Соотношение социального и биологического в человеке
Как показывает наука о человеке, он имеет биологическую и социальную природу.
Можно выделить 4 концепции соотношения биологического и социального в человеке:
— человек – прежде всего, биологическое существо, подчиненное законам природы;
— человек – чисто социальное существо;
— человек имеет двойственную социально-биологическую природу и является биосоциальным существом;
— человек имеет целостную социальную природу, которая в снятом, подчиненном виде заключает в себе закономерности физической, химической и биологической форм материи.
Рассмотрим эти концепции подробнее .
1. Понимание человека как биологического природного существа преобладало в философии французских материалистов XVIII в. и Л. Фейрбаха. Оно противостояло идеалистической концепции Гегеля: с его точки зрения, человек – прежде всего, духовное мыслящее существо, а общество – это закономерный этап развития абсолютной идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естественного отбора и борьбы за существование.
Сегодня очевидно, что человек имея биологические потребности, удовлетворяет их в социально-обусловленных формах.
2. Определение человека как чисто социального существа широкой поддержки не получило.
3. Представление о человеке как биосоциальном существе получило наибольшее применение в научных направлениях. Так, при оказании туристских или экскурсионных услуг клиенты не должны испытывать физические нагрузки, слишком тяжелые для организма. Человеку необходимы также питание, сон и отдых. При оказании информационных, консультативных и образовательных услуг необходим учет биологических механизмов работы органов чувств и памяти: человек не может воспринимать и анализировать слишком большие потоки информации, ее нужно подавать в удобной для усвоения форме (устной, письменной или экранной).
По-разному происходит восприятие информации детей и взрослых. В общем, биологический компонент человеческих потребностей нельзя недооценивать (тем более что многие их этих потребностей – насущные), поведение человека определяется не только чисто социальными факторами.
4. Концепция целостной социальной природы человека рассматривает его как социальное существо, в котором содержатся свойства биологической формы материи.
При этом выделяют ряд закономерностей соотношения биологического и социального:
— социальное возникает из биологического, и становиться новым качественным уровнем развития материи, который имеет собственные законы развития. Так законы экономики нельзя вывести из биологических закономерностей. Новое, чисто социальное качество человека выражено, прежде всего, в труде, сознании и во всей сложной системе общественных явлений, возникающей в результате исторической эволюции труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации или человеческого организма;
— биологические особенности человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограничивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с производительностью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваивать информацию, на скорость осуществления любого вида деятельность.
— социальная справедливость человека оказывает влияние на биологическую основу организма. Так, прямохождение, развитие скелета и рук является следствием социальной трудовой деятельности. Социальные потрясения влияют на здоровье, продолжительность жизни, расцвет экономики – наоборот.
В ходе исторического развития меняется социальный запрос на биологические особенности человека. В эпоху доиндустриальную ценилась физическая сила, в эру компьютеров (постиндустриальную) – интеллектуальные, творческие способности.
Данная концепция утверждает биологическое как основу социальных процессов. Укрепление биологических основ общества – условия развития социальных качеств в человеке.
Вместе с тем, улавливаются противоречия между биологическим и социальным (освоение атомной энергии, генная инженерия). Таким образом, взаимосвязь биологического и социального очевидна и находится в диамическом единстве.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
Билет 9.
1.Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человек – это биосоциальное существо, занимающее высокую ступень эволюционного развития, обладающее сознанием, речью, абстрактным мышлением и способное к общественному труду. Проблема происхождения и становления его как вида относится к числу сложнейших философских и естественнонаучных проблем. В настоящее время учение об эволюции человека обобщает и использует данные палеонтологии, геологии, биохимии, молекулярной биологии, генетики и теории эволюции и др наук.
Происхождение человека и становление его как вида происходило под влиянием тех же факторов биологической эволюции, что и эволюция других видов организмов: мутаций, изоляции, борьбы за существование и естественного отбора.
