Почему мы — (не) боги: Божественная природа человека
Что если я скажу вам: «Я — бог»? Безумие? Высокомерие? Бред? А что если я скажу, что и вы — тоже боги(ни). Сумасшествие? Иногда таковое и впрямь имеет место. Но не на этот раз.
Все мы — боги и богини. И в то же время люди. Что и делает нашу ситуацию уникальной. Двойственной (союз материи и духа). А если принять во внимание ещё и животную природу, так и вовсе тройственной.
Может мы и впрямь венец эволюции? А может и нет. Ведь нам есть куда расти, к чему стремиться. Мы можем быть лучше и больше, чем мы есть. Мало того — мы должны. Потому как сотворение наше по образу и подобию — одно, а бытие — другое.
Должны ли мы стремиться стать богами — вопрос спорный. Возможно, это неизбежное следствие нашей эволюции. Наступающее тем быстрее, чем более мы сознательны, а ещё лучше Осознанны, проактивны процессе (своего) Преображения, развития.
А вот что точно не помешает человеку, так это стать Человеком.
Не тем(и) то бишь, кто изо дня в день следует привычке, инстинкту, программе, биологической она будь или социокультурной.
Не тем(и), кто тяготится существованием. Но кто творит его, соз(и)дает. Не только по своему усмотрению, но в согласии, гармонии с Природой.
И уж точно мы должны осознавать (ощущать каждой фиброй своего существа, каждой клеточкой тела) свою божественную природу. Это один из краеугольных камней не только (искусства) гармоничного бытия, но и духовной практики.
Искра божественности сияет во всех нас. Искра Жизни. Из неё возгорается пламя духовного устремления. Которое, будучи реализованным, и позволяет ощутить Единство со Вселенной, Божественным. Даёт познать соответствующее начало в себе. А где начало, там и продолжение.
Истоки (парадигмы) божественности человека
Если человек не атеист, то может (о)сознавать и принимать Божественное в качестве своего Истока. Если же атеист, то представляет себя… продуктом химических реакций? Углубляться в детали не стану. Это личное дело каждого. Но происхождение человека — такая же «случайность», как сборка прекрасного автомобиля.
Сам собой он не собирается. К сожалению? Для кого-то — определённо. Ведь тогда придётся признать нечто трансцендирующее материальное, находящееся за его пределами — Духовное, Божественное, Сознание, пронизывающее всё и присутствующее во всём. Доступ к нему также открывается через Присутствие.
Через настоящую духовность, как продукт естественной склонности или же сознательного развития соответствующей части своего бытия, человек соединяется с божественным Началом в себе и вне себя, при всей условности этого разделения. Она также осознаётся в процессе Единения, которое есть суть (см. перевод этих понятий) той же йоги, да и религии. Пусть в каждом случае уместно добавить полноценную практику.
Ощущения, полученные мистиками в ходе Единения с Сущим, Божественным, в процессе выхода за пределы «я», ума, тела и есть исток соответствующей концепции.
Когда человек ощущает своё единство с Сущим, приходит осознание того, что возможно всё. Тогда и только тогда. Через это со-единение. Через со-творение. Запереть себя на уровне эго — лишиться не только могущества, но и божественности. Довольствоваться лишь личной силой. Которой может оказаться недостаточно.
Помимо мистицизма, который пронизан данной идеей насквозь, библия тоже наводит на размышление, медитацию, осознание. Ведь и в ней указано, что сотворены мы по образу и подобию Божьему.
Трактовать это замечательное утверждение можно по-разному. Но идея-то — идея! Весьма захватывающая. И что самое главное — вдохновляющая, одухотворяющая, преображающая.
Идеи, которые оказывают настолько сильное влияние, вызывают настолько глубокий отклик, задевая струны Души и вытаскивая её из того заточения, куда она была отправлена рациональностью, эго, социумом и масскультом, я бы рассматривал как имеющие прямое отношение к действительности, реальности, то бишь правдивые, истинные. А чувство правды, Истины, Реального есть в каждом и оно от Духа.
