Бытие первой второй природы

4. Виды и формы бытия

Рассматривая проблему бытия с точки зрения структурно- типологического анализа, можно выделить основные уровни и ви­ды бытия.

бытие, наличествующее в данный момент времени

бытие, в данный момент времени еще не возникшее, но которое может стать таковым в принципе

Категориальная пара «актуальное бытие — потенциальное бы­тие» определяет мир как процесс, т.е. характеризует его как становящийся, обладающий некоторой долей неопределенности своего развития. Любой предмет с точки зрения его наличия в настоящий момент времени может быть охарактеризован как актуальное бытие, но до этого момента его ведь не существовало, т.е. он обладал лишь потенциальным бытием, в которое он и уйдет по прошествии определенного времени. Поэтому любой предмет является нераз­рывным единством актуального и потенциального бытия.

МАТЕРИАЛЬНО- ПРЕДМЕТНОЕ БЫТИЕ

Бытие 1-й природы: бытие предметов и явлений в их ес- тественно-природной данности

Бытие 2-й природы: бытие предметов, измененных или созданных в результате человеческой деятельности

Бытие человека в мире вещей (в терминологии Э. Фром­ма бытие человека в статусе «Иметь»)

Специфически человеческое бытие (в терминологии Э. Фромма бытие человека в статусе «Быть»)

Индивидуализированное духовное (сознание конкретного человека)

Надындивидуальное духовное (существование духовного в безличных универсальных формах)

Бытие индивида как социального субъекта

Бытие общества как целостной многоуровневой системы

Основными видами бытия являются материальное и духовное бытие. Критерием различения материального и духовного может служить принцип, предложенный Б. Спинозой: «causa sui» — то, что является причиной самого себя. К материальному бытию относит­ся все то, что существует вне и независимо от сознания, т.е. явля­ется причиной самого себя. Данный тип реальности в философии называется объективной реальностью.

Духовное (идеальное) бытие является субъективной реаль­ностью, т.к. оно испытывает определенную зависимость в своем существовании от материального бытия. Данная зависимость про­является как в том, что содержанием сознания (духовного) высту­пает явление реального мира (сознание всегда является сознанием о чем-либо), так и в том, что продукты индивидуального сознания могут существовать для Другого, т.е. стать частью культуры, толь­ко получив объективированное воплощение в знаковых формах.

Читайте также:  Вода вид природных ресурсов

Объективная и субъективная реальность взаимосвязаны, пред­ставляют собой неразрывное целое. Существование человека и об­щества, мир культуры не могут быть однозначно отнесены только к материальному или духовному бытию. Способом их взаимосвязи выступает деятельность человека.

Материально-предметное бытие

«Первая природа» — совокупность предметов и явлений в их естественно-природной данности. Она возникает как результат биолого-космической эволюции и обладает статусом объективной и первичной реальности. Первичность природы понимается в том смысле, что человек и его дух рождается в природе и благодаря природе, являясь одним из поздних звеньев в бесконечной цепи эволюции бытия. Природа первична и объективна и в том смысле, что без нее невозможна сама жизнь и деятельность человека.

«Вторая природа» возникает в процессе человеческой дея­тельности, воплощает труд и знания человека, т.е. создается созна­тельно ради обеспечения определенных социокультурных потреб­ностей людей. Бытие «второй природы» есть единство материала и возможностей «первой природы» и потребностей человека, реали­зованных в его целеполагающей, сознательной деятельности. Та­ким образом, «вторая природа» представляет собой результат взаимодействия материального и духовного бытия и по сравнению c первой природой» является реальностью нового типа, обладая комплексным (природно-духовно-социальным) характером.

Первичной предпосылкой существования человека является жизнь его тела. Тело человека сотворено природой. Именно телес­ность делает человека конечным, смертным существом. Природность тела позволяет включить проблему человеческого бытия в более ши­рокую проблему эволюции природы и возникновения человека (антропогенез). Чтобы мыслить, надо обеспечивать жизнь человеческого тела, удовлетворять хотя бы самые необходимые, фундаменталь­ные его потребности. Существование человека как природного орга­низма подчинено всем законам жизни, прежде всего — законам наследственности. Природно-биологическое «измерение» человеческого бытия — особый мир, относительно самостоятельный и целостный и в то же время вписанный в целостность природы.

