Поэтизация природы в творчестве И.А.Бунина
Дорогие коллеги, делюсь своими размышлениями о поэтическом творчестве одного из любимых поэтов- классиков И.А. Бунина. Тонкий лирик, он не мог обойти своим вниманием красоту неброскую красоту нашей среднерусской природы.
Поэтизация природы в творчестве И. А. Бунина
«Так любить природу мало кто умеет, как это умеет Бунин. Мир Бунина — это мир зрительных и звуковых впечатлений.»
Творчество великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина представляет собой особый прекрасный мир. Его рассказы и повести могут на весь век остаться в душе, а родная природа — это особая реальность в творчестве писателя. Ей посвящены многие его вдохновенные строки, как в прозе, так и в поэзии.
В своих произведениях он утверждал неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом, в лесу, в поле, на морском берегу.
Своих читателей независимо от того, где они родились и живут, писатель делает своими земляками. Он предлагает им вместе пройтись по хлебным полям, густым лесам, степным дорогам, оврагам, заросшим лесом. С особой любовью Бунин пишет о деревне, о березовых и липовых аллеях усадеб. Однако он понимает, что это не вечно, поэтому некоторые его произведения окрашены грустью. Но здесь же писатель находит то, что роднит природу и человека, — постоянное обновление, когда за смертью следует возрождение.
Бунин очень любит русскую природу, с удивлением, может быть, не всем понятным вглядывается в нее. Он жадно наблюдает за ней, а потом все свои мысли и чувства передает в произведениях. Картины природы у него — яркие, четкие, как будто он только что их сфотографировал. В одном из стихотворений в лунную ночь белые лошади кажутся зелеными, а глаза у них — фиолетового цвета. Бунин использует многоцветие красок, и это стало новым словом в русской литературе.
Тема родной природы всегда присутствует в творчестве Бунина. Только со временем она изменяется: писатель все более эмоционально рассказывает о деревьях, небе, облаках, реке, может умело передавать и вой ветра, и шелест листвы, и едва слышимое трепетание крыльев бабочки.
Многие стихотворения представляют собой пейзажные зарисовки («Осень. Чащи леса. », «Перед закатом набежало. », «На окне, серебряном от инея. »). Писатель чувствует малейшие движения в жизни природы и горячо откликается на них:
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Ведь каждая былинка и травинка так тесно связана с нами, людьми, что человек и природа становятся неотделимыми друг от друга:
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящей певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
Но самое удивительное в произведениях Бунина — это обоняние. Писатель сам говорил про себя: «У меня было обоняние, отличавшее запах росистого лопуха от запаха сырой травы». Произведения Бунина передают множество разных запахов: от грибной сырости оврага до жаркого аромата степей. И везде писатель стремится к максимальной точности. Это ощущается при чтении рассказа «Антоновские яблоки», когда герой едет по деревне и слышит их запах. Этот запах будит в нем воспоминания детства и заставляет его грустить: ведь та счастливая пора давно прошла. А вот как он описывал запахи полыни:
«И все жарче, шире веет из степей теплынь,
и все суше, слаще пахнет горькая полынь».
Из всего многообразия окружающей природы можно отметить такой символ, важный для Бунина-поэта как небо. Небо для него — это радость, потому что в него так хорошо смотреть и думать.
Поэт размышляет в своих стихах о жизни, о человеке, о своем предназначении:
Зачем я должен радость этой муки,
Вот этот небосклон, и этот звон,
И темный смысл, которым полон он,
Вместить в созвучие и звуки?
Счастье для Бунина — это полное слияние с природой, но оно доступно лишь тем, кто проник в тайны природы. В природе заключена гармония, к которой человек стремится. Быть естественным, как сама природа, — вот идеал Бунина во все времена.
