4. Виды и формы бытия
Рассматривая проблему бытия с точки зрения структурно- типологического анализа, можно выделить основные уровни и виды бытия.
бытие, наличествующее в данный момент времени
бытие, в данный момент времени еще не возникшее, но которое может стать таковым в принципе
Категориальная пара «актуальное бытие — потенциальное бытие» определяет мир как процесс, т.е. характеризует его как становящийся, обладающий некоторой долей неопределенности своего развития. Любой предмет с точки зрения его наличия в настоящий момент времени может быть охарактеризован как актуальное бытие, но до этого момента его ведь не существовало, т.е. он обладал лишь потенциальным бытием, в которое он и уйдет по прошествии определенного времени. Поэтому любой предмет является неразрывным единством актуального и потенциального бытия.
МАТЕРИАЛЬНО- ПРЕДМЕТНОЕ БЫТИЕ
Бытие 1-й природы: бытие предметов и явлений в их ес- тественно-природной данности
Бытие 2-й природы: бытие предметов, измененных или созданных в результате человеческой деятельности
Бытие человека в мире вещей (в терминологии Э. Фромма бытие человека в статусе «Иметь»)
Специфически человеческое бытие (в терминологии Э. Фромма бытие человека в статусе «Быть»)
Индивидуализированное духовное (сознание конкретного человека)
Надындивидуальное духовное (существование духовного в безличных универсальных формах)
Бытие индивида как социального субъекта
Бытие общества как целостной многоуровневой системы
Основными видами бытия являются материальное и духовное бытие. Критерием различения материального и духовного может служить принцип, предложенный Б. Спинозой: «causa sui» — то, что является причиной самого себя. К материальному бытию относится все то, что существует вне и независимо от сознания, т.е. является причиной самого себя. Данный тип реальности в философии называется объективной реальностью.
Духовное (идеальное) бытие является субъективной реальностью, т.к. оно испытывает определенную зависимость в своем существовании от материального бытия. Данная зависимость проявляется как в том, что содержанием сознания (духовного) выступает явление реального мира (сознание всегда является сознанием о чем-либо), так и в том, что продукты индивидуального сознания могут существовать для Другого, т.е. стать частью культуры, только получив объективированное воплощение в знаковых формах.
Объективная и субъективная реальность взаимосвязаны, представляют собой неразрывное целое. Существование человека и общества, мир культуры не могут быть однозначно отнесены только к материальному или духовному бытию. Способом их взаимосвязи выступает деятельность человека.
Материально-предметное бытие
«Первая природа» — совокупность предметов и явлений в их естественно-природной данности. Она возникает как результат биолого-космической эволюции и обладает статусом объективной и первичной реальности. Первичность природы понимается в том смысле, что человек и его дух рождается в природе и благодаря природе, являясь одним из поздних звеньев в бесконечной цепи эволюции бытия. Природа первична и объективна и в том смысле, что без нее невозможна сама жизнь и деятельность человека.
«Вторая природа» возникает в процессе человеческой деятельности, воплощает труд и знания человека, т.е. создается сознательно ради обеспечения определенных социокультурных потребностей людей. Бытие «второй природы» есть единство материала и возможностей «первой природы» и потребностей человека, реализованных в его целеполагающей, сознательной деятельности. Таким образом, «вторая природа» представляет собой результат взаимодействия материального и духовного бытия и по сравнению c первой природой» является реальностью нового типа, обладая комплексным (природно-духовно-социальным) характером.
Первичной предпосылкой существования человека является жизнь его тела. Тело человека сотворено природой. Именно телесность делает человека конечным, смертным существом. Природность тела позволяет включить проблему человеческого бытия в более широкую проблему эволюции природы и возникновения человека (антропогенез). Чтобы мыслить, надо обеспечивать жизнь человеческого тела, удовлетворять хотя бы самые необходимые, фундаментальные его потребности. Существование человека как природного организма подчинено всем законам жизни, прежде всего — законам наследственности. Природно-биологическое «измерение» человеческого бытия — особый мир, относительно самостоятельный и целостный и в то же время вписанный в целостность природы.
