62.Проблемы бытия в философии. Категория бытия, основные формы бытия (бытие природы, бытие человека, бытие духовного , бытие психологического).
Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой. Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия: — Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон). — Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга. — Есть только небытие (Чанышев). Есть такая категория — существование, т.е. мышление, восприятие (по Беркли), возможность быть выраженным в логических терминах. В физике существование определяется как то, что может быть описано физическими законами. В Древнем Китае считали, что существовать– значит действовать. В математике существование связано с непротиворечивостью, в другом направлении матаматики существование связано с возможностью конструирования модели чего-либо. В философии жизни существование связано с волей жизни (Шопенгауэр), с волей к власти (Нитше). В экзестенциализме существование определяется через бунт, существование– напряженное внутренние переживание. В диалектико-материалистической философии существование и сущность связаны. Сущность – это качественная определенность любого явления. Для характеристики бытия очень важной является категория субстанции, которая связана с акциденцией (свойство, признак). Для понятия субстанции можно выделить следующие подходы: А. Субстанция – неизменная реальность. Б. Субстанция – изменчивая и подвижная реальность. Аспекты бытия: 1) Вещи. 2) Свойства. 3)Отношения. Другой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения
Ввели Парменид, Демокрит, Платон и Аристотель. Существует два подхода:
1. проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос)
2. в определение содержания и сущности бытия выявилась абсолютизация знаний об объективно-чувственном мире – вечных, бестелесных идеях. Общее разграничение бытия и небытия.
Бытие — это фил. категория, кот. обозначает единство всего существующего (природа, общество, человек с его духовным миром).
Бытиё вещей включает в себя во-первых бытиё вещей, явлений, процессов «первой природы», и во-вторых бытиё произведённых человеком вещей «второй природы».
Бытиё человека включает в себя: 1) бытиё человека в мире вещей – это его существование как «вещи среди вещей», связанное общими для человека и вещей природы законами; 2) специфически человеческое бытиё – это жизнедеятельность человека во всей полноте её проявлений.
1. Бытиё духовного (идеального): 1) Бытиё индивидуализированного духовного – это проявление сознания индивидуального человека (чувства, мысли, переживания), а также различные формы бессознательного (механизмы неосознанного психического контроля за состоянием своего тела и духовным равновесием); 2) Бытиё объектированного духовного – формы материализации духовных образований (представление о мире, боге, истине, добре, справедливости и т.д.).
2. Бытиё социального: 1) Бытиё отдельного человека в обществе и истории – процессы социализации (вхождение в общество) и жизнедеятельности отдельного человека в обществе, в конкретную историческую эпоху, а также механизмы предопределённости его поведения и деятельности; 2) Бытиё общества – совокупность проявлений его жизнедеятельности как целостного механизма в единстве материально производственной и духовной сфер, движение сил и механизмов общественного исторического развития.
Материальное единство мира рассматривается в трёх аспектах: субстанциональном, атрибутивном, генетическом.
Для материи как субстанции характерно качественное разнообразие, что связанно со взаимопревращением всех материальных вещей и процессов друг в друга. Но материя при этом сохраняется относительно количественного и качественного разнообразия.
Атрибутивное единство проявляется в сохранении в материи таких атрибутов (свойств) как движение, развитие, пространство, время, отражение. Материя является основой единства всех атрибутивных свойств.
Генетическое единство мира связывается со всеобщностью развития материи, которое реализуется как саморазвитие.
Сущность диалектико-материалистической концепции материального единства мира:
— мир материален по своей природе, существует вне человека и независимо от него;
— мир представляет собой единое целое, которое складывается из множества разнокачественных и взаимосвязанных частей, элементов, материальных систем этого целого;
— мир находится в постоянном движении и развитии, но материя при этом сохраняется. Источником движения и развития являются внутренние противоречия;
— развитие представляет собой переход от простого к сложному, порождает качественно обособленные системы — неорганический мир, органический мир и общество;
— материальное единство мира проявляется в наличии всеобщих свойств и закономерностей (законов и категорий диалектики).
Источник
4. Виды и формы бытия
Рассматривая проблему бытия с точки зрения структурно- типологического анализа, можно выделить основные уровни и виды бытия.
бытие, наличествующее в данный момент времени
бытие, в данный момент времени еще не возникшее, но которое может стать таковым в принципе
Категориальная пара «актуальное бытие — потенциальное бытие» определяет мир как процесс, т.е. характеризует его как становящийся, обладающий некоторой долей неопределенности своего развития. Любой предмет с точки зрения его наличия в настоящий момент времени может быть охарактеризован как актуальное бытие, но до этого момента его ведь не существовало, т.е. он обладал лишь потенциальным бытием, в которое он и уйдет по прошествии определенного времени. Поэтому любой предмет является неразрывным единством актуального и потенциального бытия.