Произведения о природе полны чистоты, света, любви писателя. Он всегда любуется картинами родной природы. Кроме того, пейзаж в его произведениях соответствует эмоциональному состоянию героя. Произведения И.А. Бунина, показывая красоту и хрупкость мира природы, учат нас любить и ценить нашу родную природу.
Источник
Описание природы в произведениях И. А. Бунина
Иван Алексеевич Бунин – писатель и поэт, произведения которого воспевали простую жизнь русской деревни и обычных людей, их цельность и простота свидетельствуют о величайшем таланте и владении искусством слова. Тема природы – одна из главных в творчестве Бунина.
Родился Бунин в обедневшей дворянской семье, свое детство и юность он провел в деревне в Орловской губернии, где полюбил природу, научился ценить ее красоту. Его горячим желанием было стать художником, и он действительно им стал, но художником слова, который безыскусными мазками создает безупречное полотно.
Первое стихотворение, которое принесло ему славу и литературную премию, называется «Листопад». В нем он точно передал образ осеннего леса. Мы словно видим глазами поэта разноцветный «терем расписной», чувствуем запах («Лес пахнет дубом и сосной»), ощущаем тишину, в которой можно «расслышать листика шуршанье», чувствуем, как перед морозами «лес стоит в оцепененье». Вслед за Пушкиным Бунин восторгается осенью, передает ее тихую ностальгию, которая переходит в тревогу и умирание.
Еще немало стихотворений напишет Бунин о природе. Любовь к летней грозе в «Полями пахнет», восторг переменой погоды в «Голубях», прекрасные зарисовки природы в произведениях «В открытом море», «Из окна», «Речка», «Две радуги», «Закат», «Вечер». Каждое слово в них говорит о любви к природе, о том, как тонко взаимосвязана она с человеком, сколько совершенства даже в самом крохотном ее творении.
Бунин-прозаик продолжал создавать поэтичные, романтичные, очень чистые произведения, многие из которых похожи скорее на стихотворение в прозе, чем на рассказы. Недаром говорят, что у него нет обычных рассказов, а есть рассказ-впечатление, рассказ-настроение. И в них продолжает он тему природы.
Пожалуй, самое знаменитое его произведение в прозе – «Антоновские яблоки». Вслед за запахом спелых яблок писатель проводит нас по обычной русской деревне, по заброшенной усадьбе, по собственным воспоминаниям. И неразрывно с каждым шагом – описание природы. Бунин передает умиротворенность своими словами «август был с теплыми дождиками», «паутины много село на поля», «раннее, свежее, тихое утро», «запах меда и осенней свежести». Вообще, здесь очень много запахов: пахнут яблоки, пахнет дождь, пахнет костер, пахнет опавшая листва, пахнет сено, а дома пахнет снова яблоками, старой мебелью, липовым цветом.
Природа в произведении Бунина жива, автор проецирует ее на собственные ощущения, на жизнь человека. Если «веяло весенним ароматом», то «юной жизни тайна в мир пришла» («Три ночи»), если он видит полевые цветы, то они «говорят про давно позабытые светлые дни» («Полевые цветы»), а яркий свет и шелковый песок ассоциируются у него с его детством («Детство»).
Поэзия и проза Бунина – нежные, печальные, грустящие о былом. И такая же у него природа, в ней есть только деликатные цвета: розовое утро, матово-зеленые хлеба, голубая низменность («Деревня»). И люди у Бунина живут по законам природы, подчиняясь ее цикличности, ее умиранию и возрождению и даже ее настроению. Посмотрите, как гармонируют описание природы «холодное осеннее ненастье», залитые дождем дороги, с описанием героев «серьезный и темноликий» мужик со строгим и усталым взглядом («Темные аллеи»).
Бунин – это поэт, воспевающий природу, продолжатель традиций Пушкина и Тютчева, романтик, который всегда будет грустить о своей родине, и который даже в разлуке будет писать только о родных просторах, лесах, полях, цветах. Все его творчество – это выражение его тихой любви к родной природе и обычному человеку.
Источник