Бытие человека — единство тела и духа. Тело связано с работой мозга и нервной системы, а через них — с психикой, душевной и духовной жизнью индивида. Человек для самого себя — не только первая, но и «вторая природа», поскольку мысли и эмоции, являясь важнейшей стороной жизни человека, влияют на жизнь тела.
Особенность человеческого существования состоит в возникновении уникальной для живой природы нежесткой и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны природности его тела, поскольку само тело находится в тесном взаимодействии с мышлением, психикой, эмоциями, волей, самосознанием. Специфика человеческого бытия состоит в соединении трех измерений его жизни:
- — человек как чувствующее тело;
- — человек как индивид, принадлежащий к виду Ноmo sapiens;
- — человек как активно действующее и мыслящее социально- историческое существо.
- — оно неповторимо и уникально, и восстановить поток сознания во всей его полноте практически невозможно;
- — процессы индивидуального сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей;
- — индивидуальное сознание «проявляется», артикулируется посредством форм, выработанными культурой (знак, язык, символ и т.д.), которые имеют универсальный характер, поэтому сохранение результатов деятельности индивидуального сознания возможно только в результате их преобразования во внеиндивидуальную (знаково-символическую) форму существования.
Источник
Бытие природы
Человеческое существование предполагает опору на некоторые простые и естественные предпосылки, которые понятны сами собой и не требуют специальных оснований. Среди таких предпосылок самой первой является уверенность людей, что существуют какие-то гарантии сохранения стабильности мира.
Идентичность – твердо установленный и принимаемый человеком образ себя, чувство адекватности самому себе, устойчивое и постоянное владение своим «Я», независимо от изменений ситуации жизни.
Когда начался кризис мифического мировоззрения, философы начали поиск единого основания мира. Натурфилософы искали его в природе; безличность природы исключала непредсказуемость и произвол.
Древнегреческий философ Парменид отыскал основание за пределами естественного мира. Он ввел понятие Бытие. Бытие — это истинно сущее, оно не возникло, неуничтожимо, нескончаемо во времени, оно есть абсолютная мысль. Но бытие мысль не субъективная, человеческая, а Логос — космический разум.
Всё существующее в мире (вещи, люди, состояния, идеи и т.д. как и мир в целом) является реальностью или действительностью. Человек в своей жизни сталкивается с двумя реальностями: объективной и субъективной. Объективная реальность — это действительность, которая существует вне человеческого сознания. Субъективная реальность — это реальность, которая существует в сознании человека.
Бытие есть единство объективной и субъективной реальности, то есть все то, что существует. Формы бытия: бытие природы, бытие человека.
В зависимости от того, подвергается ли природа воздействию людей, различаются «две природы».
«Первая природа» — это естественная окружающая среда, которая охватывает вещи, процессы, состояния нетронутой человеком природы. Например: земля, тепло и свет солнца, вода, воздух и т. д.
Бытие «первой природы» включает в себя бытие отдельных сущих природы и бытие природы в целом. Бытие отдельных сущих природы это преходящее»исчезающее» бытие отдельных элементов природы в определенном пространстве и времени; бытие, которое сменяется небытием. Бытие природы в целом это непреходящее бытие, так как природа как целое бесконечна во времени и в пространстве, всегда и везде была есть и будет. Отдельная, конкретная вещь когда-нибудь да разрушится, живой организм погибнет, но они никогда не исчезнут из природы вообще, а останутся в ней в другом состоянии.
«Вторая природа» — это искусственная среда обитания, охватывающая рукотворные вещи, процессы, состояния (артефакты), которые ранее в природе не существовали, созданы человеком, материально воплощают в себе труд и знания человека. Например: орудия труда, города, дороги, вычислительный процесс, искусственный климат и.т. д.
Источник