Технологическая карта организованной учебной деятельности «Будем беречь и охранять природу»
— сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Материалы: рисунки с двумя полянками – «весёлой» и «грустной музыкальное сопровождение к физкультминутке; иллюстрации с изображением озера Байкал и Аральского моря.
Ключевые слова: планета Земля, беречь и охранять природу, «Красная книга», Исчезающие растения и животные.
Воспитатель: — Дети, природа имеет важное значение в жизни каждого человека: кроме красоты и прекрасного настроения, она даёт человеку то, без чего жить невозможно. А что именно подскажут загадки:
И не пекарь, а печёт. (Солнце)
— Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Через нос проходит в грудь
Без него мы жить не можем. (Воздух)
— А без воздуха можем мы прожить? Почему?
Всем нужна я. Кто такая? (Вода)
— Солнце, воздух, вода, грибы, пчёлы, рыба – всё это природа. Человек живёт в природе, от природы зависит жизнь человека.
— Дети, перед вами 2 полянки. (Показываю одну из картин). Как можно назвать эту полянку? Почему?
(Эту полянку можно назвать «весёлой». Здесь ярко светит солнышко, цветут цветы, поют птицы, в траве ползают насекомые, весело журчит ручеёк).
— Правильно, эта полянка «весёлая». А другая какая?
( Эта полянка « грустная». Здесь вся трава смята, цветы сорваны, птицы улетели, насекомых нет, кругом разбросан мусор, ручеёк еле пробивается из-под земли).
— А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?
— Что же надо сделать, чтобы полянка опять стала красивой?
(Надо очистить ручеёк, убрать весь мусор с полянки, посадить новые деревья и т . п.)
— Дети, кто из вас знает или видел, что люди поступали также, как это показано на примерах природоразрушительного поведения?
— Как вы ведёте себя или ваши родители, когда отдыхаете на природе?
— А сейчас послушайте стихотворение:
Ну, а теперь о самом важном:
Взглянуть на нашу Землю страшно!
Вода мутнеет с каждым днём,
А воздух! Сколько грязи в нём!
Теперь он грязный и больной!
Погибнуть может всё живое!
Земля, что сделали с тобою?!
Пусть знак беды у нас отметит
— В опасности не только эта полянка ( показываю на «грустную» полянку),
но и вся наша планета Земля. На ней много больных мест. Это получилось потому, что
люди построили много заводов, фабрик, электростанций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливают в реки, моря и загрязняют их, нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные ,растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша планете в опасности. Она требует помощи.
— Как вы думаете, хотят ли люди помочь нашей планете?
— Правильно, конечно, хотят. Этим занимаются экологи. Далеко в Сибири есть озеро Байкал. Это очень красивое и глубокое озеро. Сейчас оно загрязнено. Люди не только в нашей стране думают, как его спасти.
— На юге нашей страны есть Аральское море. С ним другая беда. Воды в нём с каждым годом становится всё меньше и меньше, оно усыхает. Сейчас люди думают, как и его спасти. Но не всё так плохо на нашей Земле, есть у нас и чистые озёра, и чистые речки.
— Давайте представим, что мы с вами плывём по одной такой чистой речке.
Воспитатель проговаривает слова, а дети выполняют движения.
Мы плывём по тёплой речке,
(Плавательные движения руками)
(Потягивание – руки вверх и в стороны)
(Движения руками , имитирующие махи крыльями)
(Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед)
И садимся на песок. (Дети садятся на свои места)
Воспитатель: -Дети, а вы знаете, в 1960 году учёные решили издать Красную книгу. Почему именно красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись, оглянись, подумай человек! Подумай о природе!
Человек неразрывно связан с растительным и животным миром. Потеря какого-нибудь вида животного или растения ведёт за собой разрыв звена в цепочке природных процессов. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье.
— Кто занесён в Красную книгу?
(Редкие животные и растения).
— Почему их называют редкими?
(Редко встречаются, люди уничтожили, умерли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и т.д.)
Воспитатель показывает детям «Красную книгу» нашей местности, рассматривает иллюстрации, на которых изображены некоторые животные и растения.
— Многие растения стали сегодня редкостью и поэтому занесены в «Красную книгу», хотя ещё недавно они были широко распространены в природе.
Уничтожение лесов, осушение болот, сенокосы до созревания семян привели к плачевному результату. Из-за неумеренных сборов в «Красной книге» оказались многие лекарственные растения, например, ландыш, водосбор и др.