МАТЕРИАЛЬНО- ПРЕДМЕТНОЕ БЫТИЕ
Бытие 1-й природы: бытие предметов и явлений в их ес- тественно-природной данности
Бытие 2-й природы: бытие предметов, измененных или созданных в результате человеческой деятельности
Бытие человека в мире вещей (в терминологии Э. Фромма бытие человека в статусе «Иметь»)
Специфически человеческое бытие (в терминологии Э. Фромма бытие человека в статусе «Быть»)
Индивидуализированное духовное (сознание конкретного человека)
Надындивидуальное духовное (существование духовного в безличных универсальных формах)
Бытие индивида как социального субъекта
Бытие общества как целостной многоуровневой системы
Основными видами бытия являются материальное и духовное бытие. Критерием различения материального и духовного может служить принцип, предложенный Б. Спинозой: «causa sui» — то, что является причиной самого себя. К материальному бытию относится все то, что существует вне и независимо от сознания, т.е. является причиной самого себя. Данный тип реальности в философии называется объективной реальностью.
Духовное (идеальное) бытие является субъективной реальностью, т.к. оно испытывает определенную зависимость в своем существовании от материального бытия. Данная зависимость проявляется как в том, что содержанием сознания (духовного) выступает явление реального мира (сознание всегда является сознанием о чем-либо), так и в том, что продукты индивидуального сознания могут существовать для Другого, т.е. стать частью культуры, только получив объективированное воплощение в знаковых формах.
Объективная и субъективная реальность взаимосвязаны, представляют собой неразрывное целое. Существование человека и общества, мир культуры не могут быть однозначно отнесены только к материальному или духовному бытию. Способом их взаимосвязи выступает деятельность человека.
Материально-предметное бытие
«Первая природа» — совокупность предметов и явлений в их естественно-природной данности. Она возникает как результат биолого-космической эволюции и обладает статусом объективной и первичной реальности. Первичность природы понимается в том смысле, что человек и его дух рождается в природе и благодаря природе, являясь одним из поздних звеньев в бесконечной цепи эволюции бытия. Природа первична и объективна и в том смысле, что без нее невозможна сама жизнь и деятельность человека.
«Вторая природа» возникает в процессе человеческой деятельности, воплощает труд и знания человека, т.е. создается сознательно ради обеспечения определенных социокультурных потребностей людей. Бытие «второй природы» есть единство материала и возможностей «первой природы» и потребностей человека, реализованных в его целеполагающей, сознательной деятельности. Таким образом, «вторая природа» представляет собой результат взаимодействия материального и духовного бытия и по сравнению c первой природой» является реальностью нового типа, обладая комплексным (природно-духовно-социальным) характером.
Первичной предпосылкой существования человека является жизнь его тела. Тело человека сотворено природой. Именно телесность делает человека конечным, смертным существом. Природность тела позволяет включить проблему человеческого бытия в более широкую проблему эволюции природы и возникновения человека (антропогенез). Чтобы мыслить, надо обеспечивать жизнь человеческого тела, удовлетворять хотя бы самые необходимые, фундаментальные его потребности. Существование человека как природного организма подчинено всем законам жизни, прежде всего — законам наследственности. Природно-биологическое «измерение» человеческого бытия — особый мир, относительно самостоятельный и целостный и в то же время вписанный в целостность природы.
Бытие человека — единство тела и духа. Тело связано с работой мозга и нервной системы, а через них — с психикой, душевной и духовной жизнью индивида. Человек для самого себя — не только первая, но и «вторая природа», поскольку мысли и эмоции, являясь важнейшей стороной жизни человека, влияют на жизнь тела.
Особенность человеческого существования состоит в возникновении уникальной для живой природы нежесткой и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны природности его тела, поскольку само тело находится в тесном взаимодействии с мышлением, психикой, эмоциями, волей, самосознанием. Специфика человеческого бытия состоит в соединении трех измерений его жизни:
- — человек как чувствующее тело;
- — человек как индивид, принадлежащий к виду Ноmo sapiens;
- — человек как активно действующее и мыслящее социально- историческое существо.
- — оно неповторимо и уникально, и восстановить поток сознания во всей его полноте практически невозможно;
- — процессы индивидуального сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей;
- — индивидуальное сознание «проявляется», артикулируется посредством форм, выработанными культурой (знак, язык, символ и т.д.), которые имеют универсальный характер, поэтому сохранение результатов деятельности индивидуального сознания возможно только в результате их преобразования во внеиндивидуальную (знаково-символическую) форму существования.
Источник