Биосоциальная природа человека социология

Соотношение социального и биологического в человеке

Как показывает наука о человеке, он имеет биологическую и социальную природу.

Можно выделить 4 концепции соотношения биологического и социального в человеке:

— человек – прежде всего, биологическое существо, подчиненное законам природы;

— человек – чисто социальное существо;

— человек имеет двойственную социально-биологическую природу и является биосоциальным существом;

— человек имеет целостную социальную природу, которая в снятом, подчиненном виде заключает в себе закономерности физической, химической и биологической форм материи.

Рассмотрим эти концепции подробнее .

1. Понимание человека как биологического природного существа преобладало в философии французских материалистов XVIII в. и Л. Фейрбаха. Оно противостояло идеалистической концепции Гегеля: с его точки зрения, человек – прежде всего, духовное мыслящее существо, а общество – это закономерный этап развития абсолютной идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естественного отбора и борьбы за существование.

Сегодня очевидно, что человек имея биологические потребности, удовлетворяет их в социально-обусловленных формах.

2. Определение человека как чисто социального существа широкой поддержки не получило.

3. Представление о человеке как биосоциальном существе получило наибольшее применение в научных направлениях. Так, при оказании туристских или экскурсионных услуг клиенты не должны испытывать физические нагрузки, слишком тяжелые для организма. Человеку необходимы также питание, сон и отдых. При оказании информационных, консультативных и образовательных услуг необходим учет биологических механизмов работы органов чувств и памяти: человек не может воспринимать и анализировать слишком большие потоки информации, ее нужно подавать в удобной для усвоения форме (устной, письменной или экранной).

По-разному происходит восприятие информации детей и взрослых. В общем, биологический компонент человеческих потребностей нельзя недооценивать (тем более что многие их этих потребностей – насущные), поведение человека определяется не только чисто социальными факторами.

4. Концепция целостной социальной природы человека рассматривает его как социальное существо, в котором содержатся свойства биологической формы материи.

При этом выделяют ряд закономерностей соотношения биологического и социального:

— социальное возникает из биологического, и становиться новым качественным уровнем развития материи, который имеет собственные законы развития. Так законы экономики нельзя вывести из биологических закономерностей. Новое, чисто социальное качество человека выражено, прежде всего, в труде, сознании и во всей сложной системе общественных явлений, возникающей в результате исторической эволюции труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации или человеческого организма;

Читайте также:  Занятие тема живая неживая природа

— биологические особенности человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограничивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с производительностью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваивать информацию, на скорость осуществления любого вида деятельность.

— социальная справедливость человека оказывает влияние на биологическую основу организма. Так, прямохождение, развитие скелета и рук является следствием социальной трудовой деятельности. Социальные потрясения влияют на здоровье, продолжительность жизни, расцвет экономики – наоборот.

В ходе исторического развития меняется социальный запрос на биологические особенности человека. В эпоху доиндустриальную ценилась физическая сила, в эру компьютеров (постиндустриальную) – интеллектуальные, творческие способности.

Данная концепция утверждает биологическое как основу социальных процессов. Укрепление биологических основ общества – условия развития социальных качеств в человеке.

Вместе с тем, улавливаются противоречия между биологическим и социальным (освоение атомной энергии, генная инженерия). Таким образом, взаимосвязь биологического и социального очевидна и находится в диамическом единстве.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Билет 9.

1.Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человек – это биосоциальное существо, занимающее высокую ступень эволюционного развития, обладающее сознанием, речью, абстрактным мышлением и способное к общественному труду. Проблема происхождения и становления его как вида относится к числу сложнейших философских и естественнонаучных проблем. В настоящее время учение об эволюции человека обобщает и использует данные палеонтологии, геологии, биохимии, молекулярной биологии, генетики и теории эволюции и др наук.

Происхождение человека и становление его как вида происходило под влиянием тех же факторов биологической эволюции, что и эволюция других видов организмов: мутаций, изоляции, борьбы за существование и естественного отбора.

