Внутренние незаразные болезни дыхательной системы животных
— заведующая кафедрой биологии ФГБОУ ВО РГМУ Баковецкая О.В.
Учебно-методическое пособие «Внутренние незаразные болезни. Общая терапия дыхательной системы животных» по изучению дисциплины «Внутренние незаразные болезни» для студентов, обучающихся по специальности 36.01.05 «Ветеринария»; по направлению подготовки 36.01.03 «Ветсанэкспертиза», 2020. — с. 186
Учебно-методическое пособие «Внутренние незаразные болезни дыхательной системы животных» предназначены для изучения дисциплины «Внутренние незаразные болезни», содержит необходимый набор информации по болезням органов дыхательной системы. Уделено внимание болезням органов дыхания молодняка и птиц. Приведены современные методики диагностики, лечения и профилактики незаразной патологии дыхательной системы. Изложены принципы ветеринарно-санитарной экспертизы и оценки продуктов убоя животных при болезнях органов дыхания.
Пособие предназначено для практических врачей ветеринарной медицины, аспирантов студентов высших и средних учебных заведений по специальности 36.01.05 «Ветеринария» и направлению подготовки 36.01.03 «Ветсанэкспертиза».
АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БОЛЕЗНЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ЖИВОТНЫХ
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ
Анатомическое строение дыхательной системы
Физиологические параметры дыхательной системы
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
ЭТИОЛОГИЯ БОЛЕЗНЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ЗАНЯТИЕ № 1. БОЛЕЗНИ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ…..
ЗАНЯТИЕ № 2. БОЛЕЗНИ ТРАХЕИ И БРОНХОВ……………………
Бронхоальвеолярный лаваж у лошадей………………………………….
Инородное тело в дыхательных путях…………………………………..
ЗАНЯТИЕ № 3 БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ. …………………………………..
Блокада звездчатых симпатических узлов………………………………
Ингаляционная терапия. Аэрозолетерапия……………………………..
ЗАНЯТИЕ № 4 БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ…………………………………….
ЗАНЯТИЕ № 5 БОЛЕЗНИ ПЛЕВРЫ. …………………………………..
ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ОЦЕНКА ПРОДУКТОВ УБОЯ ЖИВОТНЫХ ПРИ БОЛЕЗНЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. ………………………………………………….
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ БОЛЕЗНЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………
Определение границ легких. …………………………………………….
Аппаратная диагностика органов дыхательной системы………………
Эндоскопия органов дыхательной системы…………………………….
Ларингоскопия и трахеобронхоскопия………………………………….
Рентгенодиагностика заболеваний дыхательной системы……………..
Компьютерная томография (МРТ)………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….
Учебная дисциплина «Внутренние незаразные болезни» в ветеринарных вузах и факультетах является профилирующей и формирующей ветеринарного врача. Овладение практическими навыками работы с животными, методами постановки диагноза, оказания лечебной помощи, обобщение материалов по результатам исследований, обоснование лечебных и профилактических мероприятий является необходимым условием для формирования ветеринарного специалиста. Учебно-методическое пособие «Внутренние незаразные болезни дыхательной системы» отражает одну из частей дисциплины «Внутренние болезни животных». Данное учебно-методическое пособие написано в соответствии с программой изучения дисциплины, в нем последовательно изложены цель, план, материальное обеспечение и методика проведения лабораторных и практических занятий по теме «Болезни дыхательной системы». При клиническом обследовании больных животных даются классификация и распространение болезней, их этиология, диагностика, лечение больных и профилактика. Во всех случаях главное внимание уделяется усвоению и отработке студентами практических навыков и приемов оказания лечебной помощи животным с болезнями дыхательной системы.
В этом издании отражены физиологические данные дыхательной системы, основные аспекты основополагающей и современной диагностики болезней дыхательной системы, а также лечебно-профилактические мероприятия при болезнях дыхательной системы. Каждое занятие сопровождает контроль знаний, ситуационные задачи, написание рецептов, итоговые контрольные вопросы по пройденному разделу.