Читайте также:  Государственные органы контроля охраны окружающей природной среды

Бытие человека — единство тела и духа. Тело связано с рабо­той мозга и нервной системы, а через них — с психикой, душевной и духовной жизнью индивида. Человек для самого себя — не только первая, но и «вторая природа», поскольку мысли и эмоции, являясь важнейшей стороной жизни человека, влияют на жизнь тела.

Особенность человеческого существования состоит в возник­новении уникальной для живой природы нежесткой и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны природности его тела, поскольку само тело находится в тесном взаимодействии с мышле­нием, психикой, эмоциями, волей, самосознанием. Специфика чело­веческого бытия состоит в соединении трех измерений его жизни:

  • — человек как чувствующее тело;
  • — человек как индивид, принадлежащий к виду Ноmo sapiens;
  • — человек как активно действующее и мыслящее социально- историческое существо.
  • — оно неповторимо и уникально, и восстановить поток соз­нания во всей его полноте практически невозможно;
  • — процессы индивидуального сознания возникают и умира­ют вместе с рождением и смертью отдельных людей;
  • — индивидуальное сознание «проявляется», артикулируется посредством форм, выработанными культурой (знак, язык, символ и т.д.), которые имеют универсальный характер, поэтому сохране­ние результатов деятельности индивидуального сознания возмож­но только в результате их преобразования во внеиндивидуальную (знаково-символическую) форму существования.

Источник

Бытие природы

Человеческое существование предполагает опору на некоторые простые и естественные предпосылки, которые понятны сами собой и не требуют специальных оснований. Среди таких предпосылок самой первой является уверенность людей, что существуют какие-то гарантии сохранения стабильности мира.

Идентичность – твердо установленный и принимаемый человеком образ себя, чувство адекватности самому себе, устойчивое и постоянное владение своим «Я», независимо от изменений ситуации жизни.

Когда начался кризис мифического мировоззрения, философы начали поиск единого основания мира. Натурфилософы искали его в природе; безличность природы исключала непредсказуемость и произвол.

Читайте также:  Агентство министерства природных ресурсов

Древнегреческий философ Парменид отыскал основание за пределами естественного мира. Он ввел понятие Бытие. Бытие — это истинно сущее, оно не возникло, неуничтожимо, нескончаемо во времени, оно есть абсолютная мысль. Но бытие мысль не субъективная, человеческая, а Логос — космический разум.

Всё существующее в мире (вещи, люди, состояния, идеи и т.д. как и мир в целом) является реальностью или действительностью. Человек в своей жизни сталкивается с двумя реальностями: объективной и субъективной. Объективная реальность — это действительность, которая существует вне человеческого сознания. Субъективная реальность — это реальность, которая существует в сознании человека.

Бытие есть единство объективной и субъективной реальности, то есть все то, что существует. Формы бытия: бытие природы, бытие человека.

В зависимости от того, подвергается ли природа воздействию людей, различаются «две природы».

«Первая природа» — это естественная окружающая среда, которая охватывает вещи, процессы, состояния нетронутой человеком природы. Например: земля, тепло и свет солнца, вода, воздух и т. д.

Бытие «первой природы» включает в себя бытие отдельных сущих природы и бытие природы в целом. Бытие отдельных сущих природы это преходящее»исчезающее» бытие отдельных элементов природы в определенном пространстве и времени; бытие, которое сменяется небытием. Бытие природы в целом это непреходящее бытие, так как природа как целое бесконечна во времени и в пространстве, всегда и везде была есть и будет. Отдельная, конкретная вещь когда-нибудь да разрушится, живой организм погибнет, но они никогда не исчезнут из природы вообще, а останутся в ней в другом состоянии.

«Вторая природа» — это искусственная среда обитания, охватывающая рукотворные вещи, процессы, состояния (артефакты), которые ранее в природе не существовали, созданы человеком, материально воплощают в себе труд и знания человека. Например: орудия труда, города, дороги, вычислительный процесс, искусственный климат и.т. д.

Источник

Оцените статью