На ранних этапах эволюции человека решающее значение имел отбор на лучшую приспособленность к меняющимся условиям окружающей среды. Важнейшим этапом является появление прямохождения. Руки наших далеких предков освободились от функции опоры и передвижения, и преобразовался в орган, использующий орудия труда. Преимущества получили особи, способные изготовлять и использовать орудия для добывания пищи и для защиты от врагов. Кроме этого освобождение верхних конечностей предоставило первым гоминидам возможность развивать неязыковые формы общения – мимику и жесты. В ходе эволюции параллельно совершенствовалась рука и развивался головной мозг.

Читайте также:  Драгон эйдж силы природы

Однако результаты антропогенеза невозможно объяснить только биологическими факторами. На данный процесс влияли и социальные процессы. К социальным факторам антропогенеза относятся трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь, мышление.

Стадная жизнь наших предков оказала значительное влияние на развитие нервной деятельности и явилась важным фактором формирования человека. Коллективная охота, совместная трудовая деятельность, необходимость передавать информацию своим соплеменникам – все это привело к появлению членораздельной речи. В ходе эволюции отбирались группы с лучшими социальными качествами, необходимыми для труда и охоты. Трудовые процессы и возникновение языка способствовали развитию человеческого мозга и совершенствованию органов чувств.

Процесс трудовой деятельности в позднем антропогенезе к ослаблению биологических факторов эволюции человека.

Человеческий организм, как и все живые организмы, для поддержания жизнеспособности нуждается в пищи и кислороде. Как и все живые существа, человек растет, изменяется, стареет, умирает. Поэтому человека изучают биологические науки. Однако, развитие человека невозможно вне человеческого общества – социума. Ученым хорошо известен так называемый феномен Маугли, когда маленькие дети вырастали среди животных. Такие дети, как правило, так и не смогли в дальнейшем научиться человеческой речи, усвоить нормы человеческого общества. Человек становится человеком только тогда, когда он развивается и живет в обществе.

Таким образом, биосоциальная природа человека выражается в том, что генотип человека обеспечивает возможность не только биологического существования человека как одного из видов царства животных, но и возможность осуществления социальной программы.

Источник

Биосоциальная природа человека. Человек—личность

В широком плане личность человека является целостностью биологических, социальных и психологических элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половое влечение), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «че­ловек» — самое широкое и общее, все остальные включа­ются в него.

Читайте также:  Восхищение природой родного края

Индивид (от лат. Individuum — неделимое). Перевод греческого понятия ‘атом’ (впервые у Цицерона), «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой био­логический род, род Ното sарiепs, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития.

Человек — совокупность всех общественных отношений.

Человек — это, с одной стороны, биологическое существо, животное, наделенное сознанием, способностью познавать окру­жающий мир и активно изменять, преобразовывать его. В каче­стве высокоорганизованного животного человеку присуща спе­цифическая телесная организация — прямохождение, развитие рук как средства познания и преобразования мира, высокораз­витый мозг.

С другой стороны, человек — общественное существо. Это — самый важный его признак, так как общественная жизнь и об­щественные отношения, коллективный труд изменили и подчи­нили себе биологическую, телесную организацию человека.

Личность — более узкое понятие, чем человек. Человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непос­редственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно. Он относительно независим от внешних воз­действий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями. Личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как обществен­ное, социальное существо. В этом случае исследователи отвле­каются от биологической, природной его стороны и рассматри­вают человека как продукт общественных отношений, как активного деятеля общественного развития.

Личность — человек на определенной стадии своего психического и социального развития (Л.С.Выготский). Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповтори­мое своеобразие человека, то, в чем он отличен от дру­гих, а также в определенной степени указывает на выра­женность этого отличия. Недаром мы говорим, «яркая ин­дивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности». Своеобразен и неповторим путь каждого человека, условия его жизни и дея­тельности, поэтому нет и не может быть двух абсолютно одина­ковых личностей. Индивидуальностью называют личность в ее конкретном своеобразии как неповторимое сочетание психологических, осо­бенностей.

Критерии определения личности:

§ это человек с определенным достаточно высоким уровнем психического развития

§ способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого

§ способность сознательно управлять собственным поведением

§ способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет

§ способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами

§ способность к самосовершенству.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Оцените статью