Клинические, лабораторные и практические занятия по теме «Болезни дыхательной системы» проводятся в аудитории практикума кафедры, манеже клиники, ветеринарной клиники по ВУЗе, в стационаре животноводческого комплекса. На проведение одного клинического занятия планируется в зависимости от конкретных условий 4-6 академических часов, а с выездом на производство – 6 часов. Преподаватель отрабатывает оптимальные варианты и схемы практических занятий в зависимости от зональных особенностей и наличия больных животных, а также материальных возможностей. С учетом этого рекомендуется следующий примерный план и методика проведения обязательных аудиторных лабораторно-практических занятий.
1. Организационный период 20-30 мин (проверка присутствующих на занятии, краткий опрос лекционного материала по теме, сообщение преподавателя о целях и задачах данного занятия).
2. Разделение студентов на подгруппы (по 3-7 человек), определение конкретного задания. Преподаватель рассказывает об анамнезе (изучается животное с болезнью дыхательной системы, либо здоровое), назначает студентов для исследования, лабораторных анализов, лечения животных, обязательного письменного написания истории болезни или амбулаторной карточки (Приложение 1) как в целом по системам, так и по отдельности (только по дыхательной системе) в зависимости от предполагаемого времени на исследования. На этот этап отводится примерно 15-20 мин.
3. Работа студентов в подгруппах в больными животными: клиническое обследование по системам, лабораторные исследования, постановка диагноза, назначение и проведение лечебных манипуляций и профилактических рекомендаций в среднем 2-3 ч. Всю работу контролируют и непосредственно участвуют в ней преподаватели. За этот период студентам необходимо провести практическую часть, а также заполнить приложение 1 (данные клинического обследования животного) и приложение 2 (схема лечебно-профилактических мероприятий).
4. Итоговое обсуждение результатов исследования и лечения животных – 45-60 минут. Студенты каждой группы докладывают преподавателям в присутствии всей группы или по подгруппам: анамнез, результаты клинического и лабораторного исследований, обосновывают диагноз, назначенное лечение, предложение по профилактике. Итоговое обсуждение проходит в форме интерактивной дискуссии. В конце занятия преподаватель кратко подводит итоги, дает задания на дом для самостоятельной (внеаудиторной) работы.
На аудиторных занятиях студенты индивидуально отрабатывают данный им материал под контролем преподавателя.
1. Организационный период – 20-30 минут. Преподаватель проверяет наличие студентов в группе и дает задание для отработки вопросов, которые изучаются на практическом занятии.
2. Самостоятельная работа студентов в аудитории, клинике, стационаре или хозяйстве: исследование больных, постановка диагноза и применение лекарственных средств, отработка методов терапевтической техники, изучение физиотерапевтических приборов, решение ранее выданных преподавателем ситуационных задач, просмотр слайд-презентаций, видеофильмов; исследование крови, мочи, молока, рубцового содержимого, изучение табличного материала, отработка рецептурных прописей и ответы на контрольные вопросы. На этот этап отводится в зависимости от расписания 4-5 ч.
3. Итоговое обсуждение индивидуальной работы – в пределах 1 ч. Студенты в присутствии всей группы докладывают преподавателю результаты работы, в дискуссионной форме суммируются полученные студентами данные, в частности обсуждается правильность решения ситуационных задач, которые приведены в каждой теме.
При планировании практических занятий по внутренним болезням животных, учитывая длительность изучения курса в течение двух лет, целесообразно на занятиях предусмотреть исследование животных разных видов (лошадь, крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, плотоядные, птица и др.), а также посещение и работу в наиболее распространенных видах комплексов с различными технологиями ведения животноводства.
В процессе овладения курсом внутренних болезней животных, в частности по проблематике болезней дыхательной системы, студенты должны использовать, помимо основных учебных пособий, справочники, монографии, методические рекомендации, периодическую литературу не только по изучаемой дисциплине, но и по клинической фармакологии и токсикологии, патологической физиологии, кормлению, зоогигиене, микробиологии и вирусологии.
