Брейгель зимний пейзаж птиц

Картина недели. «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» Брейгелей

Сегодня в рубрике картина, ставшая пророчеством о поп-арте за четыре века до фабрики Уорхола. Этот зимний пейзаж Брейгеля Старшего оказался созданным по законам абсолютного хита. Он был нездорово популярным и воспроизводился в таких объёмах, что до нашего времени дошли 127 копий. Что же такого в этой миниатюре, ставшей глобальным мемом?

Именно эта работа стала прототипом «Зимнего пейзажа с конькобежцами» Хенрика Аверкампа из предыдущего выпуска «Картины недели» и вдохновила ещё сотни. Узнаваемость Брейгеля Старшего феноменальна. Даже далекие от искусства люди обладают знанием на уровне прошивки: если на картине зима, микро-трубы голландских печек торчат из сугробов, и микро-население города высыпало на улицу, значит это «голландцы», «фламандцы», XVI век, Северное Возрождение.

Почему будет просто понять Брейгелей?

– Все картины основателя художественной династии Питера Брейгеля Старшего были распроданы при жизни. Его самым преданным копиистом стал старший сын Питер (по прозвищу Младший). Вопреки распространенному суждению, отец не учил детей писать Он вообще умер, когда Питеру было всего 4 года, а младшему, Яну, всего год. Брейгель Младший изобрел метод живого печатного станка и тем фактически положил начало массовому тиражному искусству из меркантильных соображений. Нужно было удовлетворять спрос публики на отцовские картины.

– Именно работы почвенника Брейгеля Старшего (aka Мужицкого), в основной массе укладывающиеся в формулу «вот моя деревня, вот мой дом родной», стали тем самым актуальным коммерческим искусством в современном смысле. В эпоху слабого распространения информации «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» стал просто «Отелем Калифорния» в 666-ой степени. Брейгель Младший скопировал его минимум 45 раз. Сейчас эти копии составляют коллекции ведущих мировых музеев и гостиных.

– Как и любой бесконечно видоизменяющийся мем, «Пейзаж» ценен тем, как вместе с отличиями перенастраивается восприятие зрителя. Правда, в силу того, что мем старинный, в отличиях и особенностях давно запутались. Даже специалисты не различают и не помнят всех копий и делают ошибки в каталогах и учебниках. Но мем прощает ошибки, ведь чтобы его считать достаточно в общих чертах помнить опорные точки сюжета. На каждой картине разная погода и время суток, даже горожане кое где одеты более тщательно, но главное неизменно: на плоскости замерзшего канала беззаботно резвятся одинаково округлые птицы и фламандцы, оборудованные коньками, а в углу лежит доска.

Читайте также:  Ао птицефабрика северная генеральный директор

Поскольку память у искусствоведов не очень, они договорились, что порядок создания работ авторами таков:

Кто здесь?

Казалось бы, игра в «найди отличия» в случае брейгелевского пейзажа должна ограничиться сравнением колористики и ширины мазка. Остальные параметры почти неизменными от версии к версии. Никуда не исчезает саспенс, нагнетаемый зловещей доской, готовой обрушиться на птиц. На месте остаётся и знаменитая рифма людей и птиц, одинаково мелких и хлипких перед лицом неминуемой смерти. Во многом эта рифма и обеспечила картине потенциал мема.

Ощутимо, вместе с погодой, меняется разве что эмоциональная оценка перспективы протянуть ноги под деревянной крышкой. Здесь мы модем наблюдать спектр от флематичной обречённости оригинала до принятия и своеобразного северного дзена поздней, солнечной версии.

Но на одной из копий запечатлен большой рубеж и начало нового образного языка в искусстве абсолютно незаметный без лупы и знания, что и где нужно искать. И только дотошный зритель, потрудившийся перечитать название картины и пересчитать фигурки, заметил его – Иосифа, снаряжающего ослика. В названии версии 1602 года появляется таинственное дополнение: «… и бегство в Египет». Может показаться, что искусствовед ввел такое условное обозначение чтобы не потерять подшефную копию.

Но это не шифр, а обозначение конкретного сюжета, очень распространенного среди живописцев Ренессанса. Библейская сценка подготовки бегства в семьи Иисуса Христа в Египет от избиения младенцев помещена в нижнюю правую часть полотна, между лодкой и тройным деревом. Кажется, что она возникла из другого измерения, будто просочилась в брешь времени и пространства, образовавшуюся от множественного копирования одного и того же пейзажа. И при этом даже не выглядет заметной:

С начала XVI века голландцы начали изображать мифические сюжеты в привычных для Нидерандов пейзажах. Современнику Брейгеля, даже самому набожному, было так же трудно соединиться с мифом, как трудно представить себе египетский зной. Поэтому на картине не Египет, а тот же заснеженный Антверпен, но евангельская ситуация повторяется с участием персонажей в одеждах антверпенских обывателей.

Представители итальянского и немецкого Возрождения уже делали это. Кранах, например, поместил ту же сцену бегства в тень альпийских ёлок. Но он придерживался рамок «одна картина — одна история», то свирепый авангардист под маской попсового ремесленника Брейгель прямо нарушал ткань произведения и делал сюжетные врезки. С их помощью герои мифа материализовались серди привычных кабаков и сараев, а миф становился таким же реальным, как сарай.

