и физиология человека. Человек как биосоциальное существо
Кроссворд по теме «Анатомия и физиология человека. Человек как биосоциальное существо".
Урок внеклассного чтения в 10 классе Доброта – спутник «разумных существ»? (урок — размышление по рассказу «Разумные существа» В. Дёгтева)
Предлагаем материал к уроку внеклассного чтения в 10 классе в рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока — на материале рассказа В. Дегтева «Разумные существа» .
Источник
Человек как биологическое и социальное существо. Наследственность
Человек считается венцом природы. А что позволяет поставить его на верхнюю ступень эволюции? Этот вопрос на протяжении многих веков занимает умы мыслителей и философов.
Попробуем разобраться, кто же такой человек и чем он отличается от других живых существ.
Чем человек отличается от животных?
Человек является частью природы. И, как любое живое существо, он обладает врожденными инстинктами, испытывает определенные потребности и может приспосабливаться к окружающей среде.
Сходство с животными | Отличие от животных |
---|---|
Наделен инстинктами | Обладает разумом и речью |
Обладает чувством самосохранения | Умеет создавать орудия труда |
Может подражать другим существам | Пользуется опытом предков, передает его потомкам |
Приспосабливается к внешней среде | Преобразует внешнюю среду |
Заботится о потомстве | Способен к творчеству |
Имеет схожее строение организма | Планирует свои действия |
Из таблицы видно, что человек обладает признаками не только биологического существа.
Человек еще и существо социальное. Это означает, что человек живет в обществе и по законам этого общества. В этом заключается его главное отличие от животных.
Человек как биологическое и социальное существо
Итак, человек имеет биосоциальную природу. Он рождается как биологическое существо, а развивается как социальное.
Биологическая сущность человека выражена в наличии природных особенностей. Но лишь с помощью социальной природы люди могут преобразовывать себя.
Человеческий организм во многом схож с организмом животных.
Но только человек может сознательно изменить свое тело. Например, заниматься спортом или ограничивать себя в пище, чтобы похудеть.
Ученые доказали, что мозг дельфина, слона и обезьяны максимально схож с человеческим.
Однако человек может развивать свой мозг с помощью тренировок. Этому способствуют письмо, чтение, решение логических задач, даже рисование.
Природные предрасположенности человека тоже реализуются в социальной среде. Человек может обладать даром художника или быть физически сильным, но достичь успеха ему помогут только занятия с мастерами своего дела.
Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?
Наверняка, вы не раз слышали о том, что похожи на маму или папу. А приходилось ли вам задумываться о том, почему так происходит?
Любое живое существо наследует от своих родителей определенные биологические характеристики.
Наследственность — это способность живых организмов передавать генетическую информацию (индивидуальные особенности) своим потомкам.
К таким индивидуальным особенностям относятся физические качества существа, эмоциональные характеристики и его инстинкты.
Инстинкты — врожденные реакции организма на внутренние или внешние изменения.
В инстинктах также выражается и биологическая сущность человека. Как и животные, человек испытывает желание пить, есть, спать, чувствует холод и голод.
Человек наследует от своих родителей особенности своей внешности и строения организма. Например, цвет волос, цвет глаз, рост. Поэтому родственники похожи между собой.
Существуют генетические особенности, характерные только для человека: прямохождение, способность к речевому мышлению и творческой деятельности.
Можно ли влиять на наследственность?
В каждом человеке на генетическом уровне уже заложены определенные качества и признаки: телосложение, тембр голоса, темперамент. Но большое значение имеет и социальная природа человека.
Только в обществе человек может стать лучшей версией себя и даже повлиять на наследственность. Значительную роль при этом играют условия жизни, воспитание, образование.
Некоторые дети рождаются глухими или слепыми. Но и они могут вести полноценную жизнь.
Существуют центры, где таким людям оказывается помощь. В результате они получают возможность стать прекрасными специалистами.
Часто задаваемые вопросы
Человек является одновременно биологическим и социальным существом. Биологические признаки схожи с признаками животных (инстинкты, потребность в сне, питании, отдыхе), социальные признаки связаны с общественной жизнью человека.
Свойство живых существ передавать своим потомкам индивидуальные особенности на генетическом уровне.
Реакция организма, направленная на удовлетворение потребностей. Например, реакцией младенца на голод будет крик.
Источник