Бункеровка сжиженного природного газа

Бункеровка судов сжиженным природным газом

Cбор и транспортировка отходов I - IV классов опасности

В последнее время глобально ужесточаются мировые экологические требования к стандартам судового топлива, особенно касается это выбросов серы в окружающую среду. В регионах Северного и Балтийского морей с 2015 года действуют требования, в соответствии которых содержание серы в судовом топливе не должно превышать 0,1%.

Использование сжиженного природного газа (СПГ) в качестве топлива для судов с двух- и трехтопливными двигателями существенно уменьшает выбросы в море и атмосферу оксидов серы и азота.

Конкурентные преимущества СПГ

В связи с ограничениями на выбросы судовыми двигателями судовладельцам приходится выбирать альтернативные варианты. На сегодняшний день на выбор предложены следующие:

1. Использовать в качестве топлива малосернистый морской газойль, дизель и мазут.

2. Установить на судах скрубберы и SCR (системы каталитического избирательного восстановления для очистки на должном уровне от диоксидов азота и серы выхлопных газов.

3. В качестве судового топлива использовать сжиженный природный газ.

Если проанализировать экономические показатели всех предложенных вариантов, то применение в качестве бункеровочного топлива для морского и речного флота природного газа имеет ряд принципиальных преимуществ:

• СПГ – это криогенная нетоксичная жидкость. Хранение продукта возможно при температурных показателях -162°С в специальных теплоизолированных емкостях;

• при правильной организации рабочего процесса намного высшей будет экономичность сжигания газовых топлив, что способствует уменьшению финансовых затрат;

• в сравнении с дизелем значительно ниже износ газовых двигателей. Обеспечено это отсутствием разжижения смазки и меньшим образованием нагара, что вследствие сокращает расходы на ремонтные и обслуживающие работы;

• при сжижении в сотни раз увеличивается плотность природного газа, что более эффективным и удобным делает хранение, транспортировку и потребление данного энергоносителя;

• перевозить природный сжиженный газ можно как специальными танкерами-газовозами, так и в цистернах автомобильным и железнодорожным транспортом;

• конструктивное строение газосмесительного оборудования довольно простое. В нем нет каких-либо прецизионных и сверхсложных узлов и деталей. Это понижает его стоимость, упрощает обслуживание и сам процесс бункеровки;

• эксплуатация газовой двигательной установки нисколько не дороже в сравнении с жидкотопливными двигателями.

Основным экологическим преимуществом СПГ является то, что в сравнении с традиционными нефтепродуктами выбросы существенно ниже составляют выбросы, в частности CO2 на 25%, NOx на 80%, SОx и твердые частицы устраняются практически на 100%.

Возможности использования в качестве бункерного топлива СПГ

С момента появления СПГ на рынке судотопливных материалов акцент сосредотачивался на коротких дистанциях и регулярных маршрутах. В основном это были суда-паромы, осуществляющие перевозку автомобилей и обслуживающие разнообразные портовые операции суда. Причина такого ограничения – недостаточное количество газового топлива и недостаточно развитая инфраструктура распределения СПГ.

Сегодня перечень категорий судов, которые работают на сжиженном газе значительно выше. К таковым принадлежат буксиры, сухогрузы, пассажирские суда, земснаряды, газовозы, танкеры и суда обеспечения.

Читайте также:  Видеоурок природные сообщества 5 класс

Технологические особенности использования СПГ

Бункеровка судов сжиженным природным газом осуществляется несколькими технологическими схемами:

1. Автоцистерна – судно (TTS – truck to ship).

2. Береговое хранилище – судно (TPS – intermediate tank to ship).

3. Судно – судно (STS – ship to ship).

Вариант с автоцистерны возможен только при наличии технически оснащенного хранилища СПГ. Кроме этого такой тип бункеровки требует развитой сети автодорог. Поскольку максимальная емкость автоцистерны составляет до 20 тонн, то такой тип наиболее целесообразным будет для плавучих кранов и буксиров, обеспечивающих портовые операции.

Из стандартного хранилища по типу TPS заправка допустима в случаях, когда непосредственно в порту находится береговой комплекс хранения СПГ. При этом возможна и к бункеровке судов поставка природного газа, и потребителям, непосредственно находящимся в порту. Если глубина у причала позволяет, то бункеровочными услугами могут воспользоваться не только мелкие, но и крупные морские суда.

Третья схема по типу STS в бункеровщика наиболее распространенная в акватории Санкт-Петербурга и области. Прямая заправка позволяет осуществить дозаправку любого судна в необходимом объеме, вне зависимости находится судно в рейде или в акватории порта.

Особенности бункеровки

Бункеровка судов сжиженным газомоторным топливом осуществляется как в акватории порта, так и морях, океанах и реках.

Бункеровочный процесс на причале осуществляется с помощью автоцистерны или специальным трубопроводом.

Нередко непосредственно на ходу проводится дозаправка судна и для этого зачастую используют рыболовные суда, предварительно установив на них узкоспециализированное оборудование.

Учитывая специфические аспекты и требования в обращении с СПГ, бункеровка судов может проводиться исключительно квалифицированными компаниями, у которых есть специализированное оборудование и лицензия на такой вид деятельности.

Услуги бункеровки компании «Иволга»

За годы работы на бункерном рынке Санкт-Петербурга компания «Иволга» стала образцом стабильности и качества как в отношении поставляемой продукции, так и в плане обслуживания.

Постоянное совершенствование в сфере инновационных технологий и мощное оснащение бункеровочного флота позволяет нам обслуживать разные типы судов, начиная от речных теплоходов и заканчивая океанскими лайнерами.

Компанией «Иволга» бункеровка судов осуществляется:

• у причальной стенки или на рейде с помощью кораблей заправщиков, оснащенных танк-контейнерами для хранения СПГ;

• от эстакады с заправочного терминала;

• с газовозов на рейде или у причала;

• посредством замены напалубных танк-контейнеров.

Бункеровка компанией «Иволга» осуществляется круглосуточно, что сводит к минимуму простои судов.

Источник

Первый СПГ-бункеровщик «Дмитрий Менделеев»: год эксплуатации

В сентябре 2022 года «Газпром нефть» произвела первую в России бункеровку судна сжиженным природным газом «борт-в-борт». Так в российской судоходной отрасли началась новая эра СПГ. В целях развития перспективного рыночного сегмента «Газпром нефть» заранее включилась в формирование необходимой для этого инфраструктуры, инициировав проект судна, способного круглый год осуществлять перевозки и бункеровки СПГ. Этим судном стал «Дмитрий Менделеев» – единственный в нашей стране СПГ-бункеровщик. Управление этим заправщиком осуществляет оператор флота «Газпром нефти» – «Газпромнефть Шиппинг». Генеральный директор предприятия Дмитрий Зайкин рассказал об особенностях уникального судна и технологических тонкостях бункеровки СПГ.

Читайте также:  Виды природных ресурсов таблица 8 класс география

Первый российский СПГ-бункеровщик

– СПГ-бункеровка в России – довольно таки молодое направление в отечественном судоходстве. Какие важные этапы в своем становлении она прошла с технологической и флотской точки зрения?

– Если говорить о деятельности «Газпромнефть Шиппинг», то можно выделить несколько ключевых этапов. Это и запуск проекта СПГ-бункеровщика – большая подготовительная работа, создание проектной документации, научная и техническая экспертиза. Судно должно было получиться максимально технологичным, безопасным, соответствующим экологическим стандартам. Важный момент – адаптация стандартов по бункеровке СПГ для использования в российском судоходстве.

Генеральный директор

Работа велась при участии наших специалистов – в стране универсальных и исчерпывающих нормативных документов по СПГ-заправкам судов до этого не было. И еще выделил бы важный момент, уже после сдачи «Дмитрия Менделеева» в эксплуатацию: серия тестовых испытаний и стыковок с судами на СПГ и береговыми терминалами. Это было крайне важно для отладки технической совместимости агрегатов и проверки работоспособности всех систем, а также, отмечу отдельно, для тренировки слаженного взаимодействия персонала.

– Раз речь зашла о персонале, расскажите, требуется ли для работы на СПГ–бункеровщике дополнительная подготовка? В нашей стране СПГ-бункеровщиков до «Дмитрия Менделеева» не было – откуда вы приглашали моряков?

– Для работы на СПГ-бункеровщике нужны специальные компетенции – это регламентируется требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. В зависимости от занимаемой должности, каждый член экипажа проходит начальную или расширенную подготовку, после чего сдаёт экзамен и получает специальное подтверждение для работы на танкерах-газовозах от Администрации порта. Что и было в нашем случае – кандидаты дополнительно получили необходимую квалификацию. Кроме того, среди наших моряков есть те, кто имел опыт работы с СПГ. Так что сложностей с комплектованием экипажей для «Дмитрия Менделеева» не было – мы готовились заранее.

– Кроме «Дмитрия Менделеева» ни одно судно в российском коммерческом флоте не выполняет бункеровки СПГ «борт-в-борт». А в чем заключается преимущество такого способа бункеровки по сравнению с другими – с автоцистерн или береговых терминалов?

– Главное – это универсальность бункеровочной операции: заправка может проходить как у причала, так и на рейде. Если причал погрузки бункеруемого судна не имеет разрешений на проведение СПГ-бункеровки, то рейдовая передача топлива остаётся единственным возможным вариантом.

В то же время стоит учитывать, что бункеровщик обладает значительно большим объемом СПГ-резервуаров и более производительными насосами, что позволяет сократить время выдачи бункерного топлива, а также обеспечить стабильное качество и однородность топлива. Также в случае необходимости проведения процедуры захолаживания, то есть охлаждения бункерных танков принимающего судна, требуется дополнительный объем СПГ и его длительная подача, что с лёгкостью обеспечивается именно судном-бункеровщиком.

Читайте также:  Горные районы природный комплекс

Бункеровка

– Сколько времени занимает СПГ-бункеровка «борт-в-борт»? Где удобнее бункеровать – у причала или на рейде?

– Время проведения бункеровочной операции «борт-в-борт», включая все подготовительные мероприятия, составляет в среднем 8-10 часов, из которых непосредственно заправка занимает до четырех часов. Длительность зависит от множества факторов, в том числе, естественно, от количества принимаемого топлива.

Как такового понятия удобства бункеровки для судна не существует, и принципиальной разницы, проводить операцию на рейде или у причала, тоже нет. В любом случае перед проведением бункеровки производится ряд подготовительных операций, включая оценку совместимости судов, оценку схемы швартовки и оценку рисков.

– Какова разница между традиционными судовыми видами топлива и СПГ с точки зрения воздействия на судовые энергетические установки?

– Как показывает практика, при использовании СПГ моторесурс двигателя повышается, масла в двигателе дольше сохраняют свои свойства, на элементах силовой установки образуется значительно меньше отложений. Не забываем и о физических свойствах СПГ – он обладает теплотворной способностью выше на 15% по сравнению с традиционным топливом, соответственно, увеличивается КПД двигателя.

– Сколько бункеровок в месяц выполняет «Дмитрий Менделеев»?

– Количество бункеровокв месяц зависит от потребности наших клиентов и графика движения их судов. Сейчас мы поставляем СПГ на новые железнодорожные паромы «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», выполняющие перевозки между Усть-Лугой и Калининградом, а также нефтяные танкеры типа Green Aframax. В среднем в месяц «Дмитрий Менделеев» осуществляет пять СПГ-бункеровок.

В Финском заливе идет бункеровка крупнотоннажного двухтопливного танкера / Фото: Бункеровка парома

– Вместимость «Дмитрия Менделеева» составляет 5800 куб. м. На сколько бункеровок хватает этого количества газа?

– Количество бункеровок зависит от потребностей клиента, в том числе от запланированного рейса бункеруемого судна, но можно считать, что полной вместимости танков хватает в среднем на 6-8 бункеровок.

– Есть ли какие-то ограничения в работе судна из-за использования в качестве топлива отпарного газа?

– Ограничений нет. Судно имеет двухтопливный двигатель и может работать как на дизельном топливе, так и на СПГ. В то же время СПГ является более экологичным видом топлива, что позволяет его использовать в регионах с самыми высокими экологическими требованиями, в том числе в Арктическом регионе.

Фото:

– Речное судно с двухтопливными двигателями, способное работать на СПГ, имеет ряд конструктивных отличий. Кроме криогенных емкостей для хранения газа, оно должно иметь два машинных отделения, специальную систему подачи топлива к двигателям, усиленные меры безопасности. А каковы отличительные особенности морского СПГ-бункеровщика?

– Морской СПГ-бункеровщик – это полноценный танкер-газовоз. Наше судно соответствует требованиям «Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом». На сегодняшний день в мире построено более 40 СПГ-бункеровщиков, однако уникальность «Дмитрию Менделееву» придает наличие ледового класса. Это позволяет работать в акватории Балтийского моря круглый год, в том числе зимой – самостоятельно без ледокольной проводки во льду с толщиной до 0,8 метра.

Источник

Оцените статью