Вклад Нью Эйдж
Несмотря на то, что от данного явления многие пытаются откреститься, мне оно видится одним из самых вдохновляющих. Что уже весьма достойно. Чего стоят одни «Беседы с Богом» Нила Доналда Уолша. Человек, говорит с Богом напрямую, как со своим приятелем. И Бог рассказывает о таких вдохновляющих вещах! Например:
«Нет ничего, что ты не можешь иметь, если ты это выбираешь. Еще до того, как ты попросишь, Я уже дам тебе это».
Кому-то такая беседа может показаться святотатством, но разве то, что одухотворяет, оживляет, то бишь вдыхает Жизнь, может быть святотатственным? Вряд ли. А вот некогда распространённое запугивание грехом и адом — запросто.
Потому как страх убивает не только разум, но и Человека, делая из него послушное животное, стадное. Включается контур биовыживания (см. Роберт Антон Уилсон «Психология эволюции», глава 3) — соответствующий инстинкт, отключающий всё остальное. В т.ч. критическое мышление (и как таковое), что активно используется для промывания мозгов.
Суть в том, что синкретическое (соединяющее!) учение Нью Эйдж, пронизанное эзотеризмом, оккультизмом, возвышает человека до уровня бога. Что стало ответной реакцией на подавление, сведение до уровня робота, автоматически выполняющего заученные операции, винтика системной машинерии.
А то, что многие воспользовались идеями Нью Эйдж в манипулятивных и деструктивных целях, так то же самое злоупотребление (притом, не только со стороны сектантов) имеет место относительно многих (если вообще не всех) учений и практик.
Они — инструменты духовного развития (да и вообще — всестороннего, гармоничного), пробуждающие божественное в человеке, приближающие одно к другому (пока всё ограничивается теорией) и соединяющие (когда и если дело доходит до практики и Посвящения через неё).
Любой инструмент может использоваться во благо и во зло. Это не делает его плохим. Вот и Нью Эйдж не так плох, как его малюют. В моём бытии он стал той путеводной звездой, которая вывела изо тьмы. Пусть в дальнейшем стало использоваться уже то, что некогда послужило его основанием — традиционные религии, учения, практики.
Соответствие действительности
Как известно благодаря братьям Стругацким, «Трудно быть богом». Это накладывает величайшую ответственность.
А вот с ней-то как раз у человека, которому Человеком надлежит ещё стать (что уж о чём-то большем говорить), всё далеко не гладко.
Не каждый готов и способен к ответственности, то бишь отвечать тому, что есть. Наилучшим образом. Наиболее продуктивным. Гармоничным. Не каждый готов и к столкновению с Божественным в себе и вне себя (при всей заведомой условности этого разделения, которое и есть один из главных источников дисгармонии человеческого бытия).
Даже к идее об этом подготовлен ум далеко не каждого человека. Не всякое эго вынесет. Иное, как ему по природе его и свойственно, начнёт заноситься, мнить о себе невесть что.
Со мной так было. Не то чтобы я и впрямь считал себя богом, но явно переоценивал свою способность творения, которое тогда ещё (в разъединении с божественной природой, духовным пространством) было без приставки «со-».
Когда заносишься, это чревато. Всё во Вселенной стремится к Равновесию. Заносчивость — его отсутствие. Жизнь непременно (по)ставит на место. Тем более жёстко, чем сильнее заносит.
Менее драматично это можно выразить иначе: реальность просто-напросто проявит себя, как то ей и свойственно. Она когда развеивает иллюзии, а когда разбивает вдребезги. И за то ей можно быть благодарными. Ибо чтобы управлять реальностью, нужно быть в ней, а не в отрыве от неё. Каковой непременно будет, если возомнить о себе нечто, действительности не соответствующее.
Не вполне соответствует положению дел и то, что мы — боги(ни). Потенциально — возможно.
(вот интересно, почему человек всё время стремиться быть кем угодно — только не собой?)
Любая религия есть путь Преображения, Вознесения, развития человека, Эволюции. Другое дело до уровня ли богов или же Человеков? Но какая разница?
Пока мы не стали архатами, освободившимися от кармы и сансары, нужно нести свой крест, отрабатывать свою карму бытия человеками. Что не всегда приятно, но весьма продуктивно.