Многих животных тоже осталось мало в природе, поэтому они тоже занесены в «Красную книгу»: дальневосточный тигр, снежный барс, гепард, зубр, чёрный аист, ёж ушастый, орёл степной и мн.др.
Воспитатель вместе с детьми делают выводы, что нужно беречь природу, красота, которую дарит природа, бесценна.
Источник
Технологическая карта урока окружающего мира Тема: «Береги природу, человек!».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Цель: способствовать формированию первоначального представления о взаимодействии человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; создать условия для выведения правила поведения в природе, опираясь на опыт первоклассников.
- формировать логическое мышление, умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы;
- формировать представление о взаимодействии человека и природы
- развивать познавательную активность;
- формировать умение работать в коллективе, развивать коммуникативные умения;
- умение воспринимать и анализировать высказывание в устной и письменной форме;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство товарищества, взаимопомощи;
- воспитывать желание охранять природу.
- определять способы взаимодействия человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека;
- формулировать правила поведения в природе.
- осознавать себя жителями планеты Земля;
- испытывать чувство ответственности за сохранение природы Земли.
- формировать интерес к учению;
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- получать информацию из текста, выделять существенное.
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, настраивает учеников на урок. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Александровна, сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
— нацеливание на успешную деятельность.
— формирование умения слушать и слышать.
Учитель подводит детей к теме урока, прочитав стихотворение. Сегодня у нас очень важный и интересный урок. О чем мы сегодня с вами будем говорить, вы догадаетесь сами, послушайте стихотворение.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
О чём говорится в стихотворении? (о бережном отношении к природе).
Учащиеся слушают и думают над названием темы урока.
Слушают стихотворение и думают.
— возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, посмотрите на слайд и ответьте на вопрос «Какие дети поступают правильно?». Вы видите картинки. Они пронумерованы. Назовите номера картинок, на которых дети поступают правильно (правильные ответы: №1, №3, №4; после каждого правильного ответа открывается предложение «Береги природу, человек!»)
Молодцы! Тема урока открыта.
Ребята, а что же такое природа? (природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).
Откройте страницу 94 в учебнике и скажите, что природа даёт человеку?
Роль природы в жизни человека велика. Человек всегда взаимодействовал с природой. Природа является источником сырья для различных отраслей промышленности, строительного материала, пищи. Природа – источник вдохновения художников, поэтов, писателей. А ещё – это место отдыха людей.
Какое влияние может оказывать на природу человек? (человек влияет на животных, на растения, на почву, на лес, на воду, на воздух).
В результате своей деятельности, человек оказывает большое влияние на природу. И как следствие – мы получаем вымирающих животных и растения, исчезают леса, которые называют «лёгкими» нашей планеты, нефтяные пятна, разлитые по поверхности воды, затрудняют дыхание подводных жителей, заводы загрязняют воздух, а неразумное освоение земли приводит к оскудению почвы.
Как вы думаете, а все ли люди небрежно относятся к природе?
Природа отдаёт человеку много своих богатств, а как человек может помочь природе?
Есть такие люди, которые хотят сохранить природу для будущих поколений. Они создают заповедники.
Один из таких – Беловежская пуща. Здесь обитает самая крупная в мире популяция зубров – гордость заповедника. Из крупных травоядных животных здесь встречаются благородный олень, дикий кабан, косуля и лось, из хищников обитают волк, лисица, рысь, барсук, куница лесная, выдра.
Сейчас люди всего мира понимают, что природа на нашей планете в опасности. Поэтому во многих странах начали охранять природу. Редкие и исчезающие виды растений и животных заносятся в Красную книгу.
Как вы думаете, почему выбрали именно красный цвет книги?
Давайте прочитаем призыв Красной книги.
А сейчас мы пролистаем некоторые страницы из Красной книги (учитель с учениками читает информацию о животных и растениях, занесённых в Красную книгу – лотос, венерин башмачок, женьшень, белый журавль, зубр, орёл-беркут).
Как интересно жить на Земле, когда знаешь, что где–то есть замечательные живые существа! Как горько будет, если они исчезнут.
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы. Беседуют с учителем.
Дети отвечают на вопрос, используя картинки в учебнике.
Учащиеся отвечают на вопрос, рассуждают и беседуют.
Источник