Биосоциальная природа человека обществознание 6 класс

Конспект урока в 6 классе «Биологическое и социальное в человеке»

3.воспитательная – способствовать росту личностного самосознания ученика.

План изучения нового материала:

1.Что такое человек? Происхождение человека

2.Биологическое и социальное в человеке.

3.Наследственность – биологическая сущность людей

4.Роль общества в формировании человека.

I . Организационный момент. Проверка домашнего задания ( рассказ “Мое знакомство с обществознанием)

II. Мотивационный этап.

Предлагаю начать урок со стихотворения

Когда хороший человек рождается на свет,

На нём отметки « хорошо » нигде, конечно, нет.

Но он живёт, растёт, творит, он делает добро,

И каждый, встретившийся с ним, сказал: » Мне крупно повезло! «

Мне повстречался человек отзывчивый такой,

С большой и светлою душой и умной головой.

И если б каждый был таким, жилось бы так светло.

Сама Земля сказала б им: » Мне крупно повезло «.

-Как вы понимаете смысл стихотворения?

-Что значит «хороший человек»?

-Почему, если встретился в жизни такой человек, то значит «повезло»?

-Хорошим человеком рождаются или становятся?

Ученики формулируют ответы, пытаются дать точные определения , в результате вступительной беседы приходят к выводу о существовании в человеке черт, данных природой и черт, полученных в результате воспитания и влияния других людей.

Т ема нашего урока « Биологическое и социальное в человеке ».

-Что означает данная формулировка?

-Какие вопросы мы должны с вами рассмотреть, чтобы разобраться в данной теме?

Проблемный вопрос урока — Что такое «Человек»? Чем человек отличается от животных?

-Вспомним, когда появился человек на планете? Как изменился в процессе эволюции? Что отличало человека от животных?

Учитель вместе с учениками вспоминает изученное на истории в 5 классе .Ученики дополняют друг друга.

Материал для воспоминания:

С момента появления на Земле и до начала XXI в. века человек прошел длительный путь развития. Если мы мысленно посмотрим весь пройденный путь человечества, то увидим, какие огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике, формах общения и в окружающей среде. Ученые уверены, что ни одно живое существо на планете за это время так сильно не изменилось. Только человек смог столь значительно преобразиться сам и преобразовать окружающий мир. Существует множество версий появления человека на Земле. Наиболее распространенными из них являются божественная, космическая и эволюционная теории.

Божественная теория утверждает, что человек, как и все живое на нашей планете, был создан Богом. Космическая теория говорит о том, что жизнь на нашу планету была привнесена из космоса, из иных миров.

Читайте также:  Всероссийское общество охраны природы руководство

Эволюционная теория отмечает, что человек возник в ходе естественной и длительной эволюции жизни на Земле. Но, несмотря на такое многообразие теорий по проблеме происхождения человека, наука с достаточной степенью достоверности утверждает, что древнейшие люди появились на Земле около 2 миллионов лет тому назад в Африке. При этом, первобытный человек значительно отличался от современных людей. Он не умел говорить, а лишь издавал звероподобные звуки, его внешний вид сильно напоминал обезьяну (низкий, скошенный лоб, выдающаяся вперед челюсть, сильно выраженные надбровные дуги, сутулость), объем его мозга был значительно меньше, чем у человека нашего времени. Но при этом, древнейшие люди жили и трудились сообща и отличались от животных умением изготовлять и использовать простейшие орудия труда. По мнению ученых, именно трудовая деятельность способствовала выделению человека из мира животных.

Формирование человека современного вида шло следующими путями:

3) совершенствование мозга;

4) формирование трудовых навыков.

Такой человек (в науке его называют «homo sapiens» — «человек разумный») появился около 40 тыс. лет тому назад. К этому времени человек научился говорить, добывать огонь, шить одежду и строить жилище. В коллективной трудовой деятельности человек развивался как существо общественное, социальное.

Источник

1. Биосоциальная сущность человека

Желание многих исследователей понять сущность человека породило множество предположений и рассуждений на эту тему. Однако на данном этапе развития науки преобладает понимание человека как биосоциальной сущности .

Биосоциальное в человеке — соотношение биологического , то есть того, что обусловлено процессами, происходящими в природе, и социального (общественного).

При этом отсутствие жёсткой программы биологических свойств наделяет человека способностью адаптироваться к разным условиям жизни. Например, детёныши животных с рождения руководствуются инстинктами. Выживают благодаря подсказкам, заложенным самой природой (что можно кушать, а что нет, кого стоит бояться и т. д).

Человеческое дитя, в сравнении с остальными живыми существами, после рождения максимально неприспособленно к самостоятельной заботе о себе. И именно в семье и обществе происходит становление человека. Ведь родители учат жизни в обществе, передают свои знания об окружающем мире, показывают как трудиться.

Общество является главным условием для приобретения качеств, которые отличают человека от животного, ведь именно в нём человек проходит процесс социализации .

Становление начинается с малого: узнавание голоса родных, постепенное коммуницирование с окружающим миром, а далее осуществляются действия, благодаря которым восприятие становится более осознанным. Наступает осознание себя и всего, что окружает ребёнка в этом мире. Лишь после этого, когда социальная сторона становится ярко выраженной, стоит говорить о нём как о человеке, как о существе биосоциальном.

у каждого человека есть рот и уши, но научиться мыслить и общаться он может только во взаимодействии с обществом.

Таким образом, человек является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом . Это тесная зависимость говорит нам о биосоциальной сущности человека.