Самая суть концепта
Труд и делает из нас человеков. Другое дело, что и эту концепцию, в своё время, дискредитировали. Сначала капиталисты, а потом и коммунисты. Впрочем, значимости труда — умственного (активного размышления — не автоматического думания), физического, духовного это не умаляет.
Если уж и принять концепцию «своей» божественности, для её реализации нам предстоит как следует потрудиться. Не только в этой жизни. Но и после неё. Во многих других. Если не повезёт управиться за одну, что скорее исключение, нежели правило.
В конечном итоге речь о потенциале. Нашей с вами безгранично(й потенциально)сти. Разве это не вдохновляюще? Что любое ограничение («я», ума, тела) рано или поздно будет преодолено. Была бы цель (и несгибаемое намерение или стремление страстное) — средства найдутся. И поддержка тоже. Восходящий Поток (эволюционный) подхватит.
Мы можем развиваться — умственно, телесно, духовно. В этом вся суть этого замечательного концепта нашей с вами божественности. Можем развиваться безгранично. Возможно всё. Пусть и далеко не сразу. И для этого придётся очень постараться, денно и нощно трудиться.
Ищущие лёгких путей могут забыть о Пути и довольствоваться сладкими речами псведогуру и слащавыми псевдоучениями, которые в реальности ничему не учат, лишь инфантилизируют. Будьте бдительны!
Per aspera ad astra. Путь к звёздам лежит через тернии. Вознесение Христа произошло через страдание. В том глубокая мудрость Христианства. И завет. Что не нужно бояться страдания. В частности связанного с бытием человеком. Мы превзойдём его в своё время. Превзойдём себя, все ограничения, ментальными они будь или телесными. Как превзошёл Будда. И в его Пути тоже замечательный урок нам всем.
Да, мы — не боги, но в то же время созданные по образу и подобию, что видится таковым: полноправными творцами, пусть не Вселенных (хотя, каждый из нас не только звезда, но целая Вселенная — единство микрокосма и макрокосма), но уж точно себя и своего бытия. Преображение реально.
Мы — люди
Хоть природа человека и божественна, мы — прежде всего люди. В этом есть не только недостатки. Но и преимущества.
У богов нет того, что (пока) есть у нас (и что мы часто не ценим, а то и не замечаем, относясь как к должному). Нет смерти, делающей жизнь настолько ценной. Нет страдания, без которого не было бы наслаждения. Нет бытия в этих столь завораживающих условиях физической реальности.
Задача наша, памятуя о божественности, выпестовать человечность. Не в сентиментальном смысле, но сугубо практическом — становления Человеком. Не рабом или рабыней, скованными цепями обусловленности, обстоятельствами внутренними или внешними. За их пределами начинается Человек, Духовное, Божественное.
«Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»
Название произведения Максима Горького, откуда эта цитата, отображает исходную точку «безысходности» (во многом связанную с бездуховностью) — «На дне».
Подняться со дна как раз и может помочь Осознание нашей («других», бытия как такового) божественной природы, духовное развитие, дополняющее интеллектуальное и физическое.
Богом, быть может (кто знает?) и трудно быть, но ещё труднее быть человеком. Вернее стать, ведь это, как и наша божественность, не данность, а потенциал. И лишь став человеком, можно двигаться дальше, выше — эволюционировать.
Это также трудно. Читайте — требует труда. Порой весьма тяжкого. Но можно и не оценивать, а принять как есть, вместо нескончаемого тщедушного сетования. Где заканчивается тще- и малодушие, начинается то, которое велико-, бытие в Духе, истая духовность.
Тяготы земной жизни с одной стороны могут раздавить или как следует придавить. Но с другой именно они и рождают стремление к небесному, божественному, духовному. И мы можем воспарить в Небеса. Стать Человеками и даже больше.
«Человек есть нечто, что должно превзойти».
И пусть автор этих слов — Фридрих Ницше, полагал, что Бог умер, чему причиной был социокультурный контекст (который стоит учитывать при рассмотрении всякого рода учений, идей), это всё о том же — божественной природе человека. Трансценденции. Вознесении. Восхождении. Эволюции. Преображении. Дерзаем?
Источник