Источник

Зимний пейзаж с птичьей западней

Питер Брейгель Старший

Демократические и национальные черты нидерландского искусства середины XVI в. ярче всего раскрылись в творчестве Питера Брейгеля Старшего (ок.1525–1569). Он был учеником Кука ван Алста, побывал в Италии, но пошел по пути, отличному от его учителя. Брейгель утверждал искусство, уходящее корнями к народным понятиям и представлениям. Он был зачинателем крестьянского жанра в нидерландском искусстве (за что получил позднее прозвище Мужицкий) и вписал новую страницу в развитие нидерландского пейзажа. Произведений этого художника нет в российских собраниях. Представление о творчестве великого мастера могут дать работы его старшего сына Питера Брейгеля младшего, который часто копировал произведения своего отца.

Читайте также:  Бар самовар синяя птица

«Зимний пейзаж с птичьей западней»

Необычайной популярностью пользовалась картина Питера Брейгеля Старшего «Зимний пейзаж с птичьей западней» (оригинал хранится в Брюсселе); известно более сотни ее воспроизведений XVI века и более позднего времени. В основе изображения лежит вид реальной местности, — как предполагают, брабантской деревни Сент-Пед-Анн близ Дибена. Жители заснеженного селения — реальные обитатели обжитого уголка. Вместе с тем пейзаж Брейгеля еще стремится говорить о мироздании в целом. Волей художника деревня на берегу реки включена в панорамный вид с широкими далями и видом города у горизонта. Изображение сохранило и назидательный подтекст: силки готовы поймать зазевавшихся птиц, а беспечные люди на льду, ходить по которому опасно, могут свалиться в прорубь, на которую никто из них не обращает внимания.

Зимний пейзаж с птичьей западней

Источник

Питер Брейгель Младший — Зимний пейзаж с птичьей западней

«Зимний пейзаж с птичьей западней» — одна из самых известных работ Питера Брейгеля Старшего. В мире существует 127 копий, тиражирование сюжета не являлось плагиатом, 45 из них – авторские. В основе изображения лежит вид реальной местности. Жители заснеженного селения – реальные обитатели обжитого уголка.
На первый взгляд, перед нами идиллическая картина заснеженного голландского городка. У горизонта в морозной дымке синеют башни ратуши и городского собора, а на переднем плане расположилась брабантской деревни Сент-Пед-Анн близ Дибена. Художник передает зимнее время года — обширную заснеженную равнину, туманную дымку возле церкви, застылые безлистные ветви деревьев, снегирей на снегу. Жители – от мала до велика – катаются на коньках по замерзшей реке.

IMG_4512.jpg

Люди на этом пейзаже Брейгеля – беззаботные маленькие фигурки, словно получившие долгожданный отдых от недельных трудов, которые заняты каждый своим делом — не главные герои, главная здесь, конечно, природа, хотя человек вполне согласуется с зимним фламандским ландшафтом и не мешает общему настроению умиротворённости, словно разлитому во влажном воздухе серенького зимнего дня.
По сравнению с птицами, сидящими на ветках на переднем плане, люди на реке выглядят ничуть не крупнее – и невольно напрашивается аналогия: люди и птицы на этой картине так похожи! Как птицы могут быть убиты в любой момент, так и люди могут провалиться под непрочный лед или в прорубь. Неявная угроза, смертельная опасность, нависшая над людьми и птицами, роднит их, делает равными перед неумолимостью рока.

Читайте также:  Безкрилие птици турецький серіал

IMG_4513.jpg

Волей художника деревня на берегу реки включена в панорамный вид с широкими далями и видом города у горизонта. Художник намекает на универсальность общечеловеческих законов и ситуаций, которые легко можно распространить на весь мир. Вместе с тем пейзаж Брейгеля еще стремится говорить о мироздании в целом и о многосложности мира.
Где же ловушка? Признаться, не сразу узнаешь ее в этой тяжелой двери, чуть поднятой над землей, – под ней щедро рассыпано зерно, а вокруг суетятся такие же, как люди, беззаботные птицы. И собственно ловушка для птиц поначалу воспринимается не как ловушка, а скорее, как кормушка. И только через некоторое время начинаем понимать, что кормушка эта какая-то странная: на ненадежной опоре лежит старая деревянная дверь, под ней рассыпан корм, птицы доверчиво клюют его, не подозревая о нависшей над ними угрозе. В любой момент деревянный колышек может выскользнуть из-под двери, и все находящиеся под ней птицы будут раздавлены.

IMG_4608.jpg

Ловушка для птиц и катающиеся люди на льду представлены как аллегория того, что в человеческой жизни все ненадежно и тот, кто катается на коньках по льду может поскользнуться и упасть, а птицы, которые клюют зерно могут попасться в ловушку. И снова эта идея что опасность подстерегает тебя повсюду. Эта опасность как в материальном смысле, так и в душевном и моральном смысле, что ты можешь оступиться и упасть, т.е. впасть в грех. Смысл картины в любом случае читается почти однозначно: этот мир с его красотами и радостями — всего лишь ловушка для птиц, на которых, беззаботно пирующих, в любую минуту может обрушиться доска, и ловушка захлопнется. А единственный путь к спасению — это церковь.
Изображение сохранило и назидательный подтекст: силки готовы поймать зазевавшихся птиц, а беспечные люди на льду, ходить по которому опасно, могут свалиться в прорубь, на которую никто из них не обращает внимания.

IMG_4514.jpg

Этот пейзаж стал прототипом для более поздней нидерландской живописи, картин на котором художники изображали веселые зимние забавы. Такого рода картины можно увидеть в различных музеях мира, они пользовались неизменной популярностью на протяжении 17-18 веков. Если на картинах Брейгеля мы видим общие очертания катающихся на коньках людей, то в более поздних работах художники изображали их более подробно, изображали всякие смешные сценки, как кто-то падает, как кто-то катается, как задираются юбки… Из художников, которые работали в этом жанре больше других известен Хенри Аверкамп.

Источник

Оцените статью