Читайте также:  День работников природно заповедного дела

Источник

Презентация на тему «Человек биосоциальное существо»
презентация к уроку по обществознанию (6 класс)

Сознание – это высший уровень психической деятельности, который позволяет человеку воспринимать окружающий мир и происходящие в нем события, осмысливать их и оценивать. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Личность э то совокупность качеств человека , которые приобретаются в процессе жизни в обществе , в результате деятельности и в процессе общения с другими людьми . Только личность обладает сознанием

Социальные роли личности Самосознание – это понимание человеком сути собственной личности, осознание своего места в обществе и целой картины мира. Самореализация человека — это процесс выявления и применения в определённой деятельности способностей и талантов личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Биосоциальная природа человека»

Презентация к уроку в 11 классе.

Презентация «Человек-биосоциальное существо»

Презентация «Человек-биосоциальное существо». Учебная дисциплина «Обществознание».

Презентация «. Кажется, эта сказка существовала всегда»

Презентацию можно использовать для проведения внеклассного мероприятия, посвященного творчеству П.П. Ершову.

урок в 5 классе по теме «Человек-биосоциальное существо. Наследственность.»

урок в 5 классе по теме Человек-биосоциальное существо. Наследственность.Цель: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследст.

Презентация на тему » Изумительные существа» 5 класс

научиться составлять сообщение по теме «Удивительные животные»;познакомиться с интересными фактами жизни диких животных;расширить знания об использовании настоящего простого времени при со.

Анатомия и физиология человека. Человек как биосоциальное существо

Кроссворд по теме «Анатомия и физиология человека. Человек как биосоциальное существо&quot.

Урок внеклассного чтения в 10 классе Доброта – спутник «разумных существ»? (урок — размышление по рассказу «Разумные существа» В. Дёгтева)

Предлагаем материал к уроку внеклассного чтения в 10 классе в рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока — на материале рассказа В. Дегтева «Разумные существа» .

Источник

Человек как биологическое и социальное существо. Наследственность

Человек считается венцом природы. А что позволяет поставить его на верхнюю ступень эволюции? Этот вопрос на протяжении многих веков занимает умы мыслителей и философов.

Попробуем разобраться, кто же такой человек и чем он отличается от других живых существ.

Чем человек отличается от животных?

Человек является частью природы. И, как любое живое существо, он обладает врожденными инстинктами, испытывает определенные потребности и может приспосабливаться к окружающей среде.

Сходство с животными Отличие от животных
Наделен инстинктами Обладает разумом и речью
Обладает чувством самосохранения Умеет создавать орудия труда
Может подражать другим существам Пользуется опытом предков, передает
его потомкам
Приспосабливается к внешней среде Преобразует внешнюю среду
Заботится о потомстве Способен к творчеству
Имеет схожее строение организма Планирует свои действия

Из таблицы видно, что человек обладает признаками не только биологического существа.

Читайте также:  Божественная природа человеческого тела

Человек еще и существо социальное. Это означает, что человек живет в обществе и по законам этого общества. В этом заключается его главное отличие от животных.

Человек как биологическое и социальное существо

Итак, человек имеет биосоциальную природу. Он рождается как биологическое существо, а развивается как социальное.

Биологическая сущность человека выражена в наличии природных особенностей. Но лишь с помощью социальной природы люди могут преобразовывать себя.

Человеческий организм во многом схож с организмом животных.

Но только человек может сознательно изменить свое тело. Например, заниматься спортом или ограничивать себя в пище, чтобы похудеть.

Ученые доказали, что мозг дельфина, слона и обезьяны максимально схож с человеческим.

Однако человек может развивать свой мозг с помощью тренировок. Этому способствуют письмо, чтение, решение логических задач, даже рисование.

Природные предрасположенности человека тоже реализуются в социальной среде. Человек может обладать даром художника или быть физически сильным, но достичь успеха ему помогут только занятия с мастерами своего дела.

Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?

Наверняка, вы не раз слышали о том, что похожи на маму или папу. А приходилось ли вам задумываться о том, почему так происходит?

Любое живое существо наследует от своих родителей определенные биологические характеристики.

Наследственность — это способность живых организмов передавать генетическую информацию (индивидуальные особенности) своим потомкам.

К таким индивидуальным особенностям относятся физические качества существа, эмоциональные характеристики и его инстинкты.

Инстинкты — врожденные реакции организма на внутренние или внешние изменения.

В инстинктах также выражается и биологическая сущность человека. Как и животные, человек испытывает желание пить, есть, спать, чувствует холод и голод.

Человек наследует от своих родителей особенности своей внешности и строения организма. Например, цвет волос, цвет глаз, рост. Поэтому родственники похожи между собой.

Существуют генетические особенности, характерные только для человека: прямохождение, способность к речевому мышлению и творческой деятельности.

Можно ли влиять на наследственность?

В каждом человеке на генетическом уровне уже заложены определенные качества и признаки: телосложение, тембр голоса, темперамент. Но большое значение имеет и социальная природа человека.

Только в обществе человек может стать лучшей версией себя и даже повлиять на наследственность. Значительную роль при этом играют условия жизни, воспитание, образование.

Некоторые дети рождаются глухими или слепыми. Но и они могут вести полноценную жизнь.

Существуют центры, где таким людям оказывается помощь. В результате они получают возможность стать прекрасными специалистами.

Часто задаваемые вопросы

Человек является одновременно биологическим и социальным существом. Биологические признаки схожи с признаками животных (инстинкты, потребность в сне, питании, отдыхе), социальные признаки связаны с общественной жизнью человека.

Свойство живых существ передавать своим потомкам индивидуальные особенности на генетическом уровне.

Реакция организма, направленная на удовлетворение потребностей. Например, реакцией младенца на голод будет крик.

Источник

Оцените статью