На ранних этапах эволюции человека решающее значение имел отбор на лучшую приспособленность к меняющимся условиям окружающей среды. Важнейшим этапом является появление прямохождения. Руки наших далеких предков освободились от функции опоры и передвижения, и преобразовался в орган, использующий орудия труда. Преимущества получили особи, способные изготовлять и использовать орудия для добывания пищи и для защиты от врагов. Кроме этого освобождение верхних конечностей предоставило первым гоминидам возможность развивать неязыковые формы общения – мимику и жесты. В ходе эволюции параллельно совершенствовалась рука и развивался головной мозг.
Однако результаты антропогенеза невозможно объяснить только биологическими факторами. На данный процесс влияли и социальные процессы. К социальным факторам антропогенеза относятся трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь, мышление.
Стадная жизнь наших предков оказала значительное влияние на развитие нервной деятельности и явилась важным фактором формирования человека. Коллективная охота, совместная трудовая деятельность, необходимость передавать информацию своим соплеменникам – все это привело к появлению членораздельной речи. В ходе эволюции отбирались группы с лучшими социальными качествами, необходимыми для труда и охоты. Трудовые процессы и возникновение языка способствовали развитию человеческого мозга и совершенствованию органов чувств.
Процесс трудовой деятельности в позднем антропогенезе к ослаблению биологических факторов эволюции человека.
Человеческий организм, как и все живые организмы, для поддержания жизнеспособности нуждается в пищи и кислороде. Как и все живые существа, человек растет, изменяется, стареет, умирает. Поэтому человека изучают биологические науки. Однако, развитие человека невозможно вне человеческого общества – социума. Ученым хорошо известен так называемый феномен Маугли, когда маленькие дети вырастали среди животных. Такие дети, как правило, так и не смогли в дальнейшем научиться человеческой речи, усвоить нормы человеческого общества. Человек становится человеком только тогда, когда он развивается и живет в обществе.
Таким образом, биосоциальная природа человека выражается в том, что генотип человека обеспечивает возможность не только биологического существования человека как одного из видов царства животных, но и возможность осуществления социальной программы.
Источник
Биосоциальная природа человека. Человек—личность
В широком плане личность человека является целостностью биологических, социальных и психологических элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половое влечение), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «человек» — самое широкое и общее, все остальные включаются в него.
Индивид (от лат. Individuum — неделимое). Перевод греческого понятия ‘атом’ (впервые у Цицерона), «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой биологический род, род Ното sарiепs, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития.
Человек — совокупность всех общественных отношений.
Человек — это, с одной стороны, биологическое существо, животное, наделенное сознанием, способностью познавать окружающий мир и активно изменять, преобразовывать его. В качестве высокоорганизованного животного человеку присуща специфическая телесная организация — прямохождение, развитие рук как средства познания и преобразования мира, высокоразвитый мозг.
С другой стороны, человек — общественное существо. Это — самый важный его признак, так как общественная жизнь и общественные отношения, коллективный труд изменили и подчинили себе биологическую, телесную организацию человека.
Личность — более узкое понятие, чем человек. Человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непосредственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно. Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями. Личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо. В этом случае исследователи отвлекаются от биологической, природной его стороны и рассматривают человека как продукт общественных отношений, как активного деятеля общественного развития.
Личность — человек на определенной стадии своего психического и социального развития (Л.С.Выготский). Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других, а также в определенной степени указывает на выраженность этого отличия. Недаром мы говорим, «яркая индивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности». Своеобразен и неповторим путь каждого человека, условия его жизни и деятельности, поэтому нет и не может быть двух абсолютно одинаковых личностей. Индивидуальностью называют личность в ее конкретном своеобразии как неповторимое сочетание психологических, особенностей.
Критерии определения личности:
§ это человек с определенным достаточно высоким уровнем психического развития
§ способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого
§ способность сознательно управлять собственным поведением
§ способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет
§ способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами
§ способность к самосовершенству.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник