Это задание проверяет весь курс синтаксиса за 8-9 класс, поэтому нет никакой возможности вместить в короткое правило все темы этого курса.
Формулировки заданий различны, сложность заданий тоже.
Будут проверяться умения определять:
1) грамматическую основу простого двусоставного предложения, в том числе неполного:
а) со сказуемым простым глагольным, составным глагольным и составным именным, в том числе выраженным устойчивыми словосочетаниями (типа играть роль, иметь значение)
б) с подлежащим, состоящим из одного слова или словосочетания;
2) грамматическую основу простого односоставного предложения, в том числе:
а) опредёленно-личное, неопредёленно-личное, безличное и назывное;
3) однородные члены предложения, в том числе с обобщающим словом;
4) обособленные члены предложения (определения, обстоятельства, дополнения, приложения);
5) вводные слова и вставные конструкции;
6) тип сложного предложения (ССП —сложносочиненное и СПП — сложноподчиненное, БСП — бессоюзное);
7) тип придаточного предложения в составе СПП (изъяснительное, определительное, времени, цели и т.д.)
8) тип подчинения придаточного(ых) предложения(ий) в СПП;
9) цитирование и прямую речь;
10) тип предложения по цели высказывания.
Синтаксический анализ.
(1)Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. (2)Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. (3)У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счётного устройства, для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало. (4)Счёт дюжинами ведёт свое начало от счёта по фалангам пальцев рук, при этом большой палец играл роль счётчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. (5)Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) были пальцы (предложение 1)
2) природа предоставила (предложение 2)
3) помощи хватало (предложение 3)
4) ведёт начало (предложение 4)
5) начать и закончить (предложение 5)
Пояснение (см. также Правило ниже).
(1)Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. Неверно, составное именное сказуемое несет информацию о том, что пальцы не просто были, то есть присутствовали, а что они были инструментом.
(2)Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. Все верно.
(3)[У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счётного устройства ], [для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало ]. Неверно. Сочетание «помощи хватало» не является основой, так как подлежащее может иметь только форму именительного падежа. Сказуемое «хватало» употреблено в безличном предложении, в котором подлежащего нет и быть не может.
(4) Счёт дюжинами ведёт свое начало от счёта по фалангам пальцев рук, при этом большой палец играл роль счётчика , при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. Неверно, так как оборот «ведет начало» — устойчивое сочетание (=начинается), является только сказуемым.
(5)[ Двенадцать получается ], (если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца). Верно. В этом СПП придаточное предложение имеет основу в форме двух глаголов-сказуемых в начальной форме. Такие предложения называются инфинитивными.
Источник
(1)Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. (2)Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. (3)У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счётного устройства, для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало. (4)Счёт дюжинами ведёт свое начало от счёта по фалангам пальцев рук, при этом большой палец играл роль счётчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. (5)Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.
1) были пальцы (предложение 1)
2) природа предоставила (предложение 2)
3) помощи хватало (предложение 3)
4) ведёт начало (предложение 4)
5) начать (предложение 5)
#2
(1)Пшеница имеет большое значение примерно для половины человечества. (2)Источники происхождения этой культуры, по мнению академика Н.И. Вавилова, находились в Азии и Средиземноморье. (3)Отсюда она постепенно распространилась по всему свету, и в наши дни мировое пшеничное поле охватывает все обитаемые континенты. (4)Главный пшеничный пояс протягивается в Северном полушарии; меньший по размерам – в Южном. (5)Получается, что нет ни одного месяца в году,
в котором в той или иной части земного шара не производилась бы уборка этой культуры.
1) В предложении 1 грамматическая основа – имеет значение.
2) Предложение 2 осложнено вводной конструкцией.
3) Предложение 3 простое, осложнённое однородными сказуемыми.
4) Вторая часть предложения 4 – неполное предложение.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
#3
(1)Процесс горения – один из важнейших физико-химических процессов на Земле. (2)Без него существование человека было бы невозможным. (3)Изучение процесса горения необходимо для более эффективного расходования углеводородного топлива и защиты от опустошительных пожаров. (4)Несмотря на важную роль процесса горения в нашей жизни, изучен он явно недостаточно, и для этого есть веская причина – притяжение Земли, из-за которого при горении возникает движение воздуха: нагретый воздух устремляется вверх, а холодный снизу приходит ему на смену. (5)Этот поток усложняет исследование процесса горения, поэтому в условиях невесомости изучать горение легче. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.
1) один из процессов (предложение 1)
2) существование было бы невозможным (предложение 2)
3) необходимо (предложение 3)
4) есть причина (предложение 4)
5) усложняет исследование (предложение 5)
Источник