Источник
4. Особенности проявления респираторных заболеваний
Необходимо учитывать некоторые особенности проявления патологии дыхательной системы в зависимости от породы, возраста и массы животных. У молодняка респираторные болезни протекают с более выраженными признаками и часто приводят к его гибели. У однокопытных воспаление легких обычно характеризуется относительно быстрым распространением патологического процесса, что обусловлено особенностями морфологического строения организма (большая альвеолярная поверхность, обилие капилляров, отсутствие сегментарного деления легких на доли, несколько слабее развитые соединительная и хрящевая ткани легких и др.). У собак болезни органов дыхания самостоятельно развиваются очень редко, вероятно, из-за видовой резистентности. Если возникают бронхиты и бронхопневмонии в первые годы жизни как осложнение специфических инфекций, в более старшем возрасте как осложнение болезней сердца, печени, почек и других органов.
5. Этиология болезней дыхательной системы
Болезни дыхательных путей возникают в большинстве случаев вследствие воздействия на слизистую оболочку механических, термических или химических раздражителей (вдыхание газов, пыли, цветочной пыльцы, воздуха, насыщенного аммиаком или горячим паром, боевые отравляющие вещества, поедание неостывших кормов, прием горячей воды, вдыхание паров кислот, щелочей, некоторых лекарств, высокая влажность воздуха в помещении, неумелая ингаляция и др.).
Наиболее частой причиной респираторных заболеваний являются простудные факторы – сквозняки, сырость, переохлаждение конечностей, купание в холодной воде, поение ледяной водой, дача переохлажденных кормов, содержание животных на цементных полах без утеплителя. Действие низких температур усиливается при повышенной влажности воздуха и холодных ветрах. Это связано с тем, что вода отнимает тепла в 11 раз больше, чем воздух при той же температуре, а мокрая кожа отдает тепла в 4 раза больше, чем сухая. Перегревание (гипертермия) сопровождается гиперемией дыхательной системы и снижением иммунного статуса организма, в частности, фагоцитарной активности лейкоцитов. На этом фоне начинается проявление условно-патогенной вирусной инфекции, в частности вирусов ринотрахеита, парагриппа, аденовирусов и энтеровирусов, а затем и бактериальной, преимущественно стафилококков, стрептококков, синегнойной и кишечной палочек.
Воспаление верхних дыхательных путей может возникнуть при неумелом, насильственном введении через рот медикаментов, питательных жидкостей и смесей, неправильном зондировании глотки и пищевода.
Предрасполагают к распространению респираторных болезней – повышенная бактериальная и вирусная загрязненность воздуха, антисанитария в помещении, отсутствие естественной или искусственной ультрафиолетовой радиации (солнечных лучей), изнеженное содержание животных, недостаток в рационе каротина и ретинола, других витаминов, белка, минеральных компонентов – кальция, фосфора, магния, серы, железа и др., нерегулярный моцион, длительный выгул животного в холодную погоду, гипотрофия, а также переболевание в молодом возрасте желудочно-кишечными болезнями, рахитом, инфекционными и инвазионными заболеваниями. Чаще болезни органов дыхания возникают в результате воздействия на организм нескольких неблагоприятных факторов (стрессов), ослабляющих естественную резистентность организма, на фоне которой приобретает этиологическое значение ассоциация неспецифических вирусов и условно-патогенной микрофлоры дыхательных путей. Осложняет течение ринитов аллергическое состояние (сенсибилизация) организма.
Вторичные риниты, ларингиты, трахеиты, бронхиты, плевриты и пневмонии возникают при некоторых инфекционных заболеваниях: чуме собак, туберкулезе, инфекционном ринотрахеите крупного рогатого скота, сапе и мыте лошадей, гриппе свиней, инфекционном рините кроликов и цыплят, инфекционном гепатите, сальмонеллезе, колибактериозе, пастереллезе, лептоспирозе, туляремии, герпесвирусной и кальцивирусной инфекциях кошек, а также при ряде инвазионных заболеваний лейшманиозе, токсоплазмозе, аляриозе, ринэстрозе, лингватуллезе, миазе и др. Вторичные риниты могут осложнять течение фарингитов, ларингитов, трахеитов, бронхитов, пневмоний. Вторичные ларингиты, трахеиты и бронхиты развиваются при переходе воспалительного процесса с соседних органов. Вторичные пневмонии возникают, когда патологический процесс переходит с бронхов или плевры на легочную ткань. Хронические риниты, ларингиты, трахеиты, бронхиты, плевриты и пневмонии обычно развиваются как продолжение острых, если своевременно не устраняются причины болезни и не проводится